Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:43, курсовая работа
Банковский сектор должен в максимальной степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае, не препятствовать решению общенациональной задачи развитии экономики в целом, и финансового рынка, в частности.
Целью исследования является – изучение банковской системы Республики Казахстан в на современном этапе развития экономики.
Введение……………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы формирования банковской системы в Республике Казахстан……………………………………………………………………..
4
1.1 Понятие и роль банковской системы в Республике Казахстан………
4
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие банковской системы
10
2 Анализ финансового состояния банковского сектора в Республике Казахстан……………………………………………………………………
22
2.1 Характеристика управленческой структуры в банковской системе РК………………………………………………………………………..
22
2.2 Анализ качества портфеля активных и пассивных операций коммерческих банков в Казахстане………………………………………
26
3. Мероприятия, направленные на повышение финансовой стабильности банковского сектора ………………………………………………………...
36
Заключение……………………………………………………………………..
46
Список использованных источников…………………………………………
48
Рисунок 1. Условия развития банковской системы в РК
Результаты текущего года доказали адекватность сделанных оценок. Ситуация 2009 года показала, что комбинация различных факторов риска может иметь существенный дестабилизирующий характер и потребовать от государства масштабного финансового и регуляторного вмешательства в целях поддержания финансовой стабильности.
В частности, в результате снижения мировых цен и девальвации валют стран – основных торговых партнеров Казахстана существенно ухудшились параметры реального эффективного обменного курса тенге, выросли масштабы замедления экономической активности, существенно сократился приток иностранной валюты от экспортных операций.
В результате композитный индикатор, показывающий степень уязвимости экономики валютному кризису и рассчитанный на основе комплекса экономических индикаторов финансовой и макроэкономической устойчивости, уже в ноябре 2008 года превысил пороговое значение, что говорило о росте вероятности возникновения существенного давления на валютном рынке в краткосрочной перспективе.
Эта подверженность валютному кризису на основании аналитического отчета НБ РК по композиционному индикатору уязвимости представлена на рисунке 2.
В композитный индикатор входят: реальный обменный курс, экспорт товаров и услуг, текущий счет к ВВП, цена на нефть, кредиты экономике к ВВП, валовой внешний долг к ВВП, реальный ВВП, разница между ставками по кредитам и депозитам, реальная процентная ставка, денежная масса.
Методология представлена в Отчете о финансовой стабильности Казахстана за 2007.
Методология была
усовершенствована в целях
Факторы, способствовавшие росту уязвимости в конце предыдущего года, отличались от периода 2007 года тем, что тогда стабильный приток иностранной валюты от внешнеторговых операций и реальный рост экономики, на фоне сохранявшейся в тот период благоприятной ценовой конъюнктуры, позволили с меньшими затратами абсорбировать влияние рисков, накопившихся в период кредитного роста и избыточного предложения денег.
Девальвация национальной валюты в феврале 2009 года и выбранные Национальным Банком приоритеты денежно-кредитной политики позволили погасить спекулятивные ожидания на рынке, частично компенсировали потери предприятий от неблагоприятной ценовой конъюнктуры мировых товарных рынков и ограничили расширение дисбаланса платежного баланса.
Последовавший
рост мировых цен на сырьевые товары
дополнительно поддержал
Более того, существенно улучшилась ситуация с ликвидностью, платежным балансом, совокупной долговой нагрузкой и достаточностью международных резервов страны.
При этом необходимо отметить некоторый рост рисков платежеспособности и ликвидности государственного сектора.
Основное давление на платежеспособность оказывает рост долга, а на уровень ликвидности - расходов по погашению и обслуживанию долга на фоне снижения доходов государственного бюджета в виде ненефтяных поступлений.
Несмотря на то, что в краткосрочной перспективе инфляция останется низкой, высокая роль фискальной составляющей определяет инфляционный потенциал в среднесрочной перспективе.
Соответственно, важно ограничивать чрезмерный рост расходов и расширение ненефтяного дефицита бюджета.
Корректировка курсовой политики позволила поддержать доходность экспортеров, минимизировать девальвационные ожидания, а, вкупе с низким внутренним спросом, ограничила прирост импорта.
При этом, несмотря на то, что согласно текущим оценкам,
В целом Карта рисков базируется на системе 69 индикаторов финансовой и макроэкономической устойчивости по различным секторам и сегментам.
Методика базируется на анализе исторической динамики и оценки амплитуды колебаний и масштаба отклонений.
В таблице 1 представлен агрегированный показатель финансовой устойчивости.
