Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить роль банков в современной экономике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю появления банка;
Рассмотреть роль банков в накоплении и мобилизации ссудного капитала;
Рассмотреть виды и функции кредитных учреждений;
Проанализировать эволюцию банковских операций.
6) покупать и продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
7) покупать и продавать иностранную валюту;
8) открывать счета в
банках и финансовых
9) выступать в качестве
посредника по сделкам,
10) осуществлять иные банковские
операции, не запрещенные
Таким образом, помимо кредитных организаций правом систематического осуществления банковских операций, а следовательно и банковской деятельности, наделен Центральный банк.
3 ВЛИЯНИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ НА ЭКОНОМИКУ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Структура банковской системы
Главное управление Банка
России по Челябинской области
Структура банковской системы области за 2007 г. практически не изменилась, отмечается в материале. Действующая сеть банковской системы региона на 1 января 2008 состояла из 17 региональных банков и их 120 филиалов, а также — 56 филиалов банков других регионов и 532 учреждений Сбербанка России (в том числе 37 отделений и 495 филиалов).
Изменения коснулись в основном филиалов иногородних банков. Так, в настоящее время в области в стадии ликвидации находится 2 филиала иногородних банков.
Проводится работа по закрытию в 1 филиале региональных банков. Филиал «Николаевский» челябинского банка «Резерв» к настоящему времени уже закрыт.
В целях повышения надежности
кредитные организации
3.2 Рост капитала
Совокупная величина зарегистрированного
уставного капитала региональных банков
к концу первого полугодия
составила 1670 млн. руб. и выросла
по сравнению с аналогичным
Валюта баланса всех кредитных учреждений области превысила к концу первого полугодия этого года 20 млрд. руб., что на 9 млрд. руб., или в 1, 8 раза, больше, чем по состоянию на 1 января 2007 г. С начала года валюта баланса банков области выросла в 1, 3 раза, или на 3 млрд. руб.
Увеличение ресурсов и вложений Челябинской банковской системы, как в целом, так и по отдельным статьям, обеспечено аналогичными тенденциями в региональных банках и Сбербанке. Кроме того, остатки банковских средств повышаются в связи с переоценкой их валютной части из-за роста курса евро, отмечается в материале ГУ ЦБ РФ по Челябинской области.
Совокупные ресурсы банковской системы области за год выросли на 13,4 млрд. руб. Прирост их был связан с увеличением привлеченных средств.
Основной приток средств обеспечили предприятия области. Средства, поступившие на их счета в кредитных организациях, увеличились за год в 1,7 раза и составили 7,8 млрд. руб. В общем объеме привлеченных средств кредитных организаций средства предприятий на конец 2007 года составляли 28%, тогда как на конец 2007 года их доля равнялась 26%.
Остатки вкладов граждан
по банковской системе области в
целом увеличились в первом полугодии
на 20% (на 3,4 млрд. руб.) — до 5,6 млрд. руб.
По региональным банкам прирост остатков
вкладом был еще более
3.3 Структура кредитов
Объем выпускаемых кредитными организациями ценных бумаг был расширен в 2007 году в 2,5 раза (на 3,2 млрд. руб.) — почти до 6 млрд. руб. Обеспечено это было преимущественно за счет Сбербанка РФ, который увеличил сумму привлекаемых таким образом средств в 3 раза, причем за счет роста выпущенных векселей — в 3,6 раза.
Однако, как указывается в материале ГУ ЦБ РФ по Челябинской области, увеличение вложений банковской системы области сдерживается высоким риском инвестиций. Поэтому их прирост за 2007 год составил только 23%, или 23,5 млрд. руб. (до 45 млрд. руб.)[20].
Свыше 65% ресурсной базы используется кредитными учреждениями для осуществления межбанковских расчетов. Инвестиции в ценные бумаги формируют 13% совокупных вложений, тогда как кредитные вложения — 9%.
Примечательно, что рост вложений банков был обеспечен расширением в 1,5 раза инвестиций в ценные бумаги — почти до 17,6 млрд. руб. Прирост произошел за счет увеличения в 1,8 раза вложений в государственные ценные бумаги, которые к 1 января 2008 года были представлены в основном еврооблигациями и ОФЗ[20].
Произошедшее снижение кредитных вложений банковских учреждений области на 13% (до 15,8 млрд. руб.) явилось следствие не только высокого риска кредитования, но и общемирового банковского кризиса, начавшегося с США.
Кредитные вложения Челябинского
банка Сбербанка России уменьшились
на 17% (до 1,9 млрд. руб.), причем их доля в
общих вложениях банка
Задолженность по кредитам, выданным региональными банками, за полугодие увеличилась в 1,7 раза — до 2,4 млрд. руб., сформировав почти 20% задолженности по кредитным вложениям в области[20].
За 2007 год хозяйству области
региональными банками было выдано
более 6,3 млрд. руб. кредитов, что в 1,8
раза больше, чем за соответствующий
период прошлого года. Это 60% банковских
кредитов, полученных хозяйствующими
субъектами Челябинской области
в различных кредитных
По итогам полугодия улучшилась структура кредитного портфеля банков. Так, размер просроченных ссуд снизился в 2 раза — до 1054 млн. руб.; доля переоформленных кредитов в общей сумме кредитных вложений сократилась с 31% до 17%, причем абсолютная сумма переоформленных кредитов уменьшилась в 2 раза — с 1540 до 760 млн. руб.
