Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:30, дипломная работа
В контексте вышесказанного цель дипломной работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 10
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ И КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ
МАЛОГО БИЗНЕСА……………………………………………………. 15
1.1 Государственная финансово-кредитная поддержка малого
бизнеса ………………………………………………………………… 15
1.2 Современное состояние системы кредитования малого бизнеса
в РФ…………………………………………………………………….. 32
2 КРЕДИТОВАНИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
(ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАО «ВНЕШТОРГБАНК РОЗНИЧНЫЕ
УСЛУГИ»)………………………………………………………………… 44
2.1 Краткая характеристика ЗАО «Внешторгбанк Розничные услуги».44
2.2 Виды кредитов и основные условия их предоставления…………... 47
2.3 Анализ практики кредитования малого бизнеса…………………… 50
2.4 методика оценки кредитоспособности заемщика на примере
ООО «РостовЮГ»…………………………………………………….. 58
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕР-
ШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕК-
ТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА………………………. 66
3.1 Проблемы банковского кредитования малого бизнеса…………..… 66
3.2 Направления совершенствования кредитования малого бизнеса…. 77
3.2.1. Изменение приоритетов по мерам государственной
поддержки………………………………………………………..77
3.2.2. Становление системы кредитных бюро………………………...79
3.2.3. Изменение нормативно-правовой базы Центробанка…………84
3.2.4. Развитие системы кредитования стартового бизнеса………….87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………..91
Данная статистика свидетельствует о том, что последней надеждой экономически несостоятельных малых предприятий является поддержка государства. Но насколько она эффективна? Трудно представить, что предприятиям – «аутсайдеры» действительно обладают перспективными бизнес-проектами или бизнес-идеями. Поддерживая их «на плаву», государство в большей мере способствует сохранению сложившегося уровня самозанятости населения, чем созданию заделов для расширения сферы предпринимательства/34/.
В целом в поддержке нуждаются как «слабые», так и «сильные» малые предприятия. Первых надо поддерживать, чтобы не пополнять ряды безработных, увеличивая социальную напряженность и трансфертную нагрузку на бюджет, во-вторых – чтобы наращивать потенциал малого бизнеса, создавая «точки роста». Кому помогать в первую очередь, сильным или слабым, следует решать исходя из специфики региона, отрасли, и, в немалой степени, из объема средств, выделенных на поддержку малых предприятий.
Само понятие «помощь» подразумевает поддержку активных действий предпринимателя. Очевидно, что в определенных условиях никакая помощь сама по себе не в силах обеспечить выживаемости бизнеса. Рынок должен определить неэффективные предприятия. Поэтому важно установить ту границу, до которой помощь малому предприятию целесообразна и возможна, а за которой вредна. Опыт зарубежных стран показывает, что создание «тепличных» условий для малого бизнеса может дать противоположные результаты. В нашей стране имеется аналогичный опыт, когда поддержка крупных и небольших неэффективных предприятий не дала ожидаемых результатов /32/.
Интересен тот факт, что количество малых предприятий резко выросло в 1991-1994 годах более чем в три раза, причем тогда какая бы то ни было система поддержки малого предпринимательства, она практически отсутствовала. Получается, что в нашей стране малый бизнес быстрее развивается без помощи государства. Скорее это свидетельствует о том, что система государственной поддержки малых предприятий в России обладает крайне низкой эффективностью/16/.
В настоящее время можно говорить о наличии отдельных элементов системы государственной поддержки малого бизнеса в России. К формам государственной поддержки малого предпринимательства относятся/30/:
организационно-инфраструктурна
налогово-управленческая;
имущественная;
финансово-кредитная.
Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной и труднодоступной для малого бизнеса является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий (поручительства) под кредиты коммерческих банков (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Господдержка необходимая малому бизнесу /17/
Сведение государственной поддержки только к прямой финансовой поддержке или налоговому стимулированию не столько развивает предпринимательскую инициативу, сколько содействует закреплению иждивенческих настроений. Задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, имущественные и иные ресурсы, не в том, чтобы поддержать их любой ценой, а в том, чтобы на основе правовой и экономической базы путем использования эффективных форм финансирования помочь им выживать, создавать возможности роста и саморазвития в условиях рынка. /30/
Первоначально обязанность специального государственного органа, призванного осуществлять поддержку малого бизнеса взял на себя Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Однако этот комитет не был в достаточной мере специализированным органом управления, четко ориентированным на содействие развитию малого предпринимательства.
