Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа
В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен.
Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-
кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия.
Введение …………………………………………………………………………………………3
1.Сущность и функции центральных банков…………………………………………………..4
1.1.Сущность центральных банков……………………………………………………………..4
1.2.Независимость центральных банков от исполнительной власти ………………………...5
1.3.Функции центральных банков………………………………………………………………7
2.Денежно-кредитная политика центрального банка ………………………………………..11
2.1.Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного регулирования …...11
2.2.Регулирование официальной учетной ставки ……………………………………………12
2.3.Минимальные резервные требования……………………………………………………..14
2.4.Операции на открытом рынке……………………………………………………………..17
2.5.Меры административного воздействия…………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………………….27
операции на валютном рынке (см. с. 118).
Контроль
за функционированием
контрольных функций центрального банка - обусловлен необходимостью
поддержания стабильности этой системы, поскольку доверие к национальной
денежной единице предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих
кредитно-банковских институтов.
Как правило, надзор за кредитно-банковской системой осуществляют
непосредственно центральные банки, однако в Бельгии, Германии, Швейцарии и
Японии органы надзора институционально отделены от центрального банка.
Несмотря на это, центральный банк самым тесным образом связан с ними,
принимая участие в их деятельности или оказывая консультационные услуги. В
других странах центральный банк контролирует деятельность кредитно-
банковских учреждений совместно с другими институтами. Так, ФРС США
осуществляет надзорную деятельность совместно с Федеральной корпорацией
страхования депозитов, Службой контролера денежного обращения,
уполномоченными органами штатов.
Не менее важной контрольной функцией центрального банка является
осуществление валютного контроля и валютного регулирования.
Степень жесткости валютного контроля и валютного регулирования зависит
прежде всего от общего валютно-экономического положения страны. Так, в
развивающихся странах контролю обычно подлежит весьма широкий круг операций
по внешним платежам и расчетам, что обусловлено необходимостью
регламентации расходования иностранной валюты. Напротив, наиболее развитые
в экономическом отношении страны в настоящее время идут по пути
либерализации валютного контроля.
Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и
безналичных расчетов - одна из обслуживающих функций центрального банка.
Первоначально деятельность центрального банка в этой сфере
ограничивалась выпуском в обращение бумажно-денежных знаков. (Денежная
эмиссия и в настоящее время составляет основу деятельности всех центральных
банков.) В дальнейшем по мере развития безналичных расчетов центральный
банк стал выступать в роли организатора и участника платежно-расчетных
отношений. Находясь в центре потоков денежных средств, центральные банки
призваны обеспечивать быстрое и бесперебойное функционирование механизма
безналичных расчетов и платежей. Вместе с тем непосредственное участие
центральных банков в платежных системах не является обязательным -
некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих
систем.
Другая
обслуживающая функция
банковских институтов и правительства. Являясь кредитором последней
инстанции, центральные банки предоставляют ссуды кредитно-банковским
учреждениям, испытывающим временные недостатки в финансовых ресурсах.
Посредством
кредитования правительства
центральные банки
финансирование государственного долга и дефицита государственного бюджета.
Это особенно широко используется в развивающихся странах, в которых ссуды
центрального банка правительству составляют значительную часть их активов.
Напротив, развитые государства избегают подобную практику. В связи с этим
данная функция в настоящее время относится не к основным, а к
дополнительным.
Еще одна
обслуживающая функция
финансового агента правительства, то есть ведение правительственных счетов
и управление активами различных правительственных ведомств. В некоторых
странах, например в США, центральные банки выполняют эту функцию совместно
с коммерческими банками. В других государствах, например в Италии,
центральные банки являются практически бухгалтерами государственных
учреждений.
Дополнительные функции центрального банка не связаны непосредственно с
его главной задачей (сохранение стабильности национальной денежной
единицы), но способствуют ее реализации. К числу этих функций относятся
управление государственным долгом, проведение аналитических исследований и
ведение статистической базы данных, изготовление банкнот и др.
Функции
проведения аналитических и
характеру могут быть весьма неодинаковыми и неравнозначными в центральных
банках различных стран. Исследования в области денежно-кредитной и валютной
политики в основном базируются на данных платежных балансов. Это обусловило
в некоторых странах (Бельгия, Германия, Франция, Нидерланды, Япония)
делегирование центральному банку функции сбора и анализа такого рода
данных.
Большинство
центральных банков
конъюнктуры в реальном секторе экономики. Некоторые центральные банки
публикуют подробные результаты проведенных исследований (федеральные
резервные банки США, Банк Японии, Национальный банк Бельгии, Немецкий
федеральный банк, Банк Франции, Банк Англии и др).
Многие центральные банки изучают финансовое положение предприятий и
создают централизованные службы по банковским рискам (Национальный банк
Бельгии, Немецкий федеральный банк, Банк Франции, Банк Италии, Банк
Испании). Кроме того, в центральных банках Германии, Бельгии, Испании,
Италии существуют централизованные базы данных балансов предприятий.
Задача всех центральных банков - выпуск в обращение банкнот и
обеспечение их циркулировать на территории страны. При этом лишь немногие
центральные банки (Италии, Великобритании, Бельгии, Испании и др.) имеют
специальные структурные подразделения по производству банкнот.
Отдельные
центральные банки
и предоставляют общественные услуги. Все центральные банки поддерживают
корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями своей страны,
другими центральными банками и международными финансовыми организациями.
Однако коммерческие отношения с небанковской клиентурой всегда являются
второстепенными.
Центральные банки могут предоставлять определенный набор услуг
коллективного пользования. В целях улучшения функционирования банковской
системы и отношений между коммерческими банками и их клиентурой некоторые
центральные банки, как уже было сказано, создают централизованные службы по
банковским рискам, контролируют неоплаченные векселя и пр.
2.Денежно-кредитная политика центрального банка
2.1 Основные задачи, цели, методы и формы денежно-кредитного
регулирования.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком,
является одним из элементов экономической политики государства и
представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение
денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и
других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно
нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня
инфляции и безработицы, В законах о центральных банках особо подчеркивается
их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной
валюты.
В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика
разделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты
посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной
ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние
национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую
на объем денежной массы в обращении. Эти меры воздействия взаимосвязаны и
взаимообусловлены.
Являясь
посредником между
центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью
определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков
ссудных капиталов возможности центрального банка непосредственно
воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе
с тем расширился арсенал и повысилась эффективность рыночных инструментов
денежно-кредитного регулирования.
Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых
центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование
различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности
экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся
традиций и конкретных обстоятельств.
Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-
кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам
воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и
косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и
долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе.
Объекты
воздействия. В зависимости от
конкретных целей денежно-
политика центрального банка направлена либо на стимулирование кредитной
эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная
рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки
преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры; при помощи
кредитной рестрикции они пытаются предотвратить «перегрев» конъюнктуры,
наблюдаемый в периоды экономических подъемов.
По форме
инструменты денежно-
административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными
являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций,
исходящих от центрального банка и направленные на ограничения сферы
деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в
практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое
применение в развивающихся государствах.
Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы
воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством
формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов.
Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению
Информация о работе ЦБР как высшее звено банковской системы, его функции и задачи