Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа
Тема курсовой работы является актуальной потому, что в современных условиях развития рыночной экономики биржа выполняет важную роль по аккумуляции и мобилизации денежного капитала для эффективного использования инвестиционных ресурсов.
Значение фондовой биржи велико также в связи с интернационализацией производства и капитала, что проявляется в деятельности крупных кредитно-финансовых институтов в российской экономике.
Введение 5
1 Теоретические основы работы фондовой биржи 7
1.1 Фондовая биржа как целостная система 7
1.2 Понятие и этапы прохождения сделок с ценными бумагами 14
1.3 Основные мировые фондовые индексы 18
2 Анализ операций с ценными бумагами фондовой биржи «Российская Торговая Система» 22
2.1 Характеристика деятельности биржи РТС 22
2.2 Анализ динамики индекса РТС 30
3 Основные направления, проблемы и перспективы развития фондового рынка в Российской Федерации 35
3.1 Основные направления развития ОАО «РТС» 35
3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России 44
3.3 Перспективы развития фондового рынка в РФ 48
Заключение 52
Список использованных источников
Мы видим, что индекс за наблюдаемый период (18.11.2009 по 8.12.2009) сократился на 134,81 пункт. На протяжении 15 дней наблюдалась явная тенденция к сокращению. Индекс повышался не на много, даже скорее не значительно, и сразу же сокращался на 30-37 пунктов. Максимальное сокращение значения индекса составляет 1 351,81 (08.12.2009), а максимальное значение составило 1 486,62 пункт (18.11.2009).
Лидерами по объему торгов в РТС в 2010 году стали обыкновенные акции ОАО «Газпром» (GAZP), на втором месте обыкновенные акции ОАО «Сбербанк России» (SBER), далее следуют обыкновенные акции ОАО «ГМК «Норильский никель» (GMKN) (табл. 3).
Таблица 3
Лидеры продаж РТС в 2010 г.
Код акции | Наименование компании | Объем торгов, тыс. долл. США |
GA2P | Газпром | 91 101 025 |
SBER | Сбербанк России | 32 398 678 |
GMKN | ГМК Норильский никель | 26 866 004 |
LKOH | ЛУКОЙЛ | 22 813 914 |
EESR | РАО ЕЭС России | 11 419 310 |
ROSN | НК Роснефть | 6 046 173 |
PLZL | Полюс Золото | 4 139 935 |
MTSS | МТС | 3 737 736 |
HYDR | РусГидро | 3 609 538 |
SNGS | Сургутнефтегаз | 3 297 684 |
В 2009 году наиболее ликвидным контрактом стали фьючерсы на Индекс РТС (доля данного инструмента составила 65,2%, или 7,3 трлн руб.). Вторую позицию заняли фьючерсы на акции ОАО «Газпром» (7,15%), оборот по фьючерсным контрактам на курс безналичного доллара США составил 3,12% от общего оборота. Наиболее ликвидными опционными контрактами в прошедшем году стали опционы на фьючерсный контракт на Индекс РТС (9,56%).
3 Основные направления, проблемы и перспективы развития фондового рынка в Российской Федерации
3.1 Основные направления развития ОАО «РТС»
Мировой финансовый рынок находится на новом этапе развития, что подразумевает перестройку всей системы и механизмов взаимодействия ее участников. Главная цель, которую ставит перед собой РТС, - это стать ведущей российской биржевой группой на мировом финансовом рынке. Формируя в нашей стране развитый финансовый рынок, РТС способствует тому, чтобы Россия заняла лидирующие позиции в глобальной экономике и стала неотъемлемой частью мировой финансовой системы.
Задача по построению в Москве международного финансового центра, которая неоднократно ставилась руководством страны, одна из приоритетных в стратегии развития группы компаний РТС на ближайшее будущее. В первой половине 2010 года планируется запуск не имеющего аналогов в России рынка акций RTS Standard, который призван стать новым стандартом биржевой торговли. Благодаря ему у всех участников фондового рынка появится уникальная возможность торговать самыми ликвидными акциями российских компаний в анонимном режиме без стопроцентного депонирования активов с Центральным контрагентом с 10:30 до 23:50 мск, с поставкой бумаг на Т+4. Ожидается, что успешный запуск RTS Standard повысит конкурентоспособность РТС и всего российского рынка в целом.