В марте 1992 года была предпринята попытка создать самостоятельный государственный орган – Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете имущества Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Не успев как следует развернуть свою работу, он оказался упраздненным и ходе очередной реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти. При этом функции поддержки предпринимательства были переданы Государственному Комитету Российской Федерации по промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства промышленности. В результате задача содействия развитию малых предприятий опять перешла в ранг второразрядных. Практически была утрачена функция координации деятельности органов государственного управления по поддержке малого бизнеса, формированию государственной политики в этой области. Судя даже по названию комитета, ему вменялась в обязанность поддержка не только малого, но и среднего, и даже крупного бизнеса. Нетрудно заметить, что такая задача неразрешима в рамках компетенции одного комитета /37/.
В июне 1995 года был образован единый орган, корректирующей усилия по поддержке малого бизнеса России – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. До этого времени вопросами поддержки малого бизнеса занимались: в составе палат Федерального Собрании – Комитет Совета Федерации по вопросам экономической реформы, собственности, имущественными отношениям, Комитет по экономической политике; в системе федеральных органов исполнительной власти – Министерство экономики России, Министерство финансов России, Государственный комитет имущества России. Кроме того, в определенной мере были связаны с проблемами поддержки и развития малого предпринимательства такие федеральные органы исполнительной власти, как Министерство труда России, Министерство внешних экономических связей и торговли РФ, Министерство науки России и другие. Такое обилие структур управления государственной поддержкой малого бизнеса порождало на практике параллелизм и дублирование при исполнении тех или иных функций.
В ходе очередной реорганизации Правительства РФ, произошедшей в начале 1999 году, Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства был упразднен, а его функции возвращены Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства /3/.
На первый взгляд, такая мера, могла показаться эффективной, поскольку существует тесная взаимосвязь между антимонопольной политикой, усилением конкурентных начал в экономике и развитием предпринимательства. Однако с точки зрения узко специфических интересов малого бизнеса данная мера оказалась малополезной, поскольку подменялись специфические механизмы и меры поддержки малого бизнеса методами антимонопольного регулирования, а эти два комплекса методов государственного регулирования далеко нетождественны.
Непосредственное исполнение государственной политики поддержки малого предпринимательства возлагалось на территориальные управления Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства /4/, которые осуществляли также множество иных функций: борьба с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией, обеспечение контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, регулирование деятельности субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте и так далее.
Очевидно, что столь разные и сложные функции территориальным управлениям Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства выполнить было чрезвычайно сложно. В такой ситуации многое оставалось на усмотрение руководителей этих управлений, которые сами решали, что же из общего объема функций выполнять необходимо, а что можно и не выполнять. Таким образом, государственная поддержка малого бизнеса, в том числе нефинансовая, на практике оставалась слабой.
В 2004 году Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было упразднено /6/. Его функции переданы Федеральной антимонопольной службе, за исключением функций в сфере защиты прав потребителей и поддержки малого бизнеса. В указе ничего не сказано о том, какому органу передается функции поддержки малого бизнеса.
К поддержке со стороны государства у представителей малого бизнеса далеко не однородное отношение (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Отношение предпринимателей к господдержке /43/
Как видно из представленного выше рисунка малому бизнесу сегодня надо помогать – так заявили 54% опрошенных, ему «не надо мешать», уверены 27%, хотя «все зависит от ситуации» считают 19% респондентов.
В этой связи, интересно посмотреть, на какой из уровней власти малый бизнес возлагает наибольшие надежды (рисунок 1.3).
