Анализ операций с использованием чеков ОАО «Белагропромбанк»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать сущность операций банков с использованием чеков, как в отечественной, так и зарубежной практике.
В соответствии с целью курсовой работы были определены задачи исследования:
- определить понятие, виды и преимущества использования чеков;
- изучить нормативную правовую базу проведения расчетов с использованием чеков в Республике Беларусь;
- проанализировать практику применения расчетов с использованием чеков во внутреннем экономическом обороте страны;
- ознакомиться с зарубежным опытом использования чеков.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
1 ЧЕК КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ
РАСЧЕТОВ………………………………………………………………………5
1.1 Понятие и преимущества использования чеков………………………….5
1.2 Виды чеков………………………………………………………………….12
1.3 Нормативная правовая база проведения расчетов с
использованием чеков в Республике Беларусь…………………………..15
2 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЧЕКОВ В БАНКАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………19
2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО «Белагропромбанк» ..19
2.2 Расчетно-кассовое обслуживание ОАО «Белагропромбанк»…………...23
2.3 Операции с использованием чеков в ОАО «Белагропромбанк»………...26
3 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕКОВ КАК
ИНСТРУМЕНТА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ…………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ А «Бухгалтерский баланс на 01 января 2013 год»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б «Отчет о прибылях и убытка за 2012 год»
ПРИЛОЖЕНИЕ В «Отчет о движении денежных средств за 2012 год»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г «Отчет об изменении капитала на 2012 год»

Файлы: 1 файл

Курсовая чековые операции.docx

— 102.87 Кб (Скачать)

В настоящем разделе речь пойдет о двух различных по сути системах чековых платежей. Первая из них основана на процессе инкассирования чеков и не может быть признана полностью электронной системой в связи с тем, что изначально все чеки выписываются в традиционной форме — на бумажных бланках, и лишь в процессе обработки (инкассирования) превращаются в электронные файлы. Вторая система чековых платежей представляет собой одну из форм электронной коммерции (e-commerce) и полностью основана на электронных расчетах.

Начиная с 80-х гг. ХХ в. в международной практике безналичных расчетов появилась электронная форма чеков, что было обусловлено развитием электронной торговли. Концепция т.н. «сокращенного чекового оборота» появилась в США, она стала некой промежуточной формой для перехода финансовой сферы экономики от бумажной к электронной системе платежей.

Сокращенный чековый оборот характеризовал собой такой вид банковского обслуживания, при котором клиентам не возвращались обратно их погашенные (оплаченные) чеки. Вместо возращения погашенных чеков с ежемесячными выписками со счета кредитные учреждения направляли клиентам только выписки, а чеки оставляли у себя. После определенного периода хранения (как правило, он составлял 90 дней) погашенные чеки уничтожались, а вместо них использовались копии чеков на микрофильмах, которые хранились банками в среднем в течение семи лет. При этом использовалась технология «видеокопирования», которая позволяла оптически охватывать и преобразовывать в цифровое изображение чек при его обработке и одновременно записывать магнитным способом информацию о депозитном счете клиента.

Система сокращенного чекового оборота была впервые применена в США аризонским банком «Valley National Bank of Arizona». Эта технология, по оценке специалистов банка, давала чистую экономию производственных издержек, связанных с обработкой чеков и подготовкой выписок по счету, в размере 0,0515 долл. США в расчете на один чек.

Процедура сокращенного чекового оборота получила широкое распространение во многих европейских странах, таких как Дания, Финляндия, Германия, Испания и др. Однако оставались нерешенными многие юридические вопросы.

Основная правовая проблема, связанная с этой системой, заключалась в том, насколько законна и приемлема микрофильмированная копия чека. Мнение большинства американских юристов, а также Американской ассоциации банкиров (American Bankers Association) сводилось к тому, что клиенты имеют полное право на возвращение им погашенных чеков, но в этом праве им может быть отказано. Разрешение этого спора относится непосредственно к сфере отношений банка и клиента. Хотя банк по-прежнему остается ответственным за проверку подлинности подписи клиента на чеке.

Остановимся теперь на некоторых новеллах в чековом законодательстве зарубежных стран, допускающих использование чеков в бездокументарной (электронной) форме.

В Великобритании в 1996 г. были внесены изменения в Закон о переводных векселях 1882 г. и Акт о чеках 1957 г., в соответствии с которыми допускалось предъявление чека в виде электронного или иного аналогичного сообщения, содержащего все основные характеристики платежного инструмента, а именно: серийный номер чека, код банка-плательщика, номер счета, на который выписан чек, и сумму чека. В то же время за оплачивающим банком сохраняется право потребовать, чтобы чек был ему предъявлен «физически».

Франция — это одна из тех стран, где чеки находят самое широкое применение, так как здесь использованию чековых книжек способствует само законодательство, запрещающее банкам брать деньги за их выдачу. Чек продолжает оставаться наиболее используемым во Франции инструментом платежа. Еще в 80-х гг. ХХ в. во Франции была создана Межбанковская телекомпенсационная система (СИТ), которая позволила передавать на расстояние т.н. «чеки-изображения».

Однако с ее внедрением банковские учреждения оказались в неравном положении в зависимости от того, выступают они чаще в качестве предъявителя чека или же, наоборот, плательщика (трассата). Поэтому «чеки-изображения» занимают сейчас небольшую долю в общем объеме чекового обращения (около 6–7%) и используются исключительно в нескольких региональных центрах по обмену «чеками-изображениями», которые управляются непосредственно Банком Франции.

В США объем чекового обращения в абсолютных цифрах значительно превышает объемы использования электронных средств платежа, таких как кредитные и дебетные карточки, поэтому усилия американских банкиров направлены, в первую очередь, на то, чтобы улучшить процесс инкассирования (обработки) чеков.

В последние годы наибольшее развитие концепция сокращенного чекового оборота получила именно в США, поэтому имеет смысл рассмотреть ее основные черты на примере системы электронного предъявления чеков к платежу (Electronic Check Presentment), реализуемой Федеральным Резервным Банком г. Бостона.

В 1990 г. в Единообразный торговый кодекс США была включена специальная норма, допускающая возможность электронного предъявления банковских документов к платежу. Так, согласно ст. 4–110 (а) ЕТК предъявление денежного документа может быть осуществлено путем передачи изображения денежного документа или информации, описывающей денежный документ, нежели путем предъявления самого документа.

Для большинства чеков процесс инкассирования происходит приблизительно следующим образом. Лицо или компания, кому выписан чек (ремитент, чекодержатель), сдает его в обслуживающий банк (депозитарный банк). Если счет чекодателя находится в этом же банке, чек остается в данном банке.

В противном случае «физический» чек передается в банк чекодателя (банк-плательщик), и, наконец, самому чекодателю в течение одного месяца. Если чекодатель не имеет достаточных денежных средств, или же чек не оплачен банком-плательщиком по другим причинам, чек возвращается обратно в депозитарный банк, а затем — чекодержателю (ремитенту). Этот т.н. «обратный процесс» намного более дорогостоящ и трудоемок. Таким образом, значительные издержки присутствуют на различных стадиях инкассовой процедуры по сортировке и передаче «физических» чеков.

Инкассирование происходит в сжатые сроки. Банк-плательщик имеет только от одного до полутора дней с того момента, когда чек предъявлен, для того чтобы решить, возвращать ли чек обратно и взыскивать платеж по нему до того, как истечет срок действительности чека. Кроме того, чекодержатель может потерять проценты за каждый день задержки инкассовой процедуры.

Некоторые из таких издержек можно сократить или полностью устранить с помощью системы электронного предъявления чеков и транкации. Электронное предъявление чека — это инкассирование, в процессе которого чек оплачивается на основании информации, содержащейся в электронном файле вместо обычного бумажного («физического») чека. Как минимум, файл содержит номер счета и долларовую сумму чека. Физический чек может передаваться или не передаваться вслед за электронным файлом. Если чек «остановлен» до того, как он предъявлен в банк-плательщик (банк чекодателя, в котором находятся денежные средства, против которых выставлен чек), эта процедура называется чековой транкацией (check truncation). Если чек направлен в банк-плательщик, но не самому чекодателю, этот процесс обычно именуют чековым хранением (сheck safekeeping). В любом случае, происходит ли транкация или чек передается в виде электронного файла, эти процедуры направлены на улучшение (оптимизацию) традиционного способа предъявления бумажного чека.

Электронное предъявление чека и чековая транкация были поддержаны Федеральной Резервной Системой США и некоторыми финансовыми учреждениями как более эффективный способ платежей, нежели процесс обработки бумажных чеков.

Следует подчеркнуть, что электронное предъявление чека — это не полностью электронная система платежей. Даже в случае использования чековой транкации сама сделка происходит именно с бумажным чеком, и только позднее «физический» документ превращается в электронный. Другие формы электронного предъявления чеков, предложенные Федеральной Резервной Системой, по-прежнему включают в себя дорогостоящую пересылку чеков в банк-плательщик, а затем — чекодателю. Поскольку здесь присутствуют, по крайней мере, некоторые стадии бумажной обработки, электронное предъявление чека, вероятно, дороже, чем его обработка через автоматизированную клиринговую палату. С другой стороны, дополнительным преимуществом является то, что клиенты банка могут продолжать выписывать чеки в привычной для них бумажной форме.

В соответствии с электронным предъявлением чека совместно с транкацией чекодатель не получает обратно свои погашенные чеки. Многие оплачивающие банки посылают погашенные чеки в месячный срок своим клиентам без издержек. Конечно, в действительности банки не оказывают услуги по чековым операциям бесплатно. Однако издержки зачастую принимают форму минимального баланса, либо они очень низкие, либо даже составляют 0% по чековым счетам.