На рынке фьючерсов и опционов FORTS продолжится поступательное и качественное расширение линейки инструментов. Изучается возможность введения таких контрактов, базовым активом которых являлись бы зарубежные фондовые индексы. Это позволит российским участникам не только планировать сложные инвестиционные стратегии, но и поспособствует приходу на финансовый рынок России большого числа иностранных участников.
Ведется постоянная работа по повышению финансовой грамотности населения и привлечению на рынок новых участников. Результатом этой работы явилось то, что даже в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках объем торгов в контрактах на рынке FORTS не только не снижался, но и показывал из месяца в месяц стабильный рост. В ближайшее время ожидается резкий всплеск активности и повышение оборотов торгов. В перспективе планируется переход на круглосуточный режим торгов.
В 2010 году РТС будет расширять свое присутствие в странах СНГ. Так, стартуют торги на «Украинской бирже» в г. Киеве и «Евразийской Торговой Системе» в г. Алматы. Основной целью для РТС в этих проектах является продвижение современных технологий биржевой торговли, развитие биржевой инфраструктуры и интернет-трейдинга на фондовых рынках ближнего зарубежья. Ведется постоянный мониторинг ситуации в других близлежащих государствах, с тем, чтобы в случае благоприятной политической и экономической ситуации вывести и представить свои продукты и услуги на эти рынки.
2008 год с точки зрения регулирования финансового и товарного рынков стал, с одной стороны, годом разработки планов и стратегий, связанных с развитием рынков Российской Федерации и укреплением позиций Российской Федерации в контексте глобальной мировой экономики, а с другой - годом проверки действующего законодательства на его готовность противостоять кризисным явлениям, серьезным образом отразившимся на финансовых и товарных рынках. В результате, в 2008 году органами власти были разработаны два основополагающих документа, связанных с развитием финансовых и товарных рынков, - «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» и «Концепция создания в Российской Федерации международного финансового центра», а также внесен ряд «антикризисных» изменений в действующие нормативные правовые акты.
Для ОАО «РТС» ключевой задачей в работе с органами власти в части разработки нормативного регулирования являлась выработка и представление предложений и замечаний по готовящимся проектам документов, направленных на обеспечение максимального соответствия регулирования практике рынка, и повышение эффективности применения разрабатываемого регулирования.
РТС принимала активное участие в обсуждении проектов «Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» и «Концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра» и плана мероприятий по их реализации. Многие идеи, высказанные ОАО «РТС» на заседаниях рабочих групп, связанные с развитием биржевой и клирингово-расчетной инфраструктуры, изменением порядка налогообложения, нашли отражение в окончательных текстах документов. Особо стоит отметить вопросы, связанные с текущей работой Биржи и направленные на внедрение передовых биржевых технологий в Российской Федерации, которые нашли отражение в концепции создания международного финансового центра:
• стимулирование использования расчетов с отсрочкой исполнения на основе клиринга с частичным обеспечением или клиринга без предварительного обеспечения;
• использование портфельного принципа формирования гарантийного обеспечения и расширение спектра активов, принимаемых в обеспечение;
• комплексное решение вопросов клиринга и расчетов на товарных биржах.
Многие предложения ОАО «РТС», высказанные в рамках работы над концепцией международного финансового центра, были учтены при разработке законопроектов, связанных с развитием инфраструктуры финансовых и товарных рынков.
В частности, в рамках подготовки законопроекта «О биржах и организованных торгах» ко второму чтению РТС внесла ряд предложений концептуального характера, связанных с понятием биржи и организованных торгов, лицензированием участников биржевых торгов на товарном рынке, лицензионными требованиями к биржам, которые были учтены при доработке законопроекта.