Прошедший год показал, что, несмотря на проблемы отдельных банков, в целом система способна противостоять внешним шокам и осуществлять своевременное исполнение внешних и внутренних обязательств. В то же время, успех выхода на рынок финансовых институтов зависит от ликвидности мировых денежных рынков и рынков капитала, масштабов сворачивания финансовой поддержки государствами в рамках антикризисных программ и высокой потенциальной конкуренции между заемщиками, как суверенными, так и частными, из стран с формирующейся рыночной экономикой, что вместе будет определять привлекательность ценовых параметров привлечения внешних ресурсов.
Таблица 1
Агрегированный индекс финансовой устойчивости БВУ
Дата |
Стабильное (1-1,5) |
С умеренным уровнем риском (1,5-2) |
Тенденция повышения рисков (2-2,5) |
Чрезмерно высокий уровень рисков (2,5-3) |
Нестабильное (3-3,5) |
Критическое (>3,5) |
01.04.2008 |
4 |
17 |
10 |
4 |
0 |
0 |
01.07.2008 |
4 |
13 |
14 |
4 |
0 |
0 |
01.10.2008 |
3 |
16 |
12 |
5 |
0 |
0 |
01.01.2009 |
2 |
18 |
13 |
2 |
1 |
0 |
01.04.2009 |
5 |
18 |
6 |
5 |
3 |
0 |
01.07.2009 |
5 |
17 |
8 |
4 |
3 |
0 |
01.10.2009 |
2 |
14 |
13 |
5 |
0 |
0 |
В целом, расширение базы экономического роста и его устойчивость, учитывая, что зависимость «мировые цены – риски частных заемщиков - приток капитала – кредитование несырьевых отраслей», характерная для повышательной фазы цикла, нарушена, базируется, прежде всего, на способности государства не только заместить источники финансовых ресурсов, но и стимулировать увеличение частных сбережений и инвестиций. При этом важным аспектом финансовой стабильности является устойчивость внешнего долга нефинансового сектора в условиях неопределенности товарных рынков, в случае если инвестиции будут финансироваться главным образом за счет роста долговых обязательств.
Повышение деловой активности будет стимулировать спрос на кредитные ресурсы банковского сектора, который, к сожалению, в настоящее время в силу сохранения консервативного подхода банков к управлению ликвидностью и рискам заемщиков не обеспечивается адекватным предложением кредитных ресурсов. В результате, рост депозитов не в полной мере трансформируется в расширение кредитования реального сектора, что определяет высокую ликвидность банковской системы. Банки не стремятся размещать средства на финансовом и кредитном рынках в силу нежелания принимать на себя риск, и предпочитают держать их на счетах в НБРК. Во многом ситуация также определяется незавершенностью процесса реструктуризации обязательств 2 казахстанских банков3, в результате чего будет существенно минимизирован фактор неопределенности.
В целом, несмотря на существенное снижение качества кредитного портфеля, доля кредитов, списанных за баланс, остается довольно низкой, не отвечая текущим условиям, что свидетельствует о нежелании банков полностью признавать убытки. Этому способствует ряд факторов, среди которых ограниченность капитала для покрытия убытков, надежда на восстановление финансового состояния заемщиков, но также и неурегулированность вопросов налогообложения доходов, возникающих от восстановления провизий.
По мере постепенного восстановления экономики и снижения отраслевых и индивидуальных рисков заемщиков будет формироваться тренд снижения ставок кредитования. В этих условиях в краткосрочной перспективе особое внимание банкам необходимо уделить регулированию процентного риска, особенно по срокам более одного года, в частности тем институтам, которые проводили агрессивную стратегию привлечения финансовых ресурсов в условиях ограниченности возможностей их эффективного размещения.
В настоящий момент, несмотря на активный рост количества и роли банков с иностранным участием в последние 2 года, их доля не представляет угрозы для финансовой стабильности в среднесрочной перспективе и не требует административного вмешательства со стороны государства.
На финансовом рынке РК на 1.05.2010 года работают 39 банков 2-го уровня. Они представлены в таблице 2.
При этом государство
в рамках реализации Концепции развития
финансового сектора в
Приоритеты финансового регулятора в части требований по формированию провизий, структуре инвестиционного портфеля и капиталу адекватно определяют зоны риска, требующие повышенного внимания банков. В частности, требуют более качественной оценки риски, связанные с несоответствием валюты активной и пассивной части баланса заемщиков, риски сбалансированности портфеля, производных и структурированных финансовых инструментов, риски достаточности капитала при реализации как ожидаемого, так и скрытого (латентного) риска. При этом важно избегать процикличности и форсированного ужесточения регуляторных требований.
