Анализ эффективности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение денежно-кредитной политики Банка России и выявление ее особенностей.

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность и формы кредита

1.1 Необходимость и сущность кредита

1.2 Формы и виды кредита

1.3 Спрос и предложение кредита. Ссудный процент

Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно–кредитной политики

2.1 Сущность и функции ЦБ РФ

2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России

2.3 Инструменты кредитно–денежной политики ЦБ РФ

Глава 3. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 г. И период 2010 и 2011 г

3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по ОДЦБ.docx

— 230.60 Кб (Скачать)

Объем денежной базы в широком  определении, характеризующий денежное предложение со стороны органов  денежно-кредитного регулирования, за январь-сентябрь 2010 года увеличился на 10,2% (за соответствующий период 2009 года он снизился на 13,9%). Годовой темп прироста широкой денежной базы на 1.10.2010 составил 48,3% (на 1.10.2009 ее объем сократился по сравнению с аналогичной датой  предыдущего года на 9,7%). Опережающий  рост денежной базы по сравнению с  денежной массой отражает снижение денежного  мультипликатора, составившее за рассматриваемый  период 11,6%. Такая динамика стала  следствием существенного роста  уровня ликвидности банковского  сектора: отношение совокупных банковских резервов к депозитам, включаемым в  состав денежной массы (М2), возросло с 13,0% на 1.10.2009 до 19,4% на 1.10.2010. Это отражает потенциальную возможность расширения банковского кредитования. Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом было обусловлено главным образом ускорением роста международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. За январь-сентябрь 2010 года объем чистых международных резервов в долларовом эквиваленте, рассчитанный по фиксированным курсам валют к доллару США, повысился на 14,4% (на 0,7% за тот же период 2009 года). Общий объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе-сентябре 2010 года составил 44,5 млрд. долларов США, в результате чего в банковский сектор поступила ликвидность в объеме 1,3 трлн. рублей. При этом бюджетный канал в текущем году оказывал сдерживающее влияние на рост денежной базы вследствие формирования профицита расширенного бюджета (в январе-августе текущего года его величина по отношению к ВВП составила 0,9% по сравнению с дефицитом в размере 2,3% ВВП в январе-августе 2009 года). В этих условиях чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования за январь-сентябрь 2010 года сократился на 129,0 млрд. рублей (Приложение 2, таблица 4).

С учетом фактически складывающихся тенденций Банк России уточнил параметры  денежной программы на 2010 год. В целом, ожидаемые на конец года показатели близки к значениям параметров денежной программы по IV варианту, представленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» и соответствующему среднегодовой цене на нефть сорта «Юралс» 80 долларов США за баррель. Прирост денежной базы в узком определении в 2010 году оценивается в 26%, и на конец 2010 года ее объем может составить 5,9 трлн. рублей (в IV варианте программы – тот же объем). Прирост чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования в 2010 году в соответствии с прогнозом платежного баланса может составить 1,9 трлн. рублей (2,0 трлн. рублей исходя из IV варианта денежной программы на 2010 год). Прирост чистого кредита расширенному правительству со стороны Банка России в 2010 году оценивается в 0,8 трлн. рублей (в IV варианте денежной программы на 2010 год – 0,9 трлн. рублей).

2.3 Инструменты кредитно–денежной  политики ЦБ РФ

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

- процентные ставки по  операциям Банка России;

- нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России 

- операции на открытом  рынке;

- рефинансирование банков;

- валютное регулирование;

- установление ориентиров  роста денежной массы;

- прямые количественные  ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной  ставки способствует привлечению в  страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и  повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

2  Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма  хранения средств на специальных  счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей  ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов  посредством снижения денежного  мультипликатора.

3. Операции на открытом  рынке.

Одним из самых важных средств  регулирования денежного обращения  являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже  или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных  ценных бумаг, банковских акцептов и  других кредитных обязательств по рыночному  или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный  банк переводит соответствующие  суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных  счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный  банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять  ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые обладают высокой  степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами  на рынке ценных бумаг, что расширяет  регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в  мировой экономической практике именно операции на открытом рынке  являются основным средством регулирования  денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой  гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру  на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания  денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также  переучитывать ценные бумаги, находящиеся  в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются  в соответствии с Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации» банкам – резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания  и регулирования ликвидности  банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются  банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами  единой государственной денежно-кредитной  политики.

В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной  целью данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование  осуществляется Банком России путем  приобретения или продажи иностранной  валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной  массы.

Банку России предоставлено  право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также  иногда использует второстепенное селективное  регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и  увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен  при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как  на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную  скупку акций и понижают при желании  оживить фондовый рынок.

Если государство хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем  словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство  обращается к чувству общественного  долга банкиров. В общей форме  могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита  в будущем. Иногда увещевания оказывают  определенное воздействие, в конце  концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к общественному мнению, как и  другие.

В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых  условий для реализации эффективной  процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.

Действие автономных факторов формирования ликвидности со стороны  бюджетных потоков (с учетом предполагаемого  дефицита бюджета), а также операций на внутреннем валютном рынке при  относительно благоприятной внешней  конъюнктуре допускает вероятность  сохранения избытка банковской ликвидности. В этих условиях будут востребованы инструменты абсорбирования ликвидности. В качестве инструментов стерилизации Банк России продолжит использование  операций по размещению ОБР и депозитных операции. Дополнительным инструментом регулирования ликвидности могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными облигациями и другими ценными бумагами в соответствии с законодательством.

Банк России продолжит  совершенствование порядка и  условий проведения депозитных операций, в частности путем внедрения  механизма исполнения обязательств кредитными организациями по депозитным сделкам путем предъявления инкассовых поручений Банка России (по согласованию с кредитными организациями) на списание денежных средств в депозит с банковских счетов кредитных организаций, участвующих в депозитных операциях. Планируется продолжить использование как рыночных инструментов изъятия свободной ликвидности – депозитных аукционов, так и инструментов постоянного действия – депозитных операций по фиксированным процентным ставкам. Применение последних будет направлено на абсорбирование краткосрочной ликвидности кредитных организаций. С учетом нормализации ситуации на денежном рынке Банк России продолжит осуществлять меры по сокращению использования антикризисных инструментов и возвращению к традиционным механизмам регулирования ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения объективной необходимости Банк России будет иметь возможность возобновить использование кредитов без обеспечения и других приостановленных к настоящему моменту инструментов рефинансирования.

При сохранении стабильной ситуации на денежном рынке и отсутствии признаков возвращения кризисных  тенденций Банк России будет концентрироваться  на регулировании краткосрочной  банковской ликвидности. При этом банковскому  сектору по-прежнему будут доступны как рыночные инструменты рефинансирования, так и операции постоянного действия, процентные ставки по которым ограничивают колебания краткосрочных процентных ставок межбанковского кредитного рынка.

В целях повышения эффективности  инструментов денежно-кредитной политики Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности операций рефинансирования Банка России для кредитных организаций, включая возможность расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по указанным операциям, в том числе за счет золота. Банк России продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора и сдерживания инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, состояния ресурсной базы российских кредитных организаций Банк России может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает возможности дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего кредитным организациям поддерживать ликвидность при выполнении ими обязательных резервных требований. Дальнейшее развитие процентной политики Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

Информация о работе Анализ эффективности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе