Анализ эффективности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования является изучение денежно-кредитной политики Банка России и выявление ее особенностей.

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность и формы кредита

1.1 Необходимость и сущность кредита

1.2 Формы и виды кредита

1.3 Спрос и предложение кредита. Ссудный процент

Глава 2. Роль Центрального Банка РФ в проведении денежно–кредитной политики

2.1 Сущность и функции ЦБ РФ

2.2 Направления денежно-кредитной политики Банка России

2.3 Инструменты кредитно–денежной политики ЦБ РФ

Глава 3. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 г. И период 2010 и 2011 г

3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по ОДЦБ.docx

— 230.60 Кб (Скачать)

Ставки процента в России в настоящее время являются довольно высокими. Это объясняется целым  рядом факторов, влияющих на их величину. К основным из них относятся следующие:

- постоянная инфляция. Чтобы  сохранить свои ресурсы коммерческие  банки увеличивают ставки процента  по кредитам в соответствии  со своими инфляционными ожиданиями. Ежеквартально в коммерческих  банках ставки пересматривают;

- расширение спроса на  кредиты с целью получения  дополнительных платежных средств для оплаты долговых обязательств. Неуверенность в экономической перспективе снижает заинтересованность в привлечении средств на долгосрочной основе (путем выпуска акций и облигаций) и повышает спрос на краткосрочные ссуды;

- жесткая денежно - кредитная политика Центрального банка РФ, направленная на сдерживание роста денежной массы, что означает сокращение предложения ссудного капитала;

- дефицит госбюджета, для  покрытия которого правительство  и местные органы власти обращаются  на рынок ссудных капиталов,  увеличивая спрос на него.

В рыночной экономике существует развитая система ставок процента. Особое место в ней занимает официальная  ставка, по которой центральный  банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя ее размер, он регулирует спрос последних на кредиты рефинансирования, повышая или понижая на этой основе кредитные возможности коммерческих банков. Проводя жесткую денежно - кредитную политику, направленную на сдерживание роста денежной массы, а следовательно, и сокращение кредитных вложений,

В России межбанковская ставка формируется под влиянием спроса и предложения на межбанковском  рынке и увеличивается в зависимости  от состояния рынка кредитных  ресурсов. Так, с середины 1994 г. в  качестве индикаторов рынка межбанковских  ресурсов используются ставки МИБОР (MIBOR), МИБИД (MIBID), МИАКР (MIACR).

МИБОР (от англ. Moskow InterBank Offered Rate - предложение на продажу) представляет среднюю величину объявленых ставок на межбанковском рынке по размещению кредитов. МИБИД (от англ. Moskow InterBank Bid - предложение на покупку) - это средняя объявленная ставка по привлечению кредитов, та ставка, по которой банки готовы купить межбанковский кредит. МИАКР (от англ. Moscow InterBank Actual Credit Rate) - это средняя фактическая ставка по предоставлению кредитов. Она рассчитывается как средневзвешенная по объему фактических сделок по предоставлению межбанковских кредитов коммерческими банками.

банк денежный кредитный политика

 

Глава 2. Роль Центрального Банка  РФ в проведении денежно-кредитной  политики

2.1 Сущность и функции  ЦБ РФ

Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное кредитное  учреждение, наделенное правом выпуска  банкнот, регулирования денежного  обращения, кредита и валютного  курса, хранения официального золотовалютного  резерва.

Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и  государственных ценных бумаг, устанавливает  нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и  укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Принцип независимости –  ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации –  проявляется, прежде всего, в том, что  Банк России не входит в структуру  федеральных органов государственной  власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает  как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах.

Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Функции Банка России:

-  во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

-  монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

-  является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

-  устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

-  устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

-  осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

-  осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

-  регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

-  осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;

-  осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

-  определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

-  организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-  принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

-  проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;

-  публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Для реализации возложенных  на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует  Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.

2.2 Направления денежно-кредитной  политики Банка России

Денежно-кредитная политика государства осуществляется через  Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:

- проведение экспансионистской  или расширительной политики, направленной  на стимулирование масштабов  кредитования и увеличение количества  денег. В зависимости от экономической  ситуации Центральный Банк осуществляет  удорожание или удешевление кредитов  для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике  наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит  политику дешевых денег, которая  делает кредиты дешевыми и  доступными. Параллельно происходит  увеличение предложения денег,  что ведет к снижению процентной  ставки и, соответственно, должно  стимулировать рост инвестиций  и деловой активности, а также  реального Валового Национального  Продукта (ВНП). Если на финансовом  рынке обостряется конкуренция  и предложение денег опережает  спрос на них, банки вынуждены  снижать процентную ставку (цену  денег) с целью привлечения  заемщиков. Это особенно четко  проявляется в условиях депрессивного  состояния экономики. Дешевый  кредит подталкивает предприятия  вкладывать деньги в средства  производства, а домашние хозяйства  - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса  на товарном рынке, и создаются  предпосылки для экономического  роста. Эта политика проводится  в период застоя;

- проведение рестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти. [4, с. 112]

В 2010 году реализация денежно-кредитной  политики происходит в условиях, когда  основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные  меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, позволили преодолеть дефицит  ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в  острую фазу кризиса. Вместе с тем  неустойчивое восстановление экономической  активности и медленный рост банковского  кредитования определяют задачу поддержания  и расширения совокупного спроса.

