Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:43, курсовая работа
Банковский сектор должен в максимальной степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае, не препятствовать решению общенациональной задачи развитии экономики в целом, и финансового рынка, в частности.
Целью исследования является – изучение банковской системы Республики Казахстан в на современном этапе развития экономики.
Введение……………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы формирования банковской системы в Республике Казахстан……………………………………………………………………..
4
1.1 Понятие и роль банковской системы в Республике Казахстан………
4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие банковской системы
10
2 Анализ финансового состояния банковского сектора в Республике Казахстан……………………………………………………………………
22
2.1 Характеристика управленческой структуры в банковской системе РК………………………………………………………………………..
22
2.2 Анализ качества портфеля активных и пассивных операций коммерческих банков в Казахстане………………………………………
26
3. Мероприятия, направленные на повышение финансовой стабильности банковского сектора ………………………………………………………...
36
Заключение……………………………………………………………………..
46
Список использованных источников…………………………………………
48
Работа по обеспечению
финансовой стабильности и развития
банковского сектора в
«Карта рисков» построена на основе 57 показателей с учетом методик оценки индикаторов финансовой устойчивости, макропруденциальных индикаторов, показателей определяющих вероятность возникновения финансовых кризисов, в которые входят макроэкономические показатели и показатели, разносторонне характеризующие внешний, банковский и реальный сектор экономики. В «Карте оценки риска» показатели, которые представлены в различных форматах: в абсолютном значении, соотношения, изменении за год, отклонении от тренда и остаточного аргумента регрессионной модели. Для большинства показателей исторический ряд начинается с 2000 года. Они сгруппированы по своим основным характеристикам по 8 параметрам, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3. Параметры факторного влияния на группы показателей развития банковской системы
В таблице 4 представлены показатели в рамках сформированных групп и соответствующим знаком показано, какое поведение индикатора показывает увеличения угрозы риска и их факторов уязвимости.
С целью избежать повторного представления в системе тех показателей, которые идентично характеризуют один источник риска, внутри сформированных групп была проверена взаимозависимость между показателями и исключены индикаторы, которые положительно коррелируют между собой. Данная цель была достигнута с помощью корреляционной матрицы.
Таблица 4
Показатели развития банковской системы РК в разрезе сформированных групп
Показатели |
Формат представления |
Знак |
Внешний мир | ||
Международные процентные ставки (Libor) |
Изменение (год к году) |
+ |
Мировые цены на нефть |
Изменение (год к году) |
- |
Условия торговли |
Изменение (год к году) |
- |
Промышленное производство стран ОЭСР |
Изменение (год к году) |
- |
Реальный ВВП |
Изменение (год к году) |
- |
Достаточность резервов страны |
||
Покрытие внешними активами НБ РК внешних обязательств КБ |
соотношение |
- |
Отношение чистых внешних активов НБ РК к денежной массе |
Соотношение |
- |
Отношение валовых международных резервов к импорту |
Изменение (год к году) |
- |
Отношение международных резервов к предстоящим платежам |
Соотношение |
- |
Потоки капитала | ||
Отношение текущего счета к ВВП |
- | |
Отношение ИПИ и баланса текущего счета к ВВП |
- | |
Реальный эффективный обменный курс |
Отклонение от тренда |
+ |
Экспорт товаров и услуг |
Изменение (год к году) |
- |
Импорт товаров и услуг |
Изменение (год к году) |
+ |
Реальный ВВП |
Изменение (год к году) |
+ |
Монетарная и фискальная политика | ||
Отношение государственных расходов к ВВП |
Соотношение |
+ |
Отношение баланса ГБ к ВВП |
Соотношение |
- |
Отношение кредитов экономики к ВВП |
Изменение (год к году) |
+ |
Инфляция |
Изменение (год к году) |
+ |
Показатели в «Карте оценки риска» ранжируются по группам риска. Группы риска определяются на основе процентильной сетки, построенной с учетом исторических значений каждого индикатора, путем ее сортировки по убыванию/возрастанию в зависимости от направления ухудшения показателя. Границы диапазонов группы риска рассчитываются как 25%, 50%, 75% и 100% процентиль распределения показателя. Таким образом, изменение значения индикатора в сторону увеличения риска и уязвимости будет показывать высокий уровень риска при попадании в интервал между значениями, равными 75% и 100% процентиля распределения и наоборот. Таким образом, первая группа риска (75%-100%) определяется как высокий уровень риска, вторая (50%-75%) – умеренный риск, третья (25%-50%) – не существенный, и четвертая группа (ниже 25%) - низкий.
Попадание текущего значения показателя в границы одной из групп риска определяется на основе бинарной системы, т.е. если значение показателя лежит внутри границ первой группы риска, то ему присваивается значение 1, а по другим группам соответственно – 0. Затем значения показателей суммируются в каждой из групп риска, а получаемая сумма значений взвешивается с учетом следующих весов. Сумме значений по первой и четвертой группам риска присваивается вес в 1, по умеренной и средней группам - 0,5. В итоге конечное значение по уровню риска рассчитывается путем вычитания суммы значений первой и второй группы от суммы значений третьей и четвертой групп риска.
Значения по каждому параметру источника риска нормализуются в виде его доли в общем количестве индикаторов каждого параметра, что дает возможность стандартизировать на «Карте оценки риска» различия в количестве индикаторов в каждой подгруппе источника риска.
«Карта оценки риска» дает возможность не только оценить текущий уровень риска по различным параметрам их источников, но и самое главное, проследить изменение условий для формирования данных рисков по сравнению с прошедшим периодом. При этом каждый раз в диапазон оценки значений границ групп риска добавляется новый период. Так, например, можно сравнить изменение уровня источников рисков во втором квартале 2007 года с концом 2006 года, что дает возможность получить весьма удобное визуальное представление об изменениях за полгода.
Таким образом, основными факторами, оказывающими влияние на развитие банковского сектора можно оценить с одной стороны, показателями в конкретном формате выражения, с другой стороны – общими сферами, которые аккумулируют однородные условия функционирования этих показателей.
К ним можно отнести следующие группы: внешний мир, достаточность резерва государства, потоки капитала, фискальная политика, долговая нагрузка, ликвидность, качество активов банков, прибыльность банковского сектора
Следовательно,
исходя из поставленной цели исследования,
мы можем оценить состояние
2 Анализ финансового состояния банковского сектора в Республике Казахстан
2.1. Характеристика
управленческой структуры в
В Республике Казахстан существует двухуровневая банковская система: первый уровень - Национальный Банк Республики Казахстан; второй уровень - все коммерческие банки, за исключением АО «Банк Развития Казахстана», имеющего особый правовой статус, определяемый законодательным актом Республики Казахстан.
На основании Закона Республики Казахстан от 31.08.1995г. №2444 «О банках и банковской деятельности» банки создаются в форме закрытых акционерных обществ. Изменение типа банка в открытое акционерное общество допускается только при условии его непрерывного безубыточного функционирования в течение одного календарного года с момента получения лицензий Национального Банка на проведение банковских операций и соблюдения в течение этого года установленных Национальным Банком пруденциальных нормативов и иных обязательных норм и лимитов, за исключением случаев, разрешенных Национальным Банком. Акционеры банка, являющиеся его учредителями, после его преобразования в открытое акционерное общество не могут иметь каких-либо дополнительных преимуществ или нести какие-либо дополнительные обязанности по сравнению с другими акционерами.
Банковской
деятельностью является осуществление
банковских операций, а также проведение
иных установленных настоящей
К банковским операциям относятся: прием депозитов открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; прием депозитов открытие и ведение банковских счетов физических лиц; открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций; открытие и ведение металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу; кассовые операции: прием, выдача, пересчет, размен, обмен, сортировка, упаковка и хранение банкнот и монет; переводные операции: выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег; заемные операции: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам др.
