Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа
В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен.
Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-
кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1.Сущность и функции центральных банков…………………………………………………..4
1.1.Сущность центральных банков……………………………………………………………..4
1.2.Независимость центральных банков от исполнительной власти ………………………...5
1.3.Функции центральных банков………………………………………………………………7
2.Денежно-кредитная политика центрального банка ………………………………………..11
2.1.Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования …...11
2.2.Регулирование официальной учетной ставки ……………………………………………12
2.3.Минимальные резервные требования……………………………………………………..14
2.4.Операции на открытом рынке……………………………………………………………..17
2.5.Меры административного воздействия…………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………………….27
с административными, но результаты их применения не всегда адекватны
намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход
центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.
По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия
центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного
регулирования разделяются на количественные я качественные.
Посредством использования количественных методов оказывается влияние на
состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, и на денежное
обращение в целом.
Качественные инструменты представляют собой вариант прямого
регулирования качественного параметра рынка, а именно - стоимости
банковских кредитов.
По срокам воздействия инструменты денежно-кредитного регулирования
разделяются на долгосрочные и краткосрочные в соответствии с задачами
реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики. Под
долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитной политики подразумеваются
те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от 1
года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты
воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-
кредитной политики.
Основными
инструментами денежно-
используемыми центральными банками зарубежных стран, являются установление
минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков,
регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке.
Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного
регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким
методам, как установление кредитных ограничений лимитирование уровня
процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные
ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного
регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный
банк на том или ином этапе экономического развития.
На начальных этапах перехода к рыночным отношениям наиболее
результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в
денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и
кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов
кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов.
По мере развития рыночных отношений наблюдается переход к рыночным
(косвенным)
методам регулирования
операциям на открытом рынке и изменению уровня процентных ставок.
2.2. Регулирование официальной
Практически во всех странах мира коммерческие банки прибегают к
кредитным средствам центральных банков, которые предоставляются под
определенные проценты. Дисконтная, или учетная, ставка, применяемая
центральными банками в операциях с коммерческими банками по учету
краткосрочных государственных облигаций и переучету коммерческих векселей и
других отвечающих требованиям центрального банка видов ценных бумаг,
называется официальной учетной ставкой. Иными словами, официальная учетная
ставка - это плата, взимаемая центральным банком при покупке у коммерческих
банков ценных бумаг до наступления сроков оплаты по ним.
Официальная учетная ставка является ориентиром для рыночных ставок по
кредитам. Устанавливая официальную учетную ставку, центральный банк
определяет
стоимость привлечения
Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов
рефинансирования центрального банка. Отсюда следует, что политика изменения
учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного
параметра денежного рынка - стоимости банковских кредитов.
Регулирование учетной ставки относится к рыночным (косвенным)
инструментам денежно-кредитного регулирования. Механизм регулирования с
помощью изменений официальной учетной ставки довольно прост, что и явилось
причиной его широкого использования как в развитых, так и развивающихся
странах. Например, если центральный банк преследует цель уменьшения
кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку,
удорожая тем самым кредиты рефинансирования. Если же целью центрального
банка является расширение доступа к кредитам коммерческих банков, то он
снижает уровень учетной ставки. Однако центральному банку не всегда удается
достичь намеченной цели. Например, повышение учетной ставки центрального
банка не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент
наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их
повышенного предложения, так как в этом случае коммерческие банки
предпочтут использовать более дешевые кредиты межбанковского рынка, нежели
дорогие кредитные средства центрального банка. Если же официальная учетная
ставка центрального банка уже до ее понижения находилась на уровне ниже
рыночной, то удешевление и без того дешевых кредитов повлечет за собой
соответствующую реакцию денежного рынка.