Таковыми оказались как раз муниципальные (местные власти): по мнению 43,10% субъектов малого бизнеса, именно власти муниципалитетов должны больше других уровней власти стимулировать и поддерживать развитие бизнеса. Это объясняет низкую оценку деятельности местных властей: от них ждут большего, но пока немного получают. На втором месте (28,70%), с небольшим отрывом от третьего власти региона. Затем идут федеральные власти (22,80%).
Эти результаты связаны с тем, что в своей повседневной деятельности, естественно, бизнес контактирует с чиновниками на местах, а не членами федерального правительства. При этом, даже если предприниматели взаимодействуют, например, с пожарной инспекцией или налоговыми органами (которые, вообще-то, относятся к федеральным службам), они во многих случаях воспринимают их как «местные», то есть, «не центральные».
Рисунок 1.3 – Предпочтения субъектов малого бизнеса в поддержке
различных уровней власти /44/
Среди прочих органов, вложившего свою лепту в поддержку развития малого предпринимательства относится «Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства», который действует в соответствии с уставом, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 424 от 12.04.1996.
Этот фонд может использовать для кредитования предпринимательских проектов не только предусмотренных в бюджете средств, но и средств любых финансовых институтов, и в том числе частного капитала.
Помимо федерального фонда поддержки малого предпринимательства в стране создавалась и действует широкая сеть региональных (около 70) и муниципальных (около 120) фондов поддержки малого предпринимательства /42 /. Правовой статус фондов регулируется статьей 8 Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ: «Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпускам размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства».
Фонды имеют право предоставлять субъектам малого бизнеса разнообразные финансовые услуги: льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, гарантии, финансовую помощь на безвозмездной основе /5/. Следовательно, фонды являются финансовыми посредниками не только между государством и малым бизнесом, но и между малым бизнесом и кредитными организациями.
Денежные ресурсы фондов не менее чем на 50% формируются за счет вложений региональных и муниципальных органов исполнительной власти (в частности, средства соответствующих бюджетов и выручка от приватизации государственного имущества), доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц и других поступлений. Доходы от собственной деятельности фонда не подлежат налогообложению и могут формироваться в результате следующих операций: выпуска и размещения ценных бумаг фондов; проведения конкурсов, аукционов, выставок и лотерей; получения процентов от льготных кредитов, выданных субъектам малого бизнеса; иных поступлений /30/.
Анализируя законодательство о фондах поддержки малого предпринимательства с точки зрения формирования активов и пассивов, а также способов получения доходов, они несут на себе отпечаток интересного сочетания, с одной стороны, банков и эмиссионных компаний, поскольку занимаются кредитованием и получают проценты по кредитам, выпуском и размещением ценных бумаг, проведением аукционов, лотерей, а с другой стороны благотворительных и бюджетных организаций (бюджетные средства, финансовая помощь на безвозмездной основе). Такого рода сочетание дает возможность привлекать ресурсы из разнообразных источников и направлять их в разных формах на поддержку малого бизнеса.
Деятельность непосредственно самих фондов осуществляется без получения лицензии на банковскую деятельность /7/. В этом – преимущество фондов, так как если бы они получали такую лицензию и превращались в банки, то не имели бы возможности эффективно выполнять другие ключевые функции по поддержке малого бизнеса (например, использование пожертвований и безвозмездное финансирование). Недостатком является ограничение их правоспособности: фонды не наделены правами, которые имеют банки в части привлечения для финансирования малых предприятий средств населения, предприятий и банков в виде депозитов, межбанковских кредитов и остатков на расчетных счетах.
В структуре средств фондов в разное время преобладали различные источники. В период активной приватизации государственного имущества преобладающую часть средств фонда составляли средства от приватизации предприятий, а также средства от прибыли и регистрации, направляемые в фонд. Так, в период приватизации возникло предложение об обязательном направлении в фонд не менее 30% доходов от приватизации. Также считалось целесообразным часть средств из этих двух источников (около 30%) оставлять в регионах, чтобы региональные центры могли начинать работу по поддержке предприятий на местах. Но определенные механизмы контроля и поступления этих средств Наблюдательным советом федерального фонда финансовой поддержки малого предпринимательства разработаны не были.