Опыт прошедшего экономического цикла показал важность формирования системы макропруденциального регулирования с акцентом на контрцикличность и действенность инструментов предотвращения дисбалансов на рынках финансовых и реальных активов.
Эффективность согласованных мер макро - и микропруденциального регулирования зависит от качественной оценки трансформации рисков в кратко - и долгосрочной перспективе и их влияния на финансовую стабильность. Одним из ключевых инструментов макропруденциального регулирования должно стать внедрение автоматических регуляторов капитализации и ликвидности в зависимости от фаз бизнес - цикла, своевременное выявление и реагирование на системные риски, формируемые как внутри, так и вне финансовой системы. Внедрение новых регуляторов должно осуществляться по мере формирования
повышательной фазы цикла экономического развития.
Меры макропруденциального регулирования должны быть ориентированы на стабильность финансовой системы в целом, предотвращение накапливания дисбалансов и рост системных рисков, и синхронизированы с задачами денежно-кредитной, фискальной политики, и мерами микропруденциального регулирования.
Таблица 2
Состав банковской системы – банки 2-го уровня
№ |
Название коммерческого банка |
АО «ДБ «RBS (Kazakhstan)» | |
АО "Казахстанский инновационый коммерческий банк" | |
АО "Хоум Кредит Банк" (АО "МБ "Алма-Ата") | |
АО "АТФБанк" | |
АО ДБ "Альфа-Банк" | |
АО "Альянс Банк" | |
АО "ДАНАБАНК" | |
АО «БанкПозитив Казахстан (Дочерний банк Банка Апоалим Б.М.)» | |
АО "Евразийский банк" | |
АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" | |
АО "Заман-Банк" | |
АО "Казкоммерцбанк" | |
АО "Kaspi Bank" | |
АО "ДОЧЕРНИЙ БАНК «КАЗАХСТАН-ЗИРААТ ИНТЕРНЕШНЛ БАНК" | |
АО «Казинвестбанк» | |
АО ДБ "Банк Китая в Казахстане" | |
АО "AsiaCredit Bank (Азия Кредит Банк)" | |
АО "Народный сберегательный банк Казахстана" | |
АО "ДБ "Национальный Банк Пакистана" в Казахстане | |
АО "Delta Bank" | |
АО "Нурбанк" | |
АО "СЕНИМ-БАНК" | |
АО "Ситибанк Казахстан" | |
АО ДБ "ТАИБ Казахский Банк" | |
ДО АО «БТА Банк» - АО «Темiрбанк» | |
ДБ АО "Сбербанк России" | |
АО "Торгово-промышленный Банк Китая в Алматы" | |
АО "БТА Банк" | |
АО "Банк ЦентрКредит" |
Продолжение таблицы 2
АО "Цеснабанк" | |
АО "Эксимбанк Казахстан" | |
ДБ АО "HSBC Банк Казахстан" | |
АО «МЕТРОКОМБАНК» | |
АО "Банк "Астана-Финанс" | |
АО "Банк Kassa Nova" | |
АО "Мастербанк" | |
ДО АО Банк ВТБ (Казахстан) | |
АО "Шинхан Банк Казахстан" | |
Акционерное общество "Исламский Банк "Al-Hilal" |
В рамках микропруденциального регулирования акцент будет сделан на адекватной оценке, контроле рисков и качестве системы управления ими в банках. При этом система регулирования должна выдерживать оптимальный баланс между ужесточением требований к финансовым организациям и сохранением возможностей для диверсификации источников получения прибыли.
В целом, максимальная эффективность макропруденциального регулирования может быть достигнута, только если оно осуществляется как неотъемлемая часть общей макроэкономической политики. В этих целях усиливается роль Национального Банка, как центрального органа, ответственного за обеспечение финансовой стабильности и осуществление макропруденциального регулирования.
В таблице 3 представим основные виды показателей, учитываемых при стресс - тестировании банков 2-го уровня.
Таблица 3
Стресс-тестирование на 1 января 2010 года (увеличение обменного курса по доллару США) по всем банкам
Наименование показателя |
Фактические данные |
-10% |
-20% |
-30% |
Собственный капитал, млрд.тенге |
-928,80 |
-1,086,80 |
-1,244,76 |
-1,402,72 |
Коэффициент достаточности k1-1 (min норм. значение = 0,06;0,05) |
-0,056 |
-0,141 |
-0,148 |
-0,154 |
Коэффициент достаточности k2 (min норм. значение = 0,12;0,10) |
-0,039 |
-0,092 |
-0,106 |
-0,119 |