Анализ операций с ценными бумагами на фондовой бирже «Российская торговая система»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы является актуальной потому, что в современных условиях развития рыночной экономики биржа выполняет важную роль по аккумуляции и мобилизации денежного капитала для эффективного использования инвестиционных ресурсов.
Значение фондовой биржи велико также в связи с интернационализацией производства и капитала, что проявляется в деятельности крупных кредитно-финансовых институтов в российской экономике.

Оглавление

Введение 5
1 Теоретические основы работы фондовой биржи 7
1.1 Фондовая биржа как целостная система 7
1.2 Понятие и этапы прохождения сделок с ценными бумагами 14
1.3 Основные мировые фондовые индексы 18
2 Анализ операций с ценными бумагами фондовой биржи «Российская Торговая Система» 22
2.1 Характеристика деятельности биржи РТС 22
2.2 Анализ динамики индекса РТС 30
3 Основные направления, проблемы и перспективы развития фондового рынка в Российской Федерации 35
3.1 Основные направления развития ОАО «РТС» 35
3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России 44
3.3 Перспективы развития фондового рынка в РФ 48
Заключение 52
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 301.50 Кб (Скачать)

В 2009 году РТС стала ассоциированным членом FIA - Futures Industry Association. Решение о принятии РТС в одну из крупнейших независимых организаций мировых деривативных бирж стало подтверждением самого высокого качества услуг, предоставляемых Биржей своим клиентам, а также соответствия технологий, используемых на Срочном рынке FORTS, всем международным стандартам. Членство в FIA позволит РТС участвовать в принятии важных решений, касающихся развития мирового рынка производных финансовых инструментов. Кроме того, используя опыт зарубежных партнеров, РТС сможет постоянно совершенствовать биржевую инфраструктуру и технологию торгов.

Также основными направлениями деятельности в области развития международных проектов являлись: поддержание и развитие взаимоотношений ОАО «РТС» с иностранными партнерами, в том числе в рамках международных организаций, постоянным членом которых является РТС.

Биржа РТС - ведущая площадка по ценообразованию на российские активы - постоянно проводит целый комплекс работ с компаниями-эмитентами. Это подтверждает и количество ценных бумаг, представленных в РТС, - более 2200. По данному показателю РТС является безоговорочным лидером на российском рынке.

Такая репрезентативность объясняется активной работой с компаниями-эмитентами.

Одними из приоритетных задач Группы РТС является расширение линейки инструментов и совершенствование технологий, необходимых эмитентам для привлечения ресурсов с фондового рынка на развитие их бизнеса. Основными направлениями деятельности РТС при решении данных задач являются:

• разработка и внедрение новых продуктов и услуг для компаний-эмитентов;

• непрерывное совершенствование услуг, предоставляемых компаниям -эмитентам;

• популяризация продуктов и услуг РТС для компаний-эмитентов;

• привлечение новых компаний-эмитентов;

• эффективное взаимодействие с компаниями-эмитентами как на этапе вывода ценных бумаг на биржу, так и в процессе обращения их акций;

• контроль за соответствием ценных бумаг, допущенных к торгам, требованиям законодательства и биржи.

Выполнение этих функций возложено на подразделение Биржи по листингу. Активное и эффективное выполнение данных задач, внимательное отношение к компаниям-эмитентам, постоянная поддержка являются залогом лидирующих позиций РТС по количеству представленных ценных бумаг.

РТС постоянно работает над популяризацией продуктов и услуг для компаний-эмитентов. Основными направлениями деятельности РТС в этой области являются:

• участие в публичных мероприятиях, посвященных вопросам функционирования фондового рынка и привлечения инвестиций;

• проведение собственных мероприятий для компаний-эмитентов - как праздничных, так и рабочих;

• издание рекламно-методических материалов для компаний-эмитентов.

ОАО «РТС» уже в течение нескольких лет ведет проект «Биржа для эмитентов», направленный на расширение списка качественных финансовых инструментов, а также на развитие рынка акций «второго эшелона». В рамках проекта «Биржа для эмитентов» в 2009 году была продолжена активная работа по информированию эмитентов о преимуществах привлечения маркет-мейкеров для повышения ликвидности ценных бумаг. В результате, по итогам года 30 эмитентов заключили новые договоры на оказание услуг маркет-мейкеров, что на 15% больше, чем в 2008 году. При этом по некоторым ценным бумагам одновременно выполняют свои обязательства несколько маркет-мейкеров. Все это свидетельствует о росте интереса к данной услуге и понимании преимуществ, которые она дает.

Развитие данного проекта является важным фактором повышения ликвидности ценных бумаг и приобретает особую актуальность для эмитентов в условиях обострения конкурентной борьбы за средства инвесторов.

В 2010 году РТС планирует продолжать активную работу с компаниями-эмитентами с целью привлечения их на фондовый рынок в том или ином качестве, с целью повышения финансовой грамотности эмитентов, разъяснения, чем им может быть полезен фондовый рынок, и консультаций по выходу на него.

В задачи РТС в этой области в 2010 году входит введение новых инструментов.

Так, уже прошел третье чтение законопроект № 504019-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 5 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», принятие которого должно создать возможности для:

• прямого публичного обращения иностранных ценных бумаг в РФ;

• обращения на фондовой бирже ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов.

Таким образом, ОАО «РТС» планирует с помощью проекта RTS Global начать формировать возможности для возникновения биржевого рынка иностранных ценных бумаг в России и начать работу над созданием специальной секции для квалифицированных инвесторов.

Также ОАО «РТС» намерено продолжить работу с компаниями-эмитентами по проектам выпуска РДР.

 

 

 

 

3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

В данном разрезе возможно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

                 преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же,  как отмечалось выше, большую часть современного рынка ценных бумаг составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг;

                 целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;

                 в России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.

Улучшение качественных характеристик рынка:

                 наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;

                 контроль за данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации. Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира. Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на  российском рынке никак не меньше 40%. Контроль за этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.

Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

                 создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

                 формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов;

                  в настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к рынку ценных бумаг, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг;

                 формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;

                 ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы для ограничения рисков инвесторов;

                 создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг.

Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг. Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы,  но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.

                 формирование активно действующей системы контроля за небанковскими инвестиционными институтами;

                 государственная поддержка образования в  области фондового рынка.

Преодоление опережающего развития рынка государственных ценных бумаг, которое переключает большую часть денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства, сокращая поступление средств в производство. Рынок государственных ценных бумаг, как бы оттягивает на себя ресурсы, мешая развиваться производству. Эту проблему тоже необходимо устранить, но в основном, за счет уменьшения роли этого сегмента рынка и переносе капитала на производственный сектор.

Опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п. Как отмечалось выше, в России нет общепринятых стандартов оценки стоимости ценной бумаги. В данный момент существуют лишь определенные подходы к оценке ликвидности ценной бумаги,  к тому же эти методы зачастую трудоемки. В процессе создания своей системы показателей для РЦБ Россия должна будет руководствоваться скорее всего принципами стран Запада, вероятнее всего США.

С 2011 года может быть поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться российскими инвесторами, а в более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.

 

 

 

 

 

 

3.3 Перспективы развития фондового рынка в РФ

В настоящее время рынок ценных бумаг достаточно организован, жестко контролируется специальным органом государственного регулирования – Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР – это коллегиальный орган в составе Правительства РФ, имеющий большие полномочия в области координации, разработке стандартов, лицензирования профессиональных участников, установления квалификационных требований  и т.д.

В среднесрочном плане необходимо определиться с подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и функционирования центрального депозитария, биржевых торгов, а также осуществления клиринговых расчетов.

В последнее время ФСФР России предприняла ряд шагов с целью упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг, что стало одним из важнейших условий динамичного роста объемов операций с ценными бумагами на российском рынке.

Однако необходимо сформировать эффективное правовое регулирование, обеспечивающее обращение на российском рынке широкого спектра финансовых инструментов. В настоящее время наиболее отлаженным является регулирование ценных бумаг. Вместе с тем, в отношении иных финансовых инструментов такая детальная регламентация отсутствует. Кроме этого, необходимо предусмотреть процедуру квалификации таких финансовых инструментов с точки зрения их возможности приобретения и обращения среди неквалифицированных инвесторов, а также порядок раскрытия информации о таких финансовых инструментах.

Информация о работе Анализ операций с ценными бумагами на фондовой бирже «Российская торговая система»