С транкацией держатель счета и оплачивающий банк вынуждены добровольно отказываться от погашенных чеков. Некоторые полагают, что банк-плательщик может быть вынужден назначать своим клиентам определенную цену за пересылку погашенных чеков для того, чтобы побудить их отказаться от получения погашенных чеков. В качестве альтернативы банк-плательщик может распределить доходы от транкации и предложить клиентам деньги, если они согласны не требовать погашенные чеки. Действительно, некоторые банки, которые хранят чеки, назначают определенную цену тем клиентам, которые настаивают на получении своих погашенных чеков по почте каждый месяц. Например, Бэнк оф Америка требует от клиентов оплату в размере одного доллара в месяц за возврат погашенных чеков. Некоторые банки предлагают вместо оплаченных чеков документы с их изображением. Тем не менее, законодательство некоторых штатов предоставляет клиентам право на получение их оплаченных чеков, что препятствует банкам оказывать услуги по хранению чеков.

В современной системе бумажного чекового оборота депозитарный банк несет издержки на инкассирование чека посредником, если он привлекается, и на пересылку чеков в банк-плательщик. Если банк-плательщик выбирает транкацию чеков через Резервный Банк, издержки по транкации приходится нести банку-плательщику. Такие издержки будут прямо или косвенно переведены на чекодателей. Следовательно, даже если чекодатель откажется от своих погашенных чеков, его издержки потенциально могут возрасти.

Банк-плательщик не обязан выделять денежные средства, если бумажный чек не предъявлен. Это условие может быть изменено только по взаимному соглашению между оплачивающим и депозитарным банками. Когда чеки предъявляются в электронном виде, банк-плательщик не имеет возможности исследовать чек на предмет подделки до того как решить, совершать ли платеж. Таким образом, система электронного предъявления чеков может переложить некоторые риски, связанные с подделкой чека, на банк-плательщик.

В процессе обработки бумажных чеков каждое финансовое учреждение, вовлеченное в этот процесс, принимает и сортирует чеки. Депозитарный банк несет расходы по инкассированию до тех пор, пока чек не попадет в банк-плательщик. Банк-плательщик, напротив, несет расходы по обработке чеков внутри банка, подготовке и пересылке чеков по почте, а также ежемесячных выписок клиентам (чекодателям). По сравнению с обработкой бумажных чеков, применение электронного предъявления и транкации сокращает или устраняет бόльшую часть таких расходов, но добавляются новые расходы по инициации и переводу электронных записей вместо бумажных чеков.

Следует отметить, что процедура чекового хранения также позволяет банку-плательщику сэкономить значительные суммы денег, даже если чеки не проходили ранее транкацию. Недостаток транкации по сравнению с чековым хранением заключается в том, что при транкации банк-плательщик не «видит» сам чек, а следовательно, не может проверить подлинность подписи чекодателя. Для того чтобы развивать процедуру чекового хранения и сделать ее наиболее эффективной с точки зрения экономии издержек, около 50% американских банков предлагают своим клиентам вознаграждение и (или) другие услуги за участие в программе чекового хранения и отказ от права на получения своих оплаченных чеков.

Таким образом, можно видеть, что появление различных сокращенных процедур обработки чеков (транкации, чекового хранения) обусловлено, в первую очередь, увеличением бумажного документооборота и, как следствие, возрастанием издержек на проведение банковских операций. Поэтому системы сокращенной обработки чеков были призваны «удешевить» обработку бумажных документов. На наш взгляд, в России подобные процедуры в современных условиях вряд ли могут найти широкое применение.

Во-первых, необходимо отметить одну особенность чековой транкации: она во многом схожа с операциями, проводимыми по дебетным карточкам. Учитывая, что в нашей стране подавляющее большинство всех платежных карточек составляют именно дебетные карты, можно сказать, что для применения чековой транкации в современной системе безналичных расчетов просто нет места. Хотя опыт зарубежных стран показывает, что, несмотря на почти «вековую» историю, пластиковые карточки так и не смогли вытеснить из оборота ни чеки, ни наличные деньги.

Другая причина в том, что в западных странах большую часть чеков, находящихся в обороте, составляет чеки, выписанные физическими лицами при расчетах за товары или услуги. В России же чековый оборот может реально пополняться исключительно за счет корпоративных чеков. Транкация может быть применена, на наш взгляд, только в случае существенного увеличения объемов бумажного чекового обращения. С одной стороны, это возможно на сегодняшний день преимущественно за счет чеков иностранных эмитентов, количество которых в нашем обороте увеличивается год от года.

Но с другой стороны, и для этого появляются новые препятствия: речь идет о том, что в платежах между компаниями во внутренней и внешней торговле наряду с электронными картами вводятся также системы электронных чеков (electronic cheques). Хотя действующее российское законодательство прямо не упоминает о возможности существования электронной версии чеков, такие документы уже получили широкое применение в сфере Internet-платежей. Интересно остановиться чуть подробнее на аналогичной ситуации в сфере вексельного обращения.

Информация о работе Анализ операций с использованием чеков ОАО «Белагропромбанк»