В составе всех вложений
кредитных учреждений остатки "работающих
активов" (инвестиции в ценные бумаги,
кредитные вложения, валютные средства)
выросли на 15% (до 14 млрд. руб.) и занимают
23%. У региональных банков наиболее
высокая работоспособность
Положительный финансовый результат работы кредитных учреждений области в 2007 году составил 7,8 млрд. руб.
Наиболее успешно в этом отношении дела идут у Челябинского банка Сбербанка России, прибыль которого в 2007 году увеличилась в 4 раза.
3.4 Перспективы развития банковского кредитования
За последние годы офисы
банков существенно видоизменились
– практически повсеместно
О возможности удаленного совершения операций по банковскому счету знает лишь треть клиентов банков в крупных городах, при этом так или иначе пользуется этими возможностями и того меньше: всего 6% от этого числа – таковы данные недавнего исследования столичной консалтинговой компании «Финист». Однако число пользователей систем интернет-банкинга быстро растет. По наблюдениям специалистов Челябинвестбанка, в котором такая услуга для частных клиентов реализуется через межбанковский сервис FakturaPay, «привязанный» к карточному счету «Золотая корона», сегодня интернет-банк предпочитают, в первую очередь, те, кто умеет работать в Интернете, кому некогда стоять в очередях, и кто «легок на подъем» в использовании технологических новшеств: в основном это деловые люди и «продвинутые» пользователи компьютера.
По данным исследования «Финист», наиболее активно клиенты управляют через Сеть своими счетами, в меньшей мере используют интернет-системы для денежных переводов и коммунальных платежей.
«Абсолютное
большинство операций – это контроль
состояния счета и платежи
с него, – утверждает начальник
управления платежных систем Челябинвестбанка
Максим Дудоров. – Такой счет есть
у каждого владельца карты
«Золотая корона» и «Социальной
карты челябинца», хотя не многие из
них знают о возможности
Исследование компании «Финист» выявило, что потенциал для развития удаленного обслуживания велик – более 40% клиентов, осведомленных о наличии систем «Интернет-банк», хотели бы воспользоваться их возможностями – а это 10% всего числа клиентов банков. По словам представителей Челябинвестбанка, за 4 месяца 2008 года число подключившихся с системе «Интернет-банк» выросло в 2,5 раза, хотя в абсолютных показателях это по-прежнему небольшие цифры. По мнению экспертов, желание частных клиентов пользоваться интернет-банкингом обусловлено, в первую очередь, удобством проведения платежей и операций по счету, но пока его широкому применению препятствует недоверие людей к нововведениям, тем более если это касается перевода денежных средств. Среди причин, которые мешают клиентам банков воспользоваться удаленными каналами обслуживания, значатся и отсутствие необходимой инфраструктуры (прежде всего доступа в Интернет), и опасения, связанные с безопасностью данного канала обслуживания и его сложностью.
Достаточно часто причиной нежелания пользоваться интернет-банкингом является боязнь хакерских проникновений на домашний или рабочий компьютер. Однако, как утверждают банковские эксперты, эти опасения беспочвенны – современные технологии программно-аппаратной защиты находятся на уровне, обеспечивающем стопроцентную гарантию конфиденциальности операций и сохранности средств.
«На сегодняшний день интернет-технологии постепенно преодолевают консерватизм людей в отношении выбора платежных средств, – говорит Максим Дудоров. – И массовое распространение дистанционного банковского обслуживания среди населения – это лишь вопрос времени. Оценивая перспективы, можно сравнить эту услугу с развитием системы обслуживания пластиковых карт, которая начала активно распространяться 6-8 лет назад, и сегодня пластиковая карта воспринимается также естественно, как наличные деньги. Сейчас финансовые технологии и возможности банков значительно совершеннее и полнее, да и развиваются они стремительнее. И чем быстрее разгоняется наш «век скоростей», тем раньше наши существующие и потенциальные клиенты почувствуют необходимость дистанционного банковского обслуживания».
За прошлый год резко увеличилось число банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через сеть Интернет. Их число выросло более чем вдвое – летом прошлого года примерно каждый третий банк поддерживал интернет-банкинг, а сегодня, по данным опроса CNews Analytics, системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) установили более половины крупнейших российских банков. Среди челябинских финансовых организаций эта услуга наиболее широко развита в местных представительствах Альфа-Банка, Гута-банка, Автобанка, Импэксбанка, Кредит Урал Банка и в Челиндбанке. Правда, обращение финансовых структур к технологии ДБО, по мнению экспертов, говорит скорее о потенциальной емкости рынка, поскольку многие банки, приобретая лицензии, реально так и не начали использовать системы в работе, либо пока обкатывают их на афилированных компаниях. Тем не менее, все опрошенные CNews Analytics компании отмечают высокий спрос на решения этого класса.
Современные интернет-технологии позволяют банкам существенно ускорить и упростить документооборот, сократив объем бумажной работы. Управление счетом через интернет позволяет не только экономить время, но и приносит заметную выгоду. Так, некоторые банки снижают тарифы на операции через интернет, другие вводят фиксированную ставку за операцию, а третьи – единую плату за любое число платежных поручений, что особенно выгодно для корпоративных клиентов.