Только Национальный Банк вправе предоставлять лицензии банкам и другим юридическим лицам на проведение названных операций. Лицензия на проведение клиринговых операций, выдается по согласованию с уполномоченным органом.
С 2004 года все финансовые институты в Республике Казахстан регулируются Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, выделенным из структуры Национального Банка Республики Казахстан.
Рассмотрим формирование современной структуры управления главной банка – Национального Банка Республики Казахстан.
Накануне реформы 1987г. в бывшем СССР была централизованная система банков, которая состояла из государственного банка СССР, Строительного банка СССР и Банка внешней торговли СССР. Это были три банка – монополиста, мощные конгломераты.
Госбанк СССР был главным банком страны, центром методологического руководства кредитной системы. Он контролировал расчеты, принципы процентной политики, кредитное планирование, условия краткосрочного и долгосрочного кредитования.
Закрепление за Госбанком эмиссионных функций, вопросы по кредитному и расчетному обслуживанию превратили его в орган государственного управления и контроля.
Стройбанк СССР исполнял решения Госбанка СССР по кредитной политике, финансированию капитальных вложений в народное хозяйство.
Внешторгбанк СССР обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям, а также кредитовал предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции.
В условиях административно – командной системы, управления экономикой, кредитные отношения носили планово- распорядительный характер.
Госбанк СССР обладал неограниченной монополией на кредитные ресурсы.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1987г. №821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики» правительство попыталась на первом этапе совершенствовать банковскую структуру управления, изменить содержание и методы банковской работы, повысить роль банков.
В результате были созданы специализированные банки: Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк и Сберегательный банк СССР. Аналогичные банки были созданы во всех союзных республиках, в том числе и в Казахстане.
Новая система банков породило выпуск несогласованных нормативных документов, чрезмерно большую нагрузку на отделения, рост управленческого аппарата. Это потребовало принятия дополнительных мер по устранению негативных сторон, получившего название – второй этап банковской реформы.
Дальнейшее совершенствование банковской системы совпало с переводом экономики на рыночную модель управления. С учетом этого перестраивалась и банковская система. Издавались законы, регулирующие деятельность банков. Создана двухуровневая банковская система. На первом уровне – Национальный Банк, а на втором – все остальные банки.
Верховным Советом Республики Казахстан впервые были приняты два важнейших документа – Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» от 7 декабря 1990г. и постановление Верховного Совета Казахской ССР от 20 июня 1991г. «Об Уставе Национального Государственного банка Казахской ССР». Национальный Государственный банк перешел в собственность республики и стал Центральным банком.
Законом Республики Казахстан от 13 апреля 1993г. «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахской ССР переименован в Национальный Банк Республики Казахстан.
В этом законе было установлено: «Республики имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхней уровень банковской системы Республики Казахстан». 14 апреля 1993г. был принят Закон «О банках в Республике Казахстан».
Таким образом, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан впервые в истории создана самостоятельная банковская система. В законе заострено внимание на независимости Национального Банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.
Период с 2000 года по 2006 год - период финансовой стабильности и бурного развития экономики.
Начиная с 2000 года,
стабилизация мировых финансовых рынков,
благоприятная ценовая
Достижение ценовой стабильности благотворно повлияло на производство. Начиная с 2000 года, в стране наблюдается устойчивый рост, и за последние 8 лет (с 2000 по 2007 годы) среднегодовой рост ВВП составлял более 10%.
В этот период в Казахстане была проведена большая работа по реформированию новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, в соответствии с которой объединены все надзорные и регулятивные функции в рамках одного специализированного органа. Так, Национальному Банку были последовательно переданы функции и полномочия органа страхового надзора (1998г.), Национальной комиссии по ценным бумагам, осуществлявшей регулирование деятельности компаний по управлению пенсионными активами и банков – кастодианов (2001г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения (2002г.).