Особое внимание было уделено проблемам регулирования клиринговой деятельности и системы учета прав на ценные бумаги.
Биржей РТС были сформулированы базовые принципы, которые должны быть отражены в разрабатываемом органами исполнительной власти проекте Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности», касающиеся правовой природы клиринга, в том числе централизованного клиринга, правового режима финансового обеспечения, общих правил осуществления клиринговой деятельности.
К принятому в первом чтении законопроекту «О центральном депозитарии» был подготовлен ряд замечаний, связанных с проблемами, к которым может привести принятие проекта федерального закона в том же виде в последующих чтениях. В качестве альтернативного механизма предложено создание централизованной системы учета прав на ценные бумаги, базирующейся на определении ключевых принципов взаимодействия расчетных депозитариев друг с другом, с другими депозитариями, в том числе иностранными, и организаторами торговли.
Еще одним важным элементом работы в 2008 году стала подготовка предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части порядка налогообложения операций с производными финансовыми инструментами. Многие из предложений были отражены в утвержденной концепции федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в том числе следующие вопросы:
• вопросы налогообложения физических лиц, связанные с порядком определения налогооблагаемой базы для лиц, совершающих срочные сделки с производными финансовыми инструментами, базовым активом которых не являются ценные бумаги или индексы;
• особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость для финансовых инструментов срочных сделок, торгуемых на биржах;
• порядок налогообложения налогом на прибыль организаций от операций с финансовыми инструментами, совершаемых клиринговыми организациями, обеспечивающими клиринг и расчеты по таким инструментам.
Во второй половине 2008 года большую актуальность приобрела работа по вопросам подготовки предложений по внесению изменений в подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность на финансовом рынке.
Одним из наиболее важных моментов для фондового рынка в конце 2008 года стало изменение общих принципов приостановки торгов в связи с резким падением или повышением значений индексов или цен ценных бумаг. ОАО «РТС» представило в ФСФР России предложения, базирующиеся на изменении порядка расчета текущей цены ценной бумаги, использовании для целей приостановки торгов основных индексов фондовых бирж (а не специально рассчитываемых для таких нужд технических индексов), изменении пороговых значений приостановки торгов и порядка действий Биржи, связанных с самой приостановкой торгов. Многие из предложений были учтены при разработке изменений в действующей нормативной базе.
При подготовке замечаний и предложений по разработанной ФСФР России новой методике расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов
Биржа РТС руководствовалась принципом максимально объективного отражения в методике определенных показателей, входящих в расчет активов или пассивов. В связи с изложенным были внесены предложения по учету дебиторской задолженности по возврату клиринговыми организациями средств, переданных им в качестве обеспечения исполнения заключенных организацией сделок и в качестве взносов в фонды, задолженности клиентов по оплате услуг организатора торговли и клиринговой организации, выданных брокером поручительств, обеспечивающих исполнение обязательств по сделкам, совершенным на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг. Особое внимание также было уделено периодичности расчета собственных средств и срокам раскрытия информации о собственных средствах профессиональными участниками и управляющими компаниями.
РТС также были подготовлены и представлены в ФСФР России предложения концептуального характера по вопросу регулирования рынка производных финансовых инструментов на уровне подзаконных нормативных правовых актов.
Также в течение 2008 года Биржа РТС принимала активное участие в работе Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению, Экспертного совета по корпоративному управлению при ФСФР России, Консультативного совета по вопросам развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг, а также иных рабочих групп, комиссий и комитетов, создаваемых органами исполнительной и законодательной власти, деятельность которых была связана с разработкой и рассмотрением предложений, связанных с развитием финансовых и товарных рынков Российской Федерации. В 2009 году предполагается продолжить активную работу по выработке предложений, направленных на модернизацию действующего законодательства, регулирующего отношения на финансовых и товарных рынках, обратив особое внимание органов власти на проблематику налогового законодательства, а также необходимость внесения изменений в целый ряд подзаконных нормативных актов, которые уже не соответствуют текущему уровню развития организованных рынков в Российской Федерации.