В условиях замедления инфляции и снижения инфляционных ожиданий Банк России в первой половине 2010 года продолжил  начатое в апреле 2009 года снижение процентных ставок по своим операциям, направленное на уменьшение стоимости  заимствований в экономике, стимулирование кредитной активности и экономического роста, а также ограничение притока  краткосрочного спекулятивного капитала. К началу июня 2010 года Совет директоров Банка России 4 раза принимал решение  о снижении ставки рефинансирования и ставок по отдельным операциям. В условиях сложившегося в банковском секторе структурного избытка ликвидности  ключевое значение для формирования динамики процентных ставок на денежном рынке приобрели процентные ставки по депозитным операциям Банка России. Для повышения эффективности  процентной политики и сокращения волатильности  ставок межбанковского рынка Банк России с 29 марта 2010 года возобновил проведение депозитных операций по фиксированной  процентной ставке на условии «овернайт», а в сентябре продлил время  приема заявок кредитных организаций  о заключении сделок по ним с использованием системы «РейтерсДилинг». После выравнивания процентных ставок по депозитным операциям на условиях «овернайт», «том-некст», «спот-некст» и «до востребования» с 1.06.2010 единая процентная ставка по этим видам депозитов стала формировать нижнюю границу коридора процентных ставок Банка России, а его ширина при этом сократилась на 0,25 процентного пункта.

В целом с начала цикла  смягчения денежно-кредитной политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на 5,25 процентного пункта (до 7,75%), минимальная  процентная ставка по рыночным операциям  предоставления ликвидности на срок до 7 дней – на 5 процентных пунктов (до 5%), ставка по однодневным депозитам  и депозитам до востребования  – на 5,25 процентного пункта (до 2,5%).Продолжительный период снижения процентных ставок Банком России и предпринятые ранее действия Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке кредитных организаций способствовали снижению ставок денежного рынка, улучшению состояния банковского сектора и уменьшению системных рисков. В июне 2010 года процентные ставки денежного рынка вышли на уровень, обеспечивающий приемлемый баланс между доступностью заемных средств и инфляционными рисками и являющийся нейтральным относительно трансграничного движения краткосрочного капитала. Это позволило Совету директоров Банка России в июне-октябре принять решения о сохранении на неизменном уровне ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям Банка России. При этом учитывалась необходимость сохранения стимулирующей денежно-кредитной политики для поддержки внутренних факторов роста (Приложение 1, таблица 1).

В июне-октябре 2010 года ситуация на денежном рынке оставалась спокойной, процентные ставки в основном находились вблизи нижней границы коридора процентных ставок по операциям Банка России.

Динамика денежной массы  определяет инфляционные риски в  средне- и долгосрочный период. Достаточно продолжительное (в течение предыдущих двух лет) снижение годовых темпов роста  денежной массы ограничивало давление со стороны денежных факторов на динамику инфляции в 2009 году и первой половине 2010 года. Оживление экономики, укрепление рубля (преимущественно в I квартале 2010 года), а также замедление инфляции обусловливали продолжение начавшегося  в предыдущем году увеличения спроса на деньги. Росло и денежное предложение. После острой фазы финансово экономического кризиса рост денежной массы во многом носил восстановительный характер и на 1.10.2010 годовой темп прироста денежного агрегата М2 составил 31,2%. Оценка темпов прироста денежного агрегата М2 в целом за 2010 год повышена до 25-28% (Приложение 2, таблица 2).

В настоящее время Банк России считает, что инфляционные риски, обусловленные монетарными факторами, находятся на приемлемом уровне. Повышение гибкости курсообразования и уменьшение дефицита федерального бюджета способствовали снижению инфляционных рисков, связанных с формированием денежного предложения. Курсовая динамика оказывала заметное влияние на выбираемую экономическими агентами валютную структуру финансовых активов. По предварительным оценкам платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2010 года сократился на 13,0 млрд. долларов США. Согласно предварительным данным, объем депозитов в иностранной валюте в долларовом эквиваленте за январь-сентябрь 2010 года сократился на 6,1%, в то время как за аналогичный период предыдущего года этот показатель возрос на 15,6%. В результате доля депозитов в иностранной валюте в структуре денежного агрегата М2Х (включающего депозиты в иностранной валюте) снизилась до 16,8% на 1.10.2010 (на 1.10.2009 – 22,1%). Тем не менее, годовые темпы прироста широкой денежной массы М2Х в январе-сентябре 2010 года увеличивались и, по предварительным данным, на 1.10.2010 составили 22,9% (Приложение 2, таблица 3).

Информация о работе Анализ эффективности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе