Финансовые рынки, ценные бумаги, фондовая биржа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной трансформации российской экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему исследование складывающейся системы финансовых отношений приобретает особую актуальность и остроту.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 372.69 Кб (Скачать)

Введение

 

В условиях рыночной трансформации  российской экономики и интеграции ее в мировую экономическую систему  исследование складывающейся системы  финансовых отношений приобретает  особую актуальность и остроту. Дело в том, что одна из главных причин кризисного состояния российской экономики  — острейший дефицит денег. Парадокс состоит в том, что денег катастрофически  не хватает не потому, что их мало, а потому, что они распределяются крайне нецелесообразно между отдельными субъектами экономики. В решении  проблемы эффективного распределения  денежных средств между субъектами экономики важная роль принадлежит  финансовому рынку.

Актуальность темы, заключена  в том, что рассматриваемые здесь  финансовый рынок, рынок ценных бумаг есть составная и необходимая часть экономики, призванная обеспечивать эффективность ее функционирования.

В последнее время вопрос о предназначении и функциях данных структур встает особенно остро. Прежде всего, он актуален для России с только появившимися процессами перехода к  цивилизованным формам рыночной экономики  и отказа от «старых» методов хозяйствования. Таким образом, роль этих структур, на сегодняшний момент, качественно  меняется, увеличивается и нагрузка на них. Возникает необходимость  искать пути решения появившихся  проблем.

Цели и задачи курсовой – изучение и обобщение теоретического материала по теме «Финансовый рынок, рынок ценных бумаг и фондовая биржа».

 

 

 

 

 

  1. Функции и структура финансового рынка

 

1.1 Сущность и функции финансового рынка

 

Финансовый рынок занимает ведущее место в обеспечивающей финансовой системе государства. Отдельные  его сектора — фондовый, кредитный, страховой и другие — позволяют с помощью рыночных механизмов координировать деятельность всей финансовой системы, осуществляя движение денежных средств в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта, а также формирования и использования денежных фондов основных субъектов финансовых отношений. Вместе с другими видами рынков (рынком труда, реальных товаров) финансовый рынок является важнейшим атрибутом рыночной экономики.

Субъектами финансового  рынка выступают хозяйствующие  субъекты, государство, домашние хозяйства, финансово–кредитные учреждения и различные финансовые посредники.

Финансовые посредники обеспечивают непосредственные связи между основными  субъектами финансовых отношений, оказывая им помощь в формировании и эффективном  использовании денежных фондов. К  числу основных финансовых посредников  относятся коммерческие и сберегательные банки, кредитные союзы, инвестиционные фонды и компании, пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи. Находясь между кредиторами и  заемщиками, финансовые посредники при  необходимости объединяют средства нескольких кредиторов для удовлетворения значительных потребностей заемщиков, а также берут на себя вероятные  риски (риск ликвидности, кредитный  риск, процентный риск), получая за услуги комиссионное вознаграждение.

Главное назначение финансового  рынка состоит в обеспечении  эффективного распределения между  конечными потребителями финансовых ресурсов. При этом должны учитываться  разные, порой диаметрально противоположные интересы участников финансового рынка, большие риски выполнения финансовых обязательств и т.п.

В литературе существуют разные подходы к определению понятия  «финансовый рынок». С экономической  точки зрения он представляет собой  систему экономических отношений, связанных с актами эмиссии ценных бумаг, их размещения, а также актами купли–продажи финансовых инструментов (товаров финансового рынка). С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов.

Так, финансовый рынок представляет собой рынок, на котором осуществляется купля–продажа финансовых активов (инструментов):

  1. денежных средств;
  2. иностранной валюты;
  3. ценных бумаг;
  4. банковских ссуд;
  5. золота и других драгоценных металлов;
  6. страховых полисов;
  7. срочных контрактов и т.д.

Финансовый рынок —  организованная или неформальная система  торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация  капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников  к заемщикам. Товаром выступают  собственно деньги и ценные бумаги.

Функции финансового рынка  достаточно разнообразны. Рассмотрим  общерыночные функции финансового рынка:

  1. Организацию доведения финансовых активов до потребителей (покупателей, вкладчиков), которая проявляется через создание сети различных институтов по реализации финансовых активов (банков, бирж, брокерских компаний, инвестиционных фондов);
  2. Регулирующую функцию, которая заключается в создании правил торговли и участия в ней, определение приоритетов, органов контроля и управления, порядка размещения споров между участниками рынка;
  3. Стимулирующую функцию, которая заключаются в мотивации юридических и физических лиц на участие в финансовом рынке, путем предоставления им права на участие в управлении предприятиями, права на получение дохода, права на владение имуществом, возможности накопления капитала;
  4. Контрольную функцию, которая заключается в проведении контроля за соблюдением норм законодательства, правил торговли, этических норм участников финансового рынка;
  5. Ценовую функцию – функцию установления и обеспечения процесса движения рыночных цен (курсов) на финансовые активы посредством сбалансирования спроса и предложения;
  6. Коммерческую функцию, которая заключается в получении участниками рынка прибыли от операций с финансовыми активами на финансовом рынке;
  7. Информационную функцию – функцию производства и доведения до экономических субъектов рыночной информации об объектах торговли и ее участниках.

 

1.2 Структура финансового рынка

 

Анализ функционирования финансовых  рынков  предполагает  
определенную   его   сегментацию,   расчленение, выделение   отдельных функционирующих  по  своим  правилам  рынков.  В  зависимости от  
целей  анализа,  а также от особенностей  развития  отдельных сегментов  финансового  рынка  в  тех  или  иных  странах  существуют  разные  
подходы к классификации финансовых рынков.  На рисунке 1  приведена одна из возможных  классификаций  [Ковалев,  1999, с.  47]. 

 

Рисунок 1 – Классификация финансовых рынков.

 

Валютный  рынок — это  рынок,  на  котором  товаром  являются объекты,  имеющие  валютную  ценность.

К валютным  ценностям  относятся:

– иностранная валюта  (денежные знаки (банкноты,  казначейские билеты,  монеты,  являющиеся  законным  платежным средством  или изымаемые,  но  подлежащие  обмену)  и  средства  на  счетах  в  денежных единицах  иностранного государства,  международных или  расчетных  денежных  единицах);

– ценные бумаги  (чеки, векселя), фондовые ценности  (акции, облигации)  и другие долговые обязательства,  выраженные  в  иностранной  валюте;

– драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий) и природные драгоценные камни (алмазы,  рубины,  изумруды,  сапфиры,  александриты,  жемчуг).

В  качестве  субъектов  (участников)  валютного  рынка  выступают: банки, биржи, экспортеры и импортеры, финансовые и инвестиционные учреждения,  правительственные организации.

Объект  валютного  рынка  (на  кого  направлены  действия  субъекта) — любое  финансовое  требование, обозначенное  в валютных  ценностях.  Объекты  валютного  рынка  покупаются  и  продаются субъектами  салютного  рынка за деньги, находящиеся  в  обращении.

Субъекты  валютного  рынка осуществляют  следующие  виды  операций: передача покупательной способности, хеджирование  (страхование открытых валютных позиций), спекуляция  (выгода от ожидания изменений  валютных  курсов  или  процентных  ставок),  арбитраж  процентных  ставок  (получение выгоды  от принятия  депозитов  и  их  перёразмещение  на  согласованные  периоды  по более высокой  ставке). Передача  покупательной  способности  осуществляется  в  виде следующих  типовых  сделок:

– кассовые (спот) — подразумевается немедленная поставка валюты,  
чаще  всего  в  течение двух  рабочих дней  после заключения  сделки;

–  срочные  (форвард) — подразумевается  поставка  валюты  через четко  определенный  промежуток  времени;

–  свопы — предполагается  одновременное осуществление  операций покупки  и  продажи с разными сроками исполнения.

При проведении операций с  объектами валютного рынка  (валютных операций)  субъекты  действуют  не  только  с  точки  зрения  экономической  целесообразности,  но  и  в  определенном  поле  организационных, экономических  и  правовых  ограничений.  Такую  совокупность  взаимоотношений  можно назвать системой валютно – финансовых отношений.

Рынок  золота — это  сфера  экономических  отношений,  связанных с куплей–продажей золота как с целью накопления и пополнения золотого  запаса  страны,  так  и  для  организации  бизнеса  и  (или)  промышленного потребления.

В основе наиболее общего деления  финансовых рынков на рынки денежных средств и рынки капитала лежит срок обращения соответствующих  финансовых  инструментов.  В практике  развитых  стран считается, что  если  срок  обращения  финансового  инструмента составляет менее года, то это инструмент денежного рынка. Долгосрочные  инструменты (свыше пяти  лет)  относятся к рынку капитала.

Строго  говоря,  имеется  «пограничная область»  от  одного  года  до пяти  лет,  когда  говорят  о  среднесрочных  инструментах  и  рынках.  В общем случае они также относятся  к рынку капитала.  В  России разделение  на  кратко –  и долгосрочные  финансовые  инструменты несколько  иное.  К  последним  часто  относят  инструменты  с  периодом обращения  более  полугода.

Таким образом, граница между  краткосрочными и долгосрочными  финансовыми  инструментами, равно как и  граница между денежными рынками и рынком капитала, не всегда может быть четко проведена.  Вместе  с  тем  такое  деление  имеет  глубокий  экономический смысл.  Инструменты денежного рынка служат в  первую очередь для обеспечения ликвидными средствами  государственных организаций и сферы  бизнеса,  тогда  как  инструменты  рынка  капитала  связаны  с процессом  сбережения  и инвестирования.

Примерами  инструментов  денежного  рынка  являются  казначейские векселя, банковские акцепты, депозитные сертификаты банков. К инструментам рынка капитала, например, относятся долгосрочные облигации, акции, долгосрочные ссуды.

Следует  иметь  в  виду,  что  наличные  и  безналичные  деньги  как таковые  обращаются  на денежном рынке только  в  том  случае,  если они являются товаром сами, а не обслуживают товарный оборот, как это  имеет  место  на  рынках  товаров  и  услуг.

Рынок капитала, в свою очередь, подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок долевых ценных бумаг. Такое деление выражает  характер  отношений  между  покупателями  товаров (финансовых инструментов),  продаваемых  на этом рынке,  и эмитентами  финансовых  инструментов.  Если  в  качестве  финансового  инструмента  выступают долевые ценные бумаги, то эти отношения носят характер отношений собственности, в остальных случаях это кредитные отношения.

Долевые  ценные  бумаги  представляют  собой  сертификаты,  подтверждающие  право  ее  владельца  на  владение  собственностью,  на долю в уставном капитале организации, на участие в распределении прибыли  и,  как  правило,  на  участие  в управлении  этой  организацией.  Вопросы  владения  собственностью  определяются  законодательными  актами,  а  также  учредительными  документами  организации  (общества).

На  рынке  ссудного  капитала  обращаются  долгосрочные  финансовые инструменты, предоставляемые на условиях срочности, возвратности  и  платности.  Они  включают в  себя  рынок долгосрочных банковских  ссуд  и  рынок  долговых  ценных  бумаг  (также  долгосрочных).

В деятельности  экономических  субъектов для  обеспечения  их  текущей ликвидности  важную роль  играет рынок денежных  средств, называемый  также  денежным  рынком  и  имеющий,  в  свою  очередь, несколько  сегментов.

На рынке ценных бумаг выпускаются, обращаются и поглощаются  как собственно  ценные бумаги, так  и их заменители  (сертификаты, купоны  и т. п.).

Участников рынка  ценных бумаг можно разделить  на три  группы:

–  эмитенты — лица,  выпускающие ценные  бумаги  с целью привлечения  необходимых  им  денежных  средств;

–  инвесторы — лица, покупающие ценные бумаги с целью получения  дохода,  имущественных  и  неимущественных  прав;

–  посредники — лица, оказывающие услуги эмитентам и инвесторам  по достижению  ими  поставленных  целей.

В  зависимости  от сроков  совершения  операции  с  ценными  бумагами  рынок  ценных  бумаг  подразделяется  на  спотовый  и  срочный. На  спотовом  рынке  обмен  ценных  бумаг на  денежные  средства осуществляется  практически  во  время  сделки. На срочном  рынке осуществляется торговля  срочными  контрактами.

Форвардный рынок —  это рынок, на котором стороны договариваются о поставке имеющихся у них  в действительности  ценных  бумаг с  окончательным  расчетом  к  определенной  дате  в  будущем.

Фьючерсный  рынок —  это  рынок,  на  котором  производится  торговля контрактами на поставку в определенный срок п будущем ценных  бумаг  или  других  финансовых  инструментов,  реально  продаваемых  на  финансовом  рынке.

Опционный  рынок —  это  рынок,  па  котором  производится  купля–продажа  контрактов  с  правом  покупки  или  продажи  определенных  финансовых  инструментов  по  заранее  установленной  цене  до окончания  его  срока  действия.  Заранее  установленная  цена  называется  ценой  исполнения опциона.

Рынок  свопов — это  рынок  прямых  обменов  контрактами  между участниками  сделки  с  ценными бумагами.  Он  гарантирует им  взаимный  обмен  двумя  финансовыми  обязательствами  в  определенный момент  (или  несколько  моментов)  в будущем.  В отличие от  форвардной  сделки  своп  обычно подразумевает перевод только чистой разницы  между  суммами  по каждому обязательству.  Кроме того, в отличие  от  форвардного  контракта  конкретные  параметры взаимных обязательств  по  свопам,  как  правило, не  уточняются  и могут изменяться в зависимости от уровня процентной ставки, обменного курса или  других  величин.

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценными  бумагами  рынок  ценных  бумаг  подразделяется  на  биржевой  и внебиржевой.

Биржевой  рынок  представляет  собой  сферу  обращения  ценных бумаг  в  специально  созданных  финансовых  институтах  для  организованной  и  систематической  продажи  и  перепродажи  ценных  бумаг. Эти  институты  называются  фондовыми  биржами.  Торговлю  на  бирже  осуществляют  только  члены  биржи,  причем  торговля  может осуществляться  только  теми  ценными  бумагами,  которые  включены  в котировочный  список,  т.  е.  прошли  процедуру допуска  ценных  бумаг к  продаже  на  бирже.  Самая  крупная  фондовая  биржа  находится  в Нью–Йорке.

Внебиржевой  рынок  ценных  бумаг  представляет  собой  систему  крупных  торговых  площадок,  осуществляющих  торговлю  многими  видами  ценных  бумаг. Деятельность этих  торговых  площадок  подчиняется  строгим  правилам,  обязательным  для  исполнения  всеми  участниками  сделок.  Объемы  операций,  совершаемых  во  внебиржевой торговле,  зачастую  превышают  объемы  операций  на  фондовом  рынке. Дилеров  внебиржевого рынка иногда называют  «создателями, делателями  рынка»  (market  makers).

Процесс вывода вновь выпускаемых ценных бумаг на рынок называется  первичным  размещением;  соответственно  он  происходит  на первичных  финансовых  рынках.  Обязательные  участники  этого  рынка — эмитенты  ценных  бумаг  и  инвесторы.  Назначение  первичных рынков состоит в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, необходимых  для  инвестиций  в  производство  и  для других  целей.

Вторичные  финансовые  рынки  напоминают  рынки  подержанных  автомобилей:  они  позволяют получать деньги  при  продаже «бывших в  употреблении» (т.  с.  эмитированных ранее)  ценных  бумаг с той разницей,  что на  вторичном рынке ценных  бумаг цены  на  них,  как правило,  выше,  чем цены  на эти же  ценные бумаги  при первичном размещении. Вторичные рынки ценных бумаг предназначены для перераспределения  уже  имеющихся  ресурсов  в  соответствии  с  потребностями  и  возможностями  участников рынка.  Благодаря существованию  вторичных финансовых рынков увеличиваются  объемы  покупок инвесторами  ценных  бумаг  на  первичных  рынках.

В рассмотренной выше классификации финансовых рынков отсутствуют рынок страховых полисов и пенсионных счетов, а также ипотечные  рынки.  Это особые  рынки со своими  финансовыми инструментами  и  институтами — сберегательными  учреждениями,  действующими на договорной основе. Их значимость неуклонно повышается; в частности,  в  США  по  объему  совокупных  финансовых  активов они более  чем  в  полтора  раза  превышают  совокупные  активы  коммерческих  банков,  сберегательных  институтов  и  кредитных  союзов.

Инвестиционная  политика  страховых  компаний  и  пенсионных фондов  направлена  на  приобретение  долгосрочных  финансовых  инструментов  со  сроками  погашения,  которые  наиболее  близко  совпадают  с  их  долгосрочными  обязательствами.

Необходимость выделения  ипотечных рынков в составе рынка капитала связана с  рядом обстоятельств.  Во–первых,  ипотечные кредиты  всегда  обеспечиваются  реальным  залогом  в  виде  земельных  участков или зданий.  Если заемщик не выполняет своих долговых обязательств,  то  имущественные  права  на  залог  переходят  к  кредитору. Во–вторых,  ипотечные  кредиты  не  имеют  стандартных параметров (различные номиналы,  сроки погашения  и т.  д.)  и соответственно трудно реализуются  на  вторичном  рынке.  Об  этом  свидетельствует тот факт,  что  объем  вторичного  рынка  ипотек  значительно уступает объемам  вторичного  рынка  ценных  бумаг,  размещенных  на  рынках долгосрочных  капиталов.  В–третьих,  ипотечные рынки в отличие от других  рынков  долгосрочных  капиталов развитых странах строго регулируются  действиями  специальных  государственных  органов.

 

 

 

 

  1. Фондовая биржа

 

2.1 Понятие и роль фондовой биржи

 

Рынок, где обращается капитал, называется финансовым рынком. Обычно выделяют различные секторы финансового  рынка: рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты, рынок прямых инвестиций. Таким образом, рынок  ценных бумаг является одним из видов финансового рынка. Здесь капиталы накапливаются, концентрируются, централизуются и вкладываются в конечном счете в производство или становятся источником покрытия государственного долга.

Однако происхождение  не всех ценных бумаг обусловлено  денежными капиталами, В той части, в которой рынок ценных бумаг  основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком, образующим большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть сравнительно мала, поэтому часто понятия «фондовый  рынок» и «рынок ценных бумаг» используются как синонимы.

Рынок ценных бумаг – это рынок, где производятся операции с ценными бумагами. Кроме купли–продажи используются и другие виды операций, например, такие, как выпуск в обращение, погашение, залог, траст и т.п.

Фондовый рынок по сути мало чем отличается от других видов  рынков. Здесь тоже действуют продавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама и маркетинговые исследования. Специфика заключается в самом  товаре.

Ценные бумаги представляют собой форму фиксации определенных экономических отношений: собственности, займа, купли–продажи. Причем такая форма фиксации позволяет легко менять одну из сторон, участвующих в этих отношениях, путем смены владельца ценной бумаги. Во всех тех случаях, когда две стороны экономических отношений не стремятся менять участников, они оформляют эти отношения при помощи других видов договоров, например кредитного договора, договора залога и др.

Ценные бумаги – это форма существования капитала. Она отличается от производительной, товарной и денежной форм. Капитал в виде ценной бумаги может передаваться, обращаться на рынке как товар, заменять деньги в расчетах и, что самое важное, приносить доход. У владельца ценной бумаги самого капитала как бы нет, а есть все права на него, зафиксированные в форме ценной бумаги.

Итак, фондовый рынок похож  на рынок любого другого товара. Обычные товары производятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынков необходимо продвижение  товара к покупателю, а для фондового  рынка – продвижение ценных бумаг к инвестору. Основой этого рынка являются товарный рынок, деньги и капитал.

Для того чтобы владелец капитала смог принять участие в  инвестировании, нужно иметь достаточный  объем капитала. Такой объем капитала редко можно получить сразу. Обычно этому предшествует процесс накопления. Последний может выражаться в объединении небольших капиталов в один большой или в приумножении, приросте капитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала может быть приобретение его взаймы на некоторое время с условием возвратности. Накопить капитал или получить его можно в финансовой сфере деятельности, на финансовых рынках.

Фондовый рынок – одна из составляющих централизованной части финансовой системы страны. Как известно, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на фондовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в  привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство  выпускает в обращение и продает  государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Государство участвует в  фондовых отношениях в качестве инвестора, сохраняя за собой контроль над отдельными отраслями или предприятиями  путем приобретения пакетов акций  акционерных предприятий или банков.

Страховые организации, как  правило, образуются в форме акционерных  обществ. В таком случае в фондовых операциях они участвуют в  качестве эмитентов. Основную часть  резервных фондов страховые организации  используют для вложения в надежные ценные бумаги, например государственные, выполняя при этом роль инвестора. Прибыль  страховых организаций зависит  от эффективности управления портфелем  ценных бумаг.

На фондовом рынке обращаются временно свободные капиталы. Однако они могут быть использованы и  в других направлениях, например для  вложений в банковские депозиты. Поэтому  фондовому рынку приходится конкурировать  с другими секторами финансового  рынка за их привлечение. Ряд факторов определяет наиболее эффективное направление  вложения капитала. Важнейшие из этих факторов включают: уровень доходности рынка ценных бумаг, уровень банковских ставок, условия налогообложения, уровень  риска, норму резервирования для  банков, условия организации различных  секторов рынка и удобства для  инвестора, ликвидность ценных бумаг  и т.п.

Роль и значение фондового  рынка в системе рыночных отношений определяются следующими факторами:

1) привлечение  свободных  средств в  виде  инвестиций  для развития производства;

2) обеспечение  перелива  капитала  из  затухающих  отраслей  в быстро прогрессирующие отрасли;

3) привлечение  средств для  покрытия  дефицита  федерального и местного бюджетов;

4) возможность  оценить   состояние   экономики   по   индикаторам фондового рынка;

 5) влияние на изменение темпов инфляции.

Рынок  ценных  бумаг,  как  и  любой  другой  рынок,  представляет  собой  сложную  организационно–правовую  систему  с  определенной технологией проведения операций.

Схематично  организацию  рынка  ценных  бумаг  можно  пред– 
ставить в виде следующих взаимосвязанных элементов (смотри рисунок 2):

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Структура рынка ценных бумаг.

 

Основной  целью  рынка  ценных  бумаг  является  привлечение инвестиций  в  экономику.  Для  реализации  этой  цели  необходимо наличие следующих условий:

  1. свобода передвижения капитала;
  2. обеспечение  ликвидности  ценных  бумаг,  которое  достигается за счет большого числа продавцов и покупателей и  
    небольших разниц в ценах продажи и покупки;
  3. наличие  торговых  систем,  обеспечивающих  контакт  продавцов и покупателей;
  4. информационная прозрачность рынка.

Информация  должна  быть  точной,  правильной  и  содержательной.  Поэтому  большое  внимание  на  фондовом  рынке  уделяется раскрытию информации со стороны:

  1. эмитентов   о   финансовом   состоянии   предприятия,   о предстоящих  выпусках  ценных  бумаг,  крупных  акционерах и т.д.;
  2. профессиональных  участников  фондового  рынка о своей квалификации,   условиях   предоставления   клиентам   раз личных услуг, своих финансовых обязательств;

3)    организаторов  торговли  о  правилах  торговли,  условиях листинга и т. п.;

4)    органов   регулирования   об   изменениях   нормативно–правовой базы,  системе  контроля  за  деятельностью  на  финансовом рынке и соблюдении правил работы.

Фондовый  рынок  является важнейшим механизмом,  обеспечивающим   эффективное   функционирование   всей   экономики.   В  
настоящее  время  в  России  рынок  ценных  бумаг  только  формируется   одновременно   со   становлением   рыночных   отношений.  
На   нем   обращается   специфический   товар —   ценные   бумаги, которые  сами  по  себе  никакой  ценности  не  имеют.  Однако  они являются  титулами  собственности,  за  ними  стоят  реальные  активы,  которые  в  основном  и  определяют  стоимость  конкретных ценных бумаг.

Учитывая  особый  характер  деятельности  на  фондовом  рынке,  во  всех  странах  введена  жесткая  система  допуска  организаций  к  работе  на  этом  рынке.  Для того  чтобы осуществлять  профессиональную  деятельность  на  рынке  ценных  бумаг,  организация  должна  получить  лицензию на право работы  с  ценными бумагами.

Лицензирование  деятельности  на  фондовом  рынке  в  России  
проводится  с  1992  г.  Первоначально  эта  функция  была  возложена  на  Министерство  финансов  РФ,  которое  выдавало  лицензии инвестиционным  институтам  для  работы  на  фондовом  рынке  в  
качестве:

  1. посредника (финансового брокера);
  2. инвестиционного консультанта;
  3. инвестиционной компании;
  4. инвестиционного фонда.

Одновременно   Министерство   финансов   осуществляло   лицензирование  деятельности  фондовых  бирж  и  фондовых  отделов товарных бирж.

По  мере  развития  фондового  рынка  и  расширения  масштабов  деятельности  необходимо  было  иметь  специальный  государственный  орган,  который  выполнял  бы  функции  регулирования фондового  рынка.  В  ноябре 1994 г.  была  создана Федеральная комиссия  по  ценным  бумагам  и  фондовому  рынку  при правительстве  РФ (ФКЦБ),  которая обладает  широкими  полномочиями  по  регулированию  фондового  рынка и лицензированию  деятельности.  В  соответствии  с  действующим  порядком  ФКЦБ  осуществляет:

  1. лицензирование   деятельности   управляющих   компаниями паевых  инвестиционных  фондов  и  регистрацию  проспектов эмиссии данных фондов;
  2. лицензирование деятельности  специализированных регистраторов, ведущих реестры акционеров;
  3. лицензирование брокерской и дилерской деятельности;
  4. лицензирование депозитарной деятельности;
  5. лицензирование клиринговой деятельности;
  6. лицензирование   деятельности   по   организации   торговли ценными бумагами.

Кроме  профессиональных  участников  рынка  ценных  бумаг, на  данном  рынке  работает  большое  число  институциональных инвесторов, в частности:

1) банки;

2) негосударственные пенсионные фонды;

3) страховые компании.

Данные   организации   обладают   значительными   финансовыми  ресурсами,  которые  попадают  на  фондовый  рынок  и  во  многом определяют складывающуюся на рынке ситуацию.

 

2.2 Функции фондовой биржи

 

Рынок ценных бумаг в экономике любой страны  выполняет ряд важных функций.  Одной из них выступает функция регулировщика инвестиционных потоков,  обеспечивающая  оптимальную для  общества  структуру  использования ресурсов. Благодаря рынку ценных бумаг происходит переток денежных ресурсов  из  морально устаревших отраслей  и  предприятий в более современные, предполагающие наибольшую рентабельность  вложений.  Это  связано  с тем,  что доход  по  ценным  бумагам (прежде  всего  акциям)  зависит  от прибыли предприятия:  чем больше прибыль, тем больше доход по ценным бумагам, чем больше доход по ценным бумагам, тем больше на них спрос, а следовательно, и курс ценной бумаги на вторичном рынке.  В современных отраслях спрос на продукцию велик, не насыщен, отсюда и высокие цены, и высокие прибыли. В морально же устаревших отраслях спрос на продукцию минимален, и, чтобы  его  реализовать,  необходимо снижать  цену, что приводит к снижению прибыли, а следовательно,  к снижению дохода ценных бумаг. Таким образом,  происходит увеличение спроса на ценные бумаги современного предприятия, которое увеличивает выпуск ценных бумаг на первичный рынок, что и  приводит  к  притоку денежных средств  в  предприятие  и  оно расширяет производство.  Спрос на товар насыщается,  прибыль падает,  инвестиции  идут в другое  предприятие.   Такое  цикличное  развитие  приводит  к  постоянному  изменению  структуры экономики и рациональному ее развитию.

Благодаря  этой  функции  рынка  ценных бумаг и  государство  реализует свою структурную политику. Если  государство заинтересовано  в  развитии  какой–либо  отрасли,  оно  будет  покупать ценные бумаги, курс их будет расти, сформируется поток инвестиций в данную отрасль. И наоборот.

Следующая функция рынка  ценных бумаг — обеспечение массового характера инвестиционного процесса — позволяет любым экономическим агентам  (в том числе и обладающим номинально   небольшим   инвести–ционным   потенциалом), имеющим свободные денежные средства, осу–ществлять инвестиции  в производство  путем  приобретения  ценных  бумаг.   Концентрация оборота ценных бумаг на фондовых биржах и/или  у профессиональных  посредников  дает  возможность  инвестору  облегчить процедуру осуществления  инвестиций.

Рынок  ценных  бумаг,   выполняя  информационную  функцию,  
очень чутко реагирует на происходящие и  предполагаемые изменения в политической, социально–экономической, внешнеэкономической и других сферах жизни общества.  В связи с этим обобщающие  показатели  состо–яния  рынка  ценных  бумаг  (например, индексы Доу–Джонса и Стандарт энд пурс в США,  индекс ДАКС в Германии,  индекс  Рейтер в Великобритании, индекс ММВБ и индекс  РТС  в  России)  являются  основными  индикаторами,  по которым судят о состоянии  экономики страны.  По более узким выборкам  можно  проанализировать  изменение  положения дел  вот дельных регионах, отраслях, на конкретных предприятиях.

Через рынок ценных бумаг реализуется принцип демократизма в управлении экономикой на микроуровне — и это еще одна функция  рынка  ценных бумаг.  Управление  акционерным  обществом осуществляется  общим  собранием  акционеров,  которое  принимает решения прямым голосованием  — один голос равен одной акции.  Поэтому,  с  одной стороны,  любой  имеющий  хотя  бы одну акцию принимает решение, с другой стороны, чем больше акций у акционера, тем большее влияние он имеет на принятие решений.  Право реального управления предприятием дает контрольный  пакет  акций,  т. е.  то  количество  акций,  которое  дает  
право преимущества при голосовании.  Классически такой  пакет  
равен  50 % плюс одна акция. Реально на данный момент он колеблется  в  пределах 6—20 %  от  общего  количества  акций.  Как правило,  в крупных, транснациональных компаниях он  меньше (около 6 %),  а в небольших,  местных компаниях он  больше (свыше 20 %),  что объясняется возможностью  присутствия всех акционеров на общем собрании акционеров.

Еще одна функция рынка  ценных бумаг — возможность быть инструментом государственной финансовой политики. Основным рычагом,  через который реализуется  эта функция,  является  рынок  государственных  ценных бумаг,  посредством  которого  государство  воздействует  на  денежную  массу  и,  следовательно,  на расширение или сокращение уровня ВНП.

Как инструмент государственной  финансовой политики рынок  
государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

1) Финансирование дефицита бюджетов органов власти разных уровней.  В результате выпуска государственных ценных бумаг и реализации их на открытом рынке правительство и местные органы власти  получают  денежные  средства,  которые  направляются  на покрытие дефицита бюджета. Это один из главных внутренних источников уменьшения дефицита,  не  приводящий  к инфляционным всплескам, а лишь перераспределяющий свободные финансовые ресурсы от предприятий и населения к государству. Помимо достигнутой  цели  у  этого  способа  решения  бюджетных  проблем есть существенный отрицательный побочный эффект, касающийся уменьшения производственных инвестиций, что приводит к сокращению  (снижению темпов роста)  ВНП.  Кроме того,  увеличение государственного долга,   производимое  с  целью  нормализации бюджета, впоследствии приведет к росту нагрузки на бюджет из–за необходимости выплаты процентов по ранее сделанным заимствованиям,  результатом чего станет увеличение  как государственного долга, так и дефицита государственного бюджета;

2) Финансирование конкретных проектов. Государство выпускает и  реализует на рынке  ценных бумаг  целевые  облигации,  с помощью которых привлекаются денежные средства на реализацию  определенных  проектов.  Чаще  всего такие  ценные  бумаги выпускают местные органы власти;

3) Регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении.  Данная  функция  обычно  реализуется  центральным  банком страны при проведении денежно–кредитной политики. Осуществляя политику открытого рынка,  центральный банк при помощи покупки–продажи   государственных   ценных   бумаг  увеличивает или уменьшает денежную массу, что приводит к увеличению или уменьшению темпов роста экономики;

4) Поддержание ликвидности финансово–кредитной системы. Банки формируют резервы, которые направляют в государственные  ценные  бумаги,  имеющие  наименьший  риск.  Эти  бумаги они всегда могут реализовать и расплатиться по обязательствам.

Рынок  ценных  бумаг  выступает  инструментом  привлечения  свободных  денежных  средств,  являясь  альтернативной  формой финансирования  предприятий  и  компаний.  У предприятия существуют   два   основных   источника   привлечения   денежных средств для развития производства:

1) Собственные средства, которые предполагают процесс самофинансирования.  Они  включают  в  себя  нераспределенную  при– 
быль,  амортизацию, денежные средства,  временно  высвобождающиеся в процессе производства из–за несовпадения сроков покупки и продажи оборотного капитала, нераспределенную выручку;

2)   Заемные  (привлеченные)  средства,  которые  подразделяются  
на  банковский  кредит  и  эмиссию  ценных  бумаг.  Банковский  
кредит   выступает   традиционным   источником   привлечения средств,  но кредиты  не  всегда доступны  предприятию,  так как  
банк,  прежде чем выдать кредит,  рассматривает кредитоспособность предприятия,  учитывает его финансовое  положение,  и в случае затруднений вряд ли может выдать кредит. В то же время  
предприятиям часто в большей степени требуются деньги именно в этом случае, и тогда предприятие обращается к рынку ценных бумаг, выпуская собственные ценные бумаги. Предприятие может выпустить два вида ценных бумаг — акции, которые дадут возможность  увеличения  собствен-ного  капитала,  и  облигации, являющиеся   долговыми обязательствами,   предполагающими возврат в будущем данных денежных средств.

3 Анализ процесса формирования и функционирования фондовой биржи

 

3.1 История развития фондовой биржи

 

В  России рынок ценных бумаг начал формироваться по указам Петра I, затем он развивался в течение 200 лет, постоянно наращивая оборот капитала. Первая  официальная  биржа в  России была открыта  в  Санкт–Петербурге  в  год его основания  (1703), а затем  в Одессе,  Варшаве,  Москве,  однако длительное время они были товарными, торговля же ценными бумагами началась только с середины XIX в., так как такая торговля была запрещена законом о промышленных обществах, принятым в  1836 г. Только в 80—90–е годы XIX в. с появлением на рынке акций и частных облигаций  правительство отменило Закон 1836  г.  и одновременно попыталось взять обращение ценных бумаг под контроль.  В этот период  были  ограничены  биржевые  спекуляции  с  бумагами  без  
маклерского посредничества. Кроме того, без дозволения финансового ведомства, контролировавшего деятельность биржи, не до– 
пускались котировки  ценных бумаг.  Тогда же  впервые  в  России  
официально на Санкт–Петербургской бирже был учрежден фон– 
довый отдел как самостоятельное структурное подразделение. Для  
него в  1892  г.  были установлены  и опубликованы  «Правила для  
сделок по покупке и продаже ценных бумаг, золота, серебра, та– 
моженных купонов и иностранных переводных векселей». В соответствии с этими правилами были приняты и нормативные акты, регулирующие операции  с ценными  бумагами  фондовых отделов и других российских бирж. Согласно правилам биржевая публика фондового  отдела  состояла  из действительных  членов  и  гостей. Действительными  членами фондовых отделов могли  быть только представители банков и банкирских контор, а также лица, имеющие промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Постоянные посетители помимо присутствия  на биржевом собрании  имели  право заключать сделки через  
фондовых маклеров. Гости, допускаемые на биржу по рекомендации  действительных  членов,  платили  за  каждое  посещение  по рублю и не имели права заключать сделки.

Сделки с  частными ценными  бумагами были разрешены законом  лишь в  1893 г.  Однако оборот корпоративных  ценных бумаг долгое время оставался незначительным по сравнению с государственными облигациями. За период с  1  января  1893 г., когда общая сумма   эмитированных, гарантии–рованных   государством   обязательств оценивалась в  2,272 млрд руб., до 1  января 1912 г.,  когда она достигла  5,782  млрд руб.,  обороты  ценных бумаг увеличились на  154%. Доля негарантированных  ценных бумаг неуклонно увеличивалась,  вытесняя  гарантированные.  Увеличение  оборотов  с  
ценными бумагами происходило в первую очередь за счет покупки ценных бумаг населением.  Крупные промышленные предприятия распространяли  свои  акции  среди  населения  городов,  в которых они  находились,  и в меньшей степени  котировали эти акции  на крупных рынках.  В то же  время   в  начале  XX в.  Петербургская биржа ограничивала котировку акций  многих российских  компаний. Всего в  1911 г. из  1617 компаний на бирже котировались акции только 275. В  1912 г. сделки совершались с акциями  173 компаний. На Московской бирже происходили обороты с бумагами, в большинстве  своем  находящимися  на  Петербургской  бирже.  Но число допущенных акций также было ограниченно.

Регулярная торговля ценными  бумагами в конце XIX  — начале  
XX в.  в России  ограничивалась практически в пределах биржевых  
собраний. Из 21 существовавших на это время бирж фондовые операции осу–ществлялись на семи: Петербургской,  Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и  Рижской. Ведущей была Петербургская биржа. На ней торговали наибольшим количеством бумаг, а их курсы принимались другими биржами как руководящие. Позже к торговле ценными бумагами приобщились и региональные биржи, такие как Варшавская, Киевская, Одесская, Рижская  и  другие.  К 1913  г.  в России  насчитывалось уже около 70 фондовых бирж, на которых осуществлялась торговля как государствен–ными, так и корпоративными ценными бумагами. Параллельно фондовому (биржевому) рынку развивался и внебиржевой, уличный рынок ценных бумаг,  на котором обращались все виды  выпускаемых  ценных бумаг.  Практически  к началу  XX в.  организационно рынок ценных бумаг полностью сформировался.

К  1914  г.  рынок  ценных  бумаг  практически  соответствовал  
уровню зарубежных рынков. Россия занимала пятое место в мире  
по объему биржевого оборота. Так,  к концу  1912 г. в различных  
государствах мира находились в обращении ценные бумаги на об– 
щую сумму  850 млрд французских франков.  Первое место занимала Англия с оборотом  150 млрд фр. фр.,  на долю США приходилось 140 млрд, Франции — 115, Германии — 110, России  — 35, Австро–Венгрии — 26, Италии —  18, Японии —  16 млрд фр. фр.

Начало Первой мировой  войны вызвало панику на европейских и американских биржах. В России это случилось на несколько дней раньше.  12 июля  1914 г. в Санкт–Петербурге прошел настоящий обвал котировок. Та же картина наблюдалась и на Московской  бирже. 16  июля 1914  г.  официально  была  закрыта Санкт–Петербургская  биржа,  а на следующий день  —  Московская. Но уже в конце  1914 г. сначала в Санкт–Петербурге, а затем в Москве, Киеве стали открываться так называемые  «частные биржевые собрания для осуществления сделок с ценными бумагами».  
Массовый характер они  приобрели весной и летом  1915 г.,  при– 
чем  в  течение  всего 1915  г.  на  рынке  твердопроцентных дивидендных  бумаг  наблюдался  подъем  оборотов.  В  оборот  частной биржи  постепенно  были  втянуты все котировавшиеся  ранее на биржах бумаги. В середине  1916 г. снова возник вопрос об открытии  официальных бирж, которые контролировались бы Министерством  финансов.  Правительство  решилось  на  это  в  январе 1917 г.  Тогда же было объявлено о закрытии  частных биржевых собраний. Первые дни Февральской революции стали последними днями для бирж во всех регионах России.  27 февраля  1917 г. было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржи были официально закрыты.

После революции, гражданской  войны и проведенной национализации рынок ценных бумаг прекратил свое существование. В январе  1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и  Временного правительств, а ликвидация российского рынка облигаций и акций была  окончательно  завершена  в  сентябре 1920  г.  соответствующим декретом Совета Народных Комиссаров.

В  1921  г.  с  появлением  нэпа рынок ценных бумаг начинает возрождаться  прежде  всего  за  счет  выпуска  государственных  ценных бумаг и незначительной части  акций. В  1923 г. был открыт фондовый отдел  Московской товарной биржи,  что ознаменовало  собой  возобновле–ние  биржевой  торговли.  Впоследствии открылись биржи в Ленинграде, Харькове, Киеве, Владивостоке. Вся деятельность фондовых отделов жестко контролировалась и регламентировалась государством.  С завершением  периода  нэпа все  фондовые  биржи  были  закрыты,  а  рынок  ценных  бумаг  в СССР прекратил свое существование.

В то же время в СССР существовали государственные ценные  
бумаги, однако они носили нерыночный характер. Размещались  
они среди  населения,  выкупались по окончании срока и  обра– 
щения не имели. До  1957 г. займов было очень много. Это были  
и товарные займы  (например, хлебные, сахарные), и денежные.  
Они  носили  добровольно–принудительный  характер.  Погашались такие займы товарами  или деньгами.  Займы  носили чаще всего целевой характер  — на коллективизацию, восстановительные  работы,  индустриаль–ные займы  и т. д.  В  1957  г.  в  России произошел дефолт — реструктури–зация займа. Оплата долгов по облигациям была перенесена на  1977 г. К  1977 г. все долги государства в основном были  погашены.  С  1957 до  1962 г.  не было проведено ни одного займа, затем в  1962 г. был выпущен выиг– 
рышный  3 %–ный  заем.  В  1982  г.  заем  был  реструктурирован, т. е.  были  выпущены  новые  облигации,  которые  обменивались на  прежние.  В  1987  г.  был  выпущен  первый  со  времен  войны заем,  имевший товарное наполнение.  Он  был достаточно краткосрочным, до  1991  г., но погашен был лишь частично.

Пережив период «застойного» развития в советское время, когда  
существовал лишь рынок нерыночных государственных ценных бу– 
маг, рынок ценных бумаг в начале 90–х годов XX в. вновь ступил на  
путь своего формирования. Исходной причиной этого стало широ– 
кое развитие рыночных государственных ценных бумаг. Появление  
акционерных  обществ,  как  закрытых,  акции  которых  могут  быть  
проданы лишь с согласия самих акционеров, так и открытых, чьи  
акции свободно обращаются на рынке, привело к формированию и  
развитию  рынка корпоративных ценных бумаг, в частности акций.  
С  1991  г.  начинают  появляться  фондовые  биржи  —  Московская  
центральная фондовая биржа, Сибирская, Санкт–Петербургская, а  
также фондовые площадки при Российской товарно–сырьевой бир– 
же, товарно–фондовая биржа «Санкт–Петербург». Однако основную  
долю на них занимают акции товарных бирж, по которым заключа– 
лись высокорентабельные сделки. Выход в  1992 г. в обращение вау– 
чера  внес  значительный  вклад  в  развитие  рынка  ценных  бумаг.  
Фондовый рынок получил высоколиквидный финансовый инстру– 
мент, однако акции не стали основным фондовым инструментом,  
что привело к депрессивному развитию рынка ценных бумаг вплоть  
до  1995 г. Именно этот год ознаменовался появлением первых кор– 
поративных облигаций, однако их число было минимальным и они  
не влияли на развитие рынка ценных бумаг. В это время начинает  
набирать обороты  спекулятивный  рынок государственных ценных  
бумаг.  Высокая  доходность  по  государственным  ценным  бумагам  
привела к перетоку капитала из корпоративных ценных бумаг в го– 
сударственные. Отрицательное воздействие на рынок ценных бумаг  
в 1997—1998 гг. оказали и азиатский кризис, и значительное падение  
цен  на  энергоресурсы.  За  счет  этого  резко  ухудшился  платежный  
баланс страны, что привело к неопределенности  в конечной доход– 
ности многих фондовых инструментов. Началась массовая продажа  
государственных ценных бумаг иностранными инвесторами,  что в  
конечном  счете  и  привело  к  кризису  на  рынке  государственных  
ценных  бумаг  и  закончилось дефолтом  августа  1998  г.  Однако  к  
концу 1999 г. рынок ценных бумаг возродился и превзошел по объемам уровень  1998 г.

В настоящее время рынок  ценных бумаг в  России становится все более развитым и цивилизованным.  На нем представлены не только акции, но и облигации, как государственные, так и корпоративные. Наличие вторичного, внебиржевого рынка способствовало обращению векселей, сертификатов. Фондовый рынок, таким образом,  становится самым динамично развивающимся сектором российской экономики.

 

3.2 Проблемы развития рынка ценных бумаг в России

 

Интеграция  российского  рынка  ценных  бумаг  в  мировую  финансовую  систему,  безусловно,  привнесла  ряд  положительных  аспектов в деятельность резидентов, но в то же время привела к усилению зависимости российского фондового рынка от конъюнктуры международ–ных рынков капитала.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в  1997г. поразил в большей степени развивающиеся страны, в том числе и молодой рынок ценных бумаг Российской  Федерации.   П е р в а я  с т а д и я кризиса проявилась оттоком капитала с российского рынка государственных  и  корпоративных  ценных  бумаг  в  конце 1997 —  начале 1998 г. Репатриация государственных займов(возвращение в страну), увеличив спрос на иностранную валюту, привела к понижению цен на корпоративные бумаги.  Падение  мировых  цен  на  сырье  в  сочетании  со  снижением золотовалютных  резервов  страны  вызывало  очевидную необходимость девальвации рубля,  однако она проведена не была.  Установленный  вместо  этого  валютный  коридор до  2000  г.  помимо других негативных последствий в определенной мере дезориентировал участников  фондового  рынка.  Котировки  акций  быстро  снижались, что отражало падение российских фондовых индексов. Индекс RTSI, например,  за этот период снизился более чем на  50%.  Затем вследствие временной стабилизации финансового рынка наблюдалась непродолжительная тенденция некоторого роста биржевых индексов. Весенний  правительственный  кризис 1998  г.  и ухудшение состояния  платежного  баланса страны  инициировали  в т о р у ю с т а д и ю кризиса российского рынка ценных бумаг.  По–прежнему остро стоял  вопрос  о девальвации  рубля,  и,  кроме  того,  назрела необходимость  срочного удешевления  обслуживания  внутреннего  государственного долга, сформированного в основном за счет краткосрочных и высокодоходных и превысившего к этому времени  20% валового национального продукта. Однако необходимые меры и в этот раз приняты не были. Напротив, доходность, а значит, и риск этого рынка  возросли.  Кроме  того,  было  введено  законодательное  ограничение доли владения нерезидентами акциями федеральных энергетических компаний  (до  25%), например  РАО  «ЕЭС  России».  Это послужило причиной снижения инвестиционных рейтингов страны, ухода  многих  инвесторов  с  рынка  ценных  бумаг  и,  как  следствие, очередного повышения доходности ГКО, превысившей в июне  1998 г. рубеж.  В  результате  произошло 20%–ное  снижение  цен акций  и  существенно  усилилась  неустойчивость  отечественной  валюты.  Обострению  ситуации  способствовала  и  эмиссия  в  это  же время  высокодоходных  облигаций  двух  внешних  займов  на  общую  сумму около  4  млрд долл.,  снизившая  котировки  еврооблигаций предыдущих выпусков.

Усугубление  положения  на  рынке,  продолжавшееся  в  течение июля  1998 г.,  сопровождалось беспрецедентным ростом средневзвешенной доходности (до  126%), отменой ряда аукционов по их размещению и, наконец, конвертацией ГКО в среднесрочные (до  2005  г.)  и долгосрочные  (до  2018  г.)  облигации,  номинированные в долларах США. Некоторое улучшение ситуации, наметившееся в середине  июля,  после решения международных кредиторов  оказать мощную финансовую поддержку России, было недолгим.

Т р е т ь я  с  т а д и я  фондового кризиса, начавшаяся в августе 1998  г.,  ознаменовалась активизацией ухода российских и иностранных  инвесторов  с  рынка  государственных  ценных  бумаг,  что  по– 
влекло  за  собой дальнейшее  ухудшение  ситуации  и  на  рынке  корпоративных  бумаг  (сводный  индекс  РТС–Интерфакс  понизился  на  
30%). Падение котировок государственных облигаций, традиционно  
служивших  обеспечением  иностранных  кредитов,  вынудило  банки,  
срочно  изыскивая  дополнительные  ресурсы,  продавать  ценные  бумаги  из  своих  портфелей  и  закупать  валюту: банковский  кризис серьезно  обострился. Последствия  были  очевидны:  дальнейшее  падение  цен  на и корпоративные  бумаги,  а также значительное повышение неустойчи–вости рубля.

 Кульминацией  кризиса  российского  рынка  ценных  бумаг  стал день  17 августа  1998  г.  Во–первых,  была проведена давно необходимая  девальвация  рубля.  Во–вторых,  Правительством  были  приняты такие  беспрецедентные  решения,  как  приостановление  обращения принудительная реструктуризация долгов по ним, а также трехмесячная  отсрочка погашения  внешней  задолженности  российских  банков (дефолт).  Их  последствия носили  сугубо  негативный характер.  Рынок  ценных  бумаг,  особенно  корпоративных,  практически  полностью  потерял  свою ликвидность,  а  Российская  Федерация  —  инвестиционную  привлекательность.  Инвесторы  —  резиденты и нерезиденты понесли огромные убытки, что надолго подорвало их доверие  к  российскому  фондовому  рынку.  Кроме  того,  буквально  рухнула банковская  система  страны,  значительно снизились объемы экспортно–импортных операций и масштабы деловой активности в стране.  До конца года из–за отсутствия четких правительственных мер  по  выходу  из  кризиса  в  России  помимо стагнации фондового рынка наблюдался застой  производства, торговли и т.д.

Кризис существенно сузил  возможности ведения бизнеса для профессиональных участников рынка  ценных  бумаг,  что  привело  к  сокращению  их  численности,  расширению  универсализации  деятельности и укрупнению институциональных образований.

Значительно  сократились  объемы  операций,  проводимых  профессиональными  участниками  через  ведущих организаторов фондового  рынка.  Изменилась  структура  участия  организаторов  рынка в совокупном  объеме фондовой торговли.

Для  восстановления  доверия  к  российскому  фондовому  рынку  Федеральная  комиссия  по  рынку  ценных  бумаг  в  течение 1997–1998гг.  принимала  многочисленные  антикризисные  меры.  Среди них  разработка  и  утверждение  в  Правительстве Государственной программы  защиты  прав  инвесторов;  участие  в  подготовке закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;  публичные  требования  отмены трехмесячной отсрочки  погашения  банковских задолженностей  и  пересмотра  условий  реструктуризации государствен–ного  долга; снижение  требований  к  минимальным  размерам собствен–ного  капитала  профессиональных участников  рынка; неоднократные  приостановки  торгов  на  фондовых площадках для защиты рынка корпоративных бумаги и.т.д.

Таким  образом,  кризис  российского  рынка  ценных  бумаг  вызвал  на  нем  глубокие  перемены. Изменились определенные  правовые  аспекты  деятельности,  уменьшилось  число профессиональных участиков,  стала  беднее  номенклатура  обращающихся  ценных  бумаг. Однако рынок продолжал жить и развиваться.

После утраты финансовым  рынком такого важного инструмента  регулирования  банковской ликвидности,  как ГКО–ОФЗ возникла потребность  в  появлении  нового  инструмента,  который  позволил бы  банкам  решать  проблемы  регулирования  краткосрочной  ликвидности и стал альтернативой вложениям в валюту. С этой целью Центральный  банк  в  сентябре 1998  г.  предоставил рынку новый  инструмент — бескупонные облигации  Банка России  (ОБР).

Эти  облигации  имели  срок  обращения  до 3  месяцев,  максимальный  объем эмиссии составлял  10  млрд руб.  Рынок ОБР до  конца года постепенно развивался.  Однако интерес участников рынка к этим облигациям оставался невысоким.  В  течение  первого  месяца существования  рынка  ОБР  практически  полное  отсутствие  спроса на  облигации  объяснялось  острым  дефицитом  ликвидности  у  банков.  Банку  России  удавалось  размещать  ОБР  только  на  вторичных торгах.  Отдельные  аукционы  были  признаны  несостоявшимися из–за  высокого  уровня  доходности,  заявленного  участниками  рынка. Первый успешный  аукцион  по  размещению  ОБР  состоялся  30 сентября 1998  г.  В дальнейшем  были  признаны  состоявшимися четыре аукциона: два в  октябре и два в ноябре.  Возможно, еще невысокий спрос на облигации был отчасти обусловлен психологическими мотивами:  после  замораживания ГКО–ОФЗ банки  испытывали  недоверие  к  вложениям  в  любые  государственные  ценные  бумаги. Нерешенность  юридических  вопросов с ФКЦБ  также  препятствовала возникновению заинтересован–ности участников рынка в ОБР.

Общее изменение состава  участников рынка государственных ценных бумаг под влиянием финансового кризиса отразилось и на рынке ОБР. В докризисный период основную роль на рынке ГКО–ОФЗ играли крупные банки  — держатели внушительных портфелей государственных ценных бумаг.  После августовских событий на первый план вышли  средние и мелкие банки,  которые прежде не были основными  игроками  на этом рынке.  Выходя на рынок ОБР,  они  не вкладывали  значительных  средств  в  эти  бумаги,  рассматривая  их лишь в качестве дополнения к традиционным банковским операциям.  Особый  интерес  ОБР  вызывали  у  региональных  коммерческих банков, незначительно пострадавших в результате кризиса. Признаки активизации операций с ОБР наметились лишь в октябре 1998  г.,  когда в условиях некоторой стабилизации  валютного курса возрос интерес участников рынка к этим бумагам. Однако он по–прежнему оставался недостаточно высоким до конца года в связи со сложностью прогнозирования динамики обменного курса рубля, что делало рискованными вложения в рублевые инструменты.  Существовавший уровень доходности рассматривался рыночными агентами как недостаточно привлекательный и, вероятно, не учитывал их инфляционных ожиданий.  Более  выгодными для  них по–прежнему оставались  вложения  в  активы,  номинированные  в  иностранной валюте.  Вместе с тем некоторое увеличение привлекательности  ОБР объяснялось возможностью использовать их в качестве залога при получении  у  Банка  России ломбардных  кредитов  и  кредитов  овернайт.  Изменение  ситуации  на  валютном  рынке  в  ноябре  вызвало новое  увеличение  доходности  облигаций.  Дополнительным  фактором снижения спроса на ОБР послужило окончание срока действия объявленного  17  августа моратория  на  выплаты по кредитам  нерезидентов,  приведшее  к  некоторому  повышению  спроса  на  иностранную валюту и усилению оттока средств на валютный рынок.

По  мере  развития  рынка  ОБР  Банк  России  продолжал  расширять  возможности держателей  этих  бумаг.  Так,  с  ноября  он  начал проводить  сделки  репо  на  рынке  ОБР.  Эти  сделки  могли  заключаться только  с  базовыми выпусками  ОБР,  к которым  относились выпуски  со  сроком  до  погашения  не  менее  7  календарных  дней. Операции репо  на рынке  ОБР проводились  по  той же  схеме,  что и  подобные  операции  на рынке ГКО–ОФЗ. Срок сделок репо  составлял  2  дня.  В  этом  же  месяце  впервые  состоялся  аукцион  репо по ОБР.  Средняя за месяц ставка отсечения на аукционе составила около  24%  годовых.  В  декабре  этот  показатель  превысил  уже  29% годовых.  При этом объемы операций,  составлявшие в ноябре более млрд руб., в декабре снизились до  0,2 млрд руб.

До конца  1998 г. было размещено  12 выпусков ОБР, в том числе пять выпусков на аукционе и семь — на вторичных торгах; погашено восемь выпусков этих облигаций. Объем четырех выпусков ОБР, находившихся в обращении на  1 января  1999 г., составлял 2,3 млрд руб. по номиналу. Последний выпуск ОБР был погашен  17 февраля  1999 г. Итогом четырех месяцев работы рынка ОБР стало продолжение торговли ценными  бумагами на организованном рынке  и  предоставление рынку инструмента регулирования банковской ликвидности. Торги на рынке ГКО–ОФЗ возобновились в январе  1999 г.. Наряду с традиционными в обращении появились новые виды государственных ценных бумаг.  К первым относились очередные серии ГКО с небольшим сроком обращения,  низкой доходностью и  относительно  высокой  ликвидностью,  а  также  ранее  выпущенные  и  ставшие малоликвидными  ОФЗ.  Нарицательная  стоимость этих бумаг не изменилась,  т.е.  составляла  1  тыс.  руб.  Ко вторым относились среднесрочные  ОФЗ  с  нулевым  купонным  доходом  и  номинальной стоимостью 10  руб.,  в частности так называемые  инвестиционные ОФЗ. Эти бумаги позволяли погашать задолженности бюджету и принимались по нарицательной  стоимости в оплату уставных капиталов банков.  Их рыночная стоимость изменялась в пределах 15–30% номинала, поэтому они были относительно доходными и малоликвидными.  
 Торговый  оборот  рынка ГКО–ОФЗ в  первой  половине 1999  г. составлял  всего 2,5–3,0 % докризисного  уровня  в  рублевой  части и примерно  1%  в валютной. Помимо существенного снижения ликвидности  фондовых  инструментов  произошел  значительный  рост (до  3 раз) комиссии ММВБ,  взимаемой с профессиональных участников рынка.  Все это свидетельствовало об утрате рынком государственных ценных бумаг своей былой привлекательности.

В  конце  1999  г.  был  проведен закрытый  (неофициальный)  аукцион  по  размещению  так  называемых  новых  ГКО.  Он  предназначался для  одного  из  крупнейших участников  этого  рынка  —  банка Credit  Suisse  First  Boston.  Доходность  бумаг составила всего 4,5% годовых.  Они пользовались большим  спросом у иностранных инвесторов,  поскольку  позволяли  решать  проблему средств,  замороженных в старых ГКО.

В  феврале  2000  г.  был  проведен  первый  официальный  аукцион по размещению двух выпусков новых ГКО объемом по  2,5 млрд руб.  
каждый.  Один из них предназначался для иностранных инвесторов, а другой  —  для российских.  Доходность размещенных бумаг  составила в среднем  20,1%.  Во второй половине года доходность очередных эмиссий этих инструментов снизилась до 17–18%.

В  июле  2000  г.  завершилось  обращение  ОГСЗ,  выпущенных до кульминации  кризиса. Учитывая дефицит привлекательных для инвесторов  инструментов,  Министерство  финансов  РФ  приняло  решение  о  возобновлении  эмиссии  ОГСЗ  за счет сокращения  объема выпуска  ОФЗ.  Был  проведен  аукцион  по  размещению  очередной серии этих бумаг.

Полугодовая купонная ставка по новым ОГСЗ определялась исходя из  официального уровня  инфляции  за предшествующие  6  месяцев,  увеличенного  на 1,5%.  Последующие выпуски этих  бумаг проводились в аналогичных условиях. Новые ОГСЗ  стали первыми индексируемыми по уровню инфляции инструментами рынка внутреннего государственного долга.

В  2001  г.  эмиссия  новых государственных краткосрочных  ценных  бумаг  продолжилась.  Они  выпускались  для  финансирования кассовых разрывов бюджета,  а также для уменьшения  задолженности по внешним заимствованиям.  Их доходность составляла 13–15% ,а  сроки  обращения  —  98  и 196  дней  в зависимости от  выпуска. Масштабы эмиссии новых ГКО были строго увязаны с бюджетным дефицитом.

Аукционы  по  их  размещению  проходили,  как  и  прежде,  на  
ММВБ.  Операции  осуществлялись  официальными  дилерами  Центрального банка РФ. Новые ГКО были предназначены для резидентов  и  нерезидентов,  являлись  предъявительскими  бумагами  и  подлежали  централизованному  хранению  и погашению. Несмотря  на негативный  опыт недалекого  прошлого,  банки  вновь  покупали  ГКО. Им было  необходимо размещать большой объем  скопившейся рублевой  массы,  а кредитованию  реального  сектора  экономики  по–прежнему уделялось мало внимания. Объемы эмиссии старых и новых  ГКО  были  несопоставимы.  Погашение  этих  бумаг  до  кризиса осуществлялось в размере  6 млрд руб.  (1  млрд долл.)  еженедельно. После кризиса эти показатели существенно снизились.

Возобновление  выпуска  ГКО  можно  рассматривать  как  восстановление  рынка  государственных  ценных  бумаг  в  качестве  неинфляционного источника финансирования бюджетного дефицита. Однако восстановительный период пока не завершен.  В течение этого  
периода  рынок  государственных  ценных  бумаг  будет  развиваться консервативными темпами, постепенно наращивая объемы операций  и  расширяя  круг участников.  Залогом  его успешного  развития  
должны  послужить  стабилизация  и  рост  реального  сектора  экономики, создающие основу бездефицитного бюджета. До полного восстановления рынок государственных ценных бумаг не будет широко использоваться для пополнения бюджетных ресурсов.

Рынок корпоративных ценных бумаг, в частности акций, пострадавший  от  кризиса  значительно  сильнее,  начал  проявлять  первые оживления  в  середине 1999  г.  В этот  период  котировки наиболее ликвидных акций  выросли на 10–15%. Однако  основные причины  достаточно  мощного  роста  котировок  носили  не  столько  
экономический, сколько политический характер.  Как и прежде, это  
было связано с очередным решением международных кредиторов ока– 
зать финансовую  помощь  стране.  Кроме  того,  произошло  повыше– 
ние мировых цен на энергоносители и улучшение конъюнктуры международных рынков капитала, в частности фондового рынка США.  
 Перспективы  развития.  В  настоящее  время  в  России,  как  и  во  
многих  других  странах,  наблюдается  тенденция  расширения  банковских  операций  с  ценными  бумагами.  Однако  суммарная  рыночная  капитализация  российских  банков (стоимость всех  видов ценных  бумаг,  выпущенных  банками)  все  еще  несравненно  мала в сопоставлении с другими, в том числе развивающимися, странами, млрд долл.:  США  —  850, Англия  —  350,  Япония  —  300,  Китай  — 200, Россия — 20.

Начиная с середины  1999 г.  в  России быстро развивался рынок  
корпоративных облигаций.  Можно говорить о возникновении ново– 
го сегмента отечественного рынка,  не менее привлекательного, чем  
рынок  государственных  ценных  бумаг.  Расширяется  сектор  долго– 
срочного  привлечения  ресурсов,  а  также  оказание  посреднических  
услуг при первичном размещении ценных бумаг (андеррайтинг).

Быстрыми  темпами  развивался  и  вторичный  рынок  корпоративных облигаций. На ММВБ в середине  2001  г. ежедневный объем оборота  этих  инструментов  занимал  в  среднем  40%  оборота рынка  
государственных бумаг, составлявшего около  500 млн руб.  К началу  
2003 г. было достигнуто равенство этих показателей.

Для  дальнейшего  развития  этого  рынка  необходимо  существенное  снижение  затрат  на  эмиссию  ценных  бумаг.  До  2005  г.  в  РФ  
размер налога составлял  0,2%  объема эмиссии против  0,026%  в США,  
например.  Затем  он  был  заменен  государственной  пошлиной,  размер  которой  зависел  от вида действий  ФСФР  при регистрации  выпусков эмиссионных ценных бумаг.

Продолжает  сохраняться  ограниченность  инструментария  российского рынка ценных бумаг.  На биржевом рынке  по–настоящему  
ликвидными могут считаться акции лишь пяти – семи компаний и менее выпусков государственных и  корпоративных облигаций.  Это существенно ниже,  чем в других странах:  в США число  эмитентов, чьи  акции  котируются  на национальных фондовых биржах,  составляет  8000,  в Англии  –  3000,  Китае –1100,  Южной Корее –  700.

Поэтому  одним  из  главных  направлений  развития  российского рынка  ценных  бумаг является  существенное  увеличение  числа  обращающихся инструментов. Для этого необходимо:

– расширение  операций  кредитования  под залог государственных и корпоративных ценных бумаг (операций репо), в частности  продажи  Банком  России  бумаг  из  собственного  портфеля с обязательством обратного выкупа;

– развитие  рынков  биржевой торговли  инвестиционными паями ПИФ, ипотечными  облигациями,  срочными производными инструментами;

–  организация международного  сектора рынка ценных  бумаг, т.е. осуществление на российских биржах листинга и обращения  акций  и  долговых  бумаг,  входящих  в  расчет  фондовых индексов Dow–Jones, Nikkei и др.

В  соответствии  с  принятыми  Правительством  РФ  основными направлениями   экономического  развития   требуется   законодательное закрепление возможности обращения иностранных ценных бумаг на российском рынке.  Необходимо также принятие законов об инвестицион–ных фондах, об эмиссионных ипотечных ценных бумагах; изменение закона об ипотеке  (залоге недвижимости); внесение поправок в ГК РФ, земельное законодательство и др.

Среди  других  перспективных  задач  развития  отечественного рынка  ценных  бумаг  —  преодоление  синдрома  недоверия  к  нему инвесторов.  В  развитых  странах  главная  составляющая  структуры всех  инвесторов —  физические  лица,  действующие или через пенсионные или паевые фонды, брокерские фирмы., банки и др. В российской федерации численность инвесторов этой категории составляет лишь несколько десятков тысяч обеспеченных граждан.

Одним  из  важных  направлений  в  решении  этой  задачи  можно  
считать  развитие  использования  автоматизированных  систем  фон– 
довой торговли, реализуемых через Интернет.

Широкое развитие систем фондовой торговли с использованием Интернета и других прогрессивных технологий способно обеспечить доступ  на российский  рынок  ценных  бумаг  существенно  большего круга  граждан  страны  и  зарубежных  инвесторов.  Однако  и  здесь имеются  нерешенные проблемы:  ограниченность юридического обеспечения,  в  частности  наличие  нерешенных  вопросов  оформления сделок  (например, электронная  подпись);  фискальный  характер  налогового законодательства, в частности удержание налога на доходы физических лиц  с  оборота  совершенных  сделок,  независимо  от  их прибыльности или убыточности и др.

В недалекой перспективе  фондовые операции, очевидно, не будут приносить высоких прибылей, поэтому их экономическая эффективность приобретет первостепенное значение. Вероятно, усложнится организационная структура российского рынка,  произойдет дальнейшее  совершенствование  правовой  основы  его  функционирования и.т.д

Современный  рынок  ценных  бумаг  Российской  Федерации активно развивается, растет его значение как одной из важнейших сфер  
макроэкономики  страны.  Можно  говорить  об  определенном  прогрессе  на  этом  пути.  Государство  совместно  с другими  профессиональными участниками рынка активно  формирует  его  инфраструктуру. Являясь самодостаточной экономической системой,  России не тяготеет ни к одному из мировых финансовых центров, поддерживая отношения  с  ними и стремясь стать самостоятельным  финансовым центром,  сформировать собственную модель рынка ценных бумаг на основе учета мирового опыта, национальных интересов и традиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовый рынок представляет собой очень сложный механизм, который пока не описан ни одной  теорией до конца. И, несмотря на некоторую  неопределенность и множество методов  анализа рынка, фондовые ценности –  наиболее привлекательный на сегодня  «товар» для множества инвесторов. Посредством финансовых рынков осуществляется межотраслевой, международный перелив  капиталов. Механизмы этих рынков в  этом отношении значительно эффективнее  прямого инвестирования средств  и позволяют оптимизировать структуру  и динамику  общественного воспроизводства. И хотя  многие экономисты время  от времени пытаются это опровергнуть, это утверждение уже прошло испытание  временем.

В связи с финансовым  кризисом  в России тема финансового рынка  особенно актуальна в нашей стране после обвала рынка государственных  ценных бумаг и лихорадочного  колебания корпоративного рынка. Также  необходима оценка перспектив, как  рынков, так и макроэкономической ситуации в целом, так как именно финансовый рынок является своеобразным генератором множества показателей, по которым можно произвести оценку  состояния экономики в целом.

Динамичный российский фондовый рынок пережил взлеты и падения. Эйфория населения в начале приватизации и горькое разочарование ее итогами, обманутые надежды людей; расцвет  финансовых «пирамид» типа МММ и  последующий их крах; спекулятивный  ажиотаж на рынке ГКО и его  обвал в августе 1998 года – лишь немногие яркие станицы драматичного становления фондового рынка  в России. Рынок ценных бумаг стал ареной ожесточенной борьбы за раздели  передел собственности между  влиятельными коммерческими структурами, мощными финансовыми группами, политическими  элитами, криминалитетом.

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения  финансовых ресурсов государства, а  также необходим для нормального  функционирования рыночной экономики. Поэтому восстановление и регулирование развития фондового рынка является одной из первоочередных задач, стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

Практика функционирования современных финансовых рынков в  зарубежных странах не может быть полностью адаптирована к российским условиям и возможностям. Для их активного развития в России должна быть проделана огромная подготовительная и организационная работа на уровне государственных структур, предпринимателей, финансистов, специалистов и консультантов. Однако понимание механизмов функционирования финансовых рынков за рубежом и их практика в этой области принесет несомненно большую пользу. В России финансовые рынки еще находятся в начале развития. Тем не менее в условиях массового преобразования государственных предприятий в акционерные общества ресурсы финансового рынка могут активно использоваться в качестве источника расширенного воспроизводства. В России рынок государственных облигаций – пока единственный развитый сегмент финансового рынка. Это вполне нормальный этап в развитии экономики. Следующие будут зависеть от готовности России к их появлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемого источника

 

  1. Берзон Н.И. Фондовый рынок. Учебное пособие.– М.:ВИТА–ПРЕСС, 1998.–396 с
  2. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг.– М.: Финансы и статистика, 2006.–449с
  3. Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг.–М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2009.–567с
  4. Ковалев А.М. Финансы. Учебное пособие.– М.:Финансы и статистика, 2005.–384с
  5. Ковалева В.В. Финансы. – М.: Проспект, 2007.–640с
  6. Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие.– М.:ВИТА–ПРЕСС 2006.–362с
  7. Поляк Г.Б. Финансы. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2008.–703с
  8. Романовский М.В.Финансы.Учебник для вузов.– М.:Юрайт–М, 2004.–504с
  9. Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. – М.:ИНФРА–М, 2006.–176с
  10. Сажина М.А. Экономическая теория. – М.: НОРМА, 2003.–456с

Информация о работе Финансовые рынки, ценные бумаги, фондовая биржа