Посредством
манипуляций с официальной
воздействуют на состояние не только денежного, но и финансового рынка. Так,
рост официальной учетной ставки влечет за собой повышение ставок по
кредитам и депозитам на денежном рынке, что, в свою очередь, обусловливает
уменьшение спроса на ценные бумаги и увеличение их предложения. Спрос на
ценные бумаги падает как со стороны небанковских учреждений, поскольку
более привлекательными становятся депозиты, так и со стороны кредитных
институтов, поскольку при дорогих кредитах более выгодным становится прямое
финансирование. Предложение ценных бумаг, в свою очередь, возрастает. Таким
образом, повышение официальной ставки влечет за собой снижение рыночной
стоимости ценных бумаг. Понижение официальной учетной ставки, напротив,
удешевляет кредиты и депозиты, что приводит к противоположным процессам:
повышается спрос на ценные бумаги, уменьшается их предложение, поднимается
рыночная стоимость. Таким образом, учетная политика центрального банка
представляет собой механизм непосредственного воздействия на ликвидность
кредитных институтов посредством изменений стоимости кредитов
рефинансирования, что косвенно оказывает влияние на экономику страны в
целом.
Как уже отмечалось, именно на центральные банки возложена функция
установления уровня официальной учетной ставки. Несколько своеобразными
являются методы регулирования официальной учетной ставки ФРС США в силу
специфики самой формы организации денежно-кредитной системы этой страны.
Каждый из федеральных резервных банков самостоятельно устанавливает уровень
своей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру и
утверждению Советом управляющих ФРС. Вместе с тем фактическая централизация
действий федеральных резервных банков, по существу, определяет проведение
ими единой политики
в области регулирования
Как показывает анализ динамики официальных учетных ставок, изменения
экономической обстановки вызывают изменения в учетной политике центральных
банков. Например, в США в период экономического кризиса 1929 - 1933 гг.
официальные учетные ставки понижались 8 раз, а во время экономического
кризиса 1957-1958 гг. - 4 раза; во время экономического подъема в 1955-1957
гг. учетная ставка повышалась 7 раз, а в 1979-1981 гг. - 17 раз.
Как правило, в законах о центральном банке предусмотрена лишь сама
возможность установления нижних и верхних границ официальной учетной ставки
и не указаны конкретные количественные ограничения. В связи с этим
центральный банк полностью автономен в своих действиях и может исходить из
сложившейся на данный момент обстановки в экономике и денежно-кредитной
сфере. Как следует из практики центральных банков зарубежных стран,
официальная учетная ставка может колебаться в довольно широких пределах -
от 5 до 15%. Так, размеры официальной учетной ставки федеральных резервных
банков США в 60-е гг. не выходили, как правило, за пределы 4%, а в 70-е гг.
возросли до 14%. Высокий уровень официальной учетной ставки федеральных
резервных банков и процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих
банков явился одним из важнейших факторов усиления в эти годы притока
иностранных капиталов в США. С начала 70-х гг. отмечался рост учетной
ставки Бундесбанка (Германия): с 3-4% до 8% в 1993 г.
Обычно
официальные учетные ставки
учитываемых центральным банком векселей, однако в порядке исключения в
течение определенных периодов могут действовать и льготные ставки. Так, до
1956 г. льготные ставки применялись Банком немецких земель (ФРГ) при
переучете иностранных векселей и векселей, выставленных экспортерами.
Изменение
официальной учетной ставки
регулирования широко используется центральными банками развитых стран, в то
время как в развивающихся государствах отдается предпочтение прямому
регулированию процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих
банков.
Оценивая регулирующую роль официальной учетной ставки, следует отметить,
что она является для деловых кругов страны своего рода барометром
экономической обстановки.
2.3. Минимальные резервные требования
Одним из наиболее
активно применяемых
денежно-кредитного регулирования являются резервные требования в отношении
обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой
применения, что в совокупности с непосредственным воздействием на уровень
ликвидности коммерческих банков делает его весьма привлекательным.
Минимальные резервы - это обязательная норма вкладов коммерческих банков
в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных
требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных
параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В
результате повышения норы обязательных резервных требований центральным
банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в
Информация о работе ЦБР как высшее звено банковской системы, его функции и задачи