Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа
В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен.
Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-
кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1.Сущность и функции центральных банков…………………………………………………..4
1.1.Сущность центральных банков……………………………………………………………..4
1.2.Независимость центральных банков от исполнительной власти ………………………...5
1.3.Функции центральных банков………………………………………………………………7
2.Денежно-кредитная политика центрального банка ………………………………………..11
2.1.Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования …...11
2.2.Регулирование официальной учетной ставки ……………………………………………12
2.3.Минимальные резервные требования……………………………………………………..14
2.4.Операции на открытом рынке……………………………………………………………..17
2.5.Меры административного воздействия…………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………………….27
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………
1.Сущность и функции центральных банков…………………………………………………..4
1.1.Сущность центральных банков…………………………………………………………….
1.2.Независимость центральных банков от исполнительной власти ………………………...5
1.3.Функции центральных банков………………………………………………………………
2.Денежно-кредитная политика центрального банка ………………………………………..11
2.1.Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования …...11
2.2.Регулирование официальной
учетной ставки ……………………………………………12
2.3.Минимальные резервные требования……………………………………………………
2.4.Операции на открытом рынке……………………………………………………………..
2.5.Меры административного воздействия…………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Эффективное
функционирование банковской
рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения
зарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных
банков, их важнейшие функции.
В первой
главе дан подробный анализ
правового статуса и форм
центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от
органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для
решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения
стабильности
цен; приведена классификация
функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка.
Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой
рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация
денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-
кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение
минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также
некоторые методы административного воздействия.
Сущность и функции центральных банков
Центральные
банки в их современном виде
существуют сравнительно
На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между
центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало.
Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления
капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс
централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках.
Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного
права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или
национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его
главенствующему положению в кредитной системе.
Первый центральный банк - шведский «Риксбанк» -был создан в 1668 г, на
рубеже перехода от феодализма к капитализму; в 1694 г. был учрежден Банк
Англии, Однако они не обладали исключительным правом на эмиссию денежных
знаков и их функции отличались от функций современных центральных банков -
например, Банк Англии поначалу должен был финансировать торговлю и
промышленность, а Банк Нидерландов - внутреннюю и внешнюю торговлю.
Центральные банки в их современном виде возникли в XIX в. В настоящее время
практически во всех странах мира имеются центральные банки, однако между
ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического
и финансово-экономического развития стран базирования
1. Сущность и функции центральных банков.
1.1. Сущность центральных банков
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус,
отличительный признак которого - обособленность имущества банка от
имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило,
в государственной собственности, центральный банк наделен правом
распоряжаться им как собственник. Этим центральный банк отличается от
государственного банка, имущество которого полностью контролируется
государством.
Правовой
статус центральных банков
актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и
кредитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным
правовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является
Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно-
правовой статус, функции, процедура назначения высшего руководящего
состава, взаимоотношения с государством и национальной банковской системой.
Данный закон устанавливает полномочия центрального банка как эмиссионного
института страны.
Центральный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого
банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми
властными полномочиями
в сфере регулирования
Центральный банк обычно создается в форме акционерного общества. Как
правило, его капитал принадлежит государству (Франция, Великобритания,
Германия, Нидерланды и Испания). Если государство владеет лишь частью
капитала (Бельгия, Япония) или акционерами центрального банка являются
коммерческие банки (например, в США) и другие финансовые учреждения
(Италия), государство, тем не менее, играет ведущую роль в формировании
органов управления центрального банка.
Содержание и форма взаимосвязей центральных банков с органами
государственной власти существенно различаются в разных странах.
Взаимодействия такого рода могут быть условно представлены в виде двух
моделей:
. центральный
банк выступает агентом
его денежно-кредитной политики;
. центральный банк независим от правительства, что обеспечивает ему
самостоятельность
в проведении денежно-
стороны правительственных органов.
Однако в действительности эти модели в чистом виде не действуют. В
большинстве стран функционирует промежуточная модель, в рамках которой
используются принципы взаимодействия исполнительной власти с центральным
банком при определенной степени его независимости.
В законодательстве лишь 5 стран - США, Германии, Швейцарии, Швеции и
Голландии - предусмотрено прямое подчинение центральных банков парламентам.
В большинстве государств центральные банки подотчетны казначейству или
министерству финансов.
В Великобритании, Франции, Италии, Японии и некоторых других развитых
странах министерства финансов уполномочены давать инструкции центральным
банкам, однако на практике такие случаи довольно редки. Как правило,
консенсус достигается на заседаниях правительства, союзов предпринимателей
и банкиров и находит отражение в подписании представителями министерства
финансов и центрального банка совместных заявлений.
При разногласиях министерства финансов и центрального банка возможен
только административный путь их разрешения в форме резолюции парламента или
решения правительства. В странах, в которых центральные банки
непосредственно подчинены парламентам, с помощью проведения законодательных
процедур возможно принятие решений, обязывающих исполнительные органы
оказывать содействие центральным банкам в достижении той или иной цели
денежно-кредитной политики.
Законодательством
ряда стран предусмотрена
перед парламентами. Так, федеральная резервная система США (ФРС)
представляет Конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а
центральные банки Германии и Японии направляют отчеты в парламенты своих
стран ежегодно.
1.2. Независимость центральных банков от исполнительной власти.
Выполнение
юридически возложенной на
деятельности - обеспечение стабильности цен - предполагает наличие
определенной степени его независимости от исполнительной власти. Причем
независимость центрального банка от правительства подразумевает две ее
формы: политическую и экономическую.
. Политическая независимость - это автономия (самостоятельность)
центрального
банка при установлении
. Экономическая независимость - самостоятельность центрального банка в
выборе инструментов денежно-кредитной политики.
Условиями политической независимости центрального банка являются
определение порядка назначения членов его руководящего органа или
управляющего (президента), одобрение принятого банком решения со стороны
правительства и(или) парламента. Экономическая независимость выражается в
том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные
средства правительству для финансирования государственных расходов и
оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для
экономической независимости центрального банка имеет значение характер
осуществляемого им контроля за кредитной системой: применение
административных (прямых) нерыночных способов контроля, предполагающее
вмешательство правительства в принятие решений банком, ущемляет автономию
последнего. Конечно, на практике весьма трудно определить степень
политической независимости данного центрального банка. Однако с помощью
Информация о работе ЦБР как высшее звено банковской системы, его функции и задачи