Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 14:57, дипломная работа
В настоящее время коммерческие банки - основное звено рыночной системы, без которого было бы трудно представить нашу жизнь. В полной мере это можно сказать и о России, где за годы перестройки сформировалась двухуровневая банковская система. Низовое звено банковской системы, куда и входят коммерческие банки, состоит из сети самостоятельных банковских учреждений, непосредственно выполняющих функции кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах. Банк – коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего лица размещает их, а также осуществляет расчетные, комиссионно–посреднические и иные операции.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность депозитной политики коммерческих банков…………………..5
1.1 Операции коммерческих банков по привлечению средств и формированию ресурсов…………………………………………………………………………………5
1.2 Формирование депозитной политики коммерческих банков в системе управления банковскими ресурсами………………………………………………...18
1.3 Формирование системы гарантирования вкладов в коммерческих банках…..28
Глава 2. Анализ формирования и реализации депозитной политики в коммерческом банке (на примере ОАО АКБ «Перминвестбанк»)………….…….34
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО АКБ «Перминвестбанк» и кредитных организаций Пермского края………...…………34
2.2 Оценка деятельности ОАО АКБ «Перминвестбанк» в сфере привлечения депозитов…………………………………………..…………...……...…...………….42
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию депозитной политики коммерческих банков………………………….…………….………………………..56
3.1 Некоторые п редложения по совершенствованию депозитной политики ОАО АКБ «Перминвестбанк» ………….………………………………...56
Заключение……………………………………………………………………………67
Список использованных источников…...…………………………………………...70
Среди объективных факторов выделяются следующие:
В связи с выше изложенным нельзя не сказать о том, что процесс формирования депозитной политики тесно взаимосвязан с проведением банком процентной политики, так как депозитный процент является эффективным инструментом в области привлечения ресурсов. Во времена государственного регулирования предельные нормы процента устанавливались в законодательном порядке в соответствии со срочностью вклада, а теперь банки могут самостоятельно устанавливать конкурентоспособные процентные ставки, ориентируясь на учетную ставку ЦБ РФ, состояние денежного рынка и исходя из собственной депозитной политики. По отдельным видам депозитных счетов величина доходов определяется сроком вклада, суммой, спецификой функционирования счета, объемом и характером сопутствующих услуг и зависит от соблюдения клиентом условий вклада (35).
Уплата банком процентов по депозитам – основная часть операционных расходов. Поэтому банк, с одной стороны, не заинтересован в высоком уровне процентной ставки, а с другой – вынужден поддерживать такой уровень процентной ставки по депозитам, который был бы привлекателен для клиентов. Стараясь привлечь депозиты, особенно крупного размера и на длительный срок, коммерческие банки предлагают клиентам высокие процентные ставки, несмотря на рост процентных расходов. Однако привлечение средств населения банками не беспредельно.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральным банком России установлен обязательный норматив Н11 – максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения. Он рассчитывается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов населения и величины собственных средств (капитала) банка. Максимально допустимое значение этого показателя 100% (17).
Одним из направлений процентной политики коммерческого банка является расчет и анализ стоимости всех ресурсов и депозитных операций.
Для этого необходимо:
Процентные ставки по вкладам устанавливают кредитные организации по соглашению с клиентами с учетом требований Гражданского кодекса РФ (1). Кредитная организация не имеет права в одностороннем порядке изменять процентные ставки по депозитам и сроки действия этих договоров с клиентами, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» или договором с клиентом (3). Положением ЦБ РФ о порядке исчисления процентов установлено, что доход по вкладу выплачивается вкладчику в денежной форме в виде процентов, которые начисляются банком на остаток задолженности по основному долгу на начало операционного дня. При закрытии счетов клиентов банка проценты начисляются до дня фактического закрытия счета.
При начислении процентов в расчет принимается величина процентной ставки, фактическое количество дней, на которое привлекаются средства. Для вкладчика, выбирающего банк с целью размещения средств, определяющим (при прочих равных условиях) может стать порядок расчета величины процента. Дело в том, что при исчислении его одни банки исходят из точного количества дней в году (365 или 366), а другие из приближенного числа (360 дней), что отражается на величине дохода.
Начисление процентов ведется по одному из способов:
Применяется также прогрессивно возрастающая процентная ставка в зависимости от времени фактического нахождения средств на вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.
Процентная политика коммерческого банка, связанная с коммерциализацией его деятельности, должна:
В завершение данного вопроса необходимо отметить, что процентная политика является неотъемлемой частью формирования депозитной политики коммерческого банка. Это заключается в соблюдении ряда принципов, на которых должна базироваться оптимальная процентная политика банка. Среди них, в первую очередь, следует назвать принцип дифференциации процента в зависимости от срока хранения и размера сбережений, принцип «социальной» дифференциации процента по вкладам, принцип обеспечения рентабельности банковской деятельности и принцип сохранения и защиты сбережений вкладчиков. При формировании эффективной процентной и депозитной политики банка требуется сочетание всех этих принципов.
1.3 Формирование системы
После кризиса (1998 г.) развитие банковского сектора показало, что в период с 1999 по 2002 г. денежные вклады населения в банках увеличились почти в 7 раз. Так, в начале 1999 г. они составляли 150 млрд. руб., 2001 - 445 млрд. руб., 2002 - 700 млрд. руб., в 2003 - превышали 1 трлн. руб. Эти тенденции способствовали принятию Федерального закона от 23.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в дальнейшем — Федеральный закон), что не могло не оказать влияние на банковскую систему страны (33).
Эффективность введения системы страхования вкладов подтверждается тем, что в зарубежных странах она действует более чем в 70 странах мира. Так, за последние 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 1980-х и 1990-хгг. Впервые национальная система страхования вкладов была применена в 1934 г. в США. Следует отметить, что в то время США переживали последствия кризиса экономики, в том числе в банковском и страховом секторе. Созданная Федеральная корпорация по страхованию банковских вкладов (FDIS, ФКСД) справилась с возложенными на нее функциями по страхованию депозитов, и данная реформа позволила открыть новую эру в развитии банковской и сберегательной систем США (21).
В Европе с 1994 г. действует Директива Европейского парламента «О системах гарантирования депозитов». В соответствии с указанным документом каждое государство - член ЕС осуществляет контроль за созданием и официальным признанием на своей территории одной или нескольких систем гарантирования депозитов. В период с 1994 по 1998 г. обязательные системы страхования вкладов введены в ряде постсоциалистических государств, в том числе стран СНГ и Балтии: Венгрии, Чехии, Польше, Румынии, Болгарии, Литве, Эстонии, Латвии, на Украине.
Впервые закон о страховании банковских вкладов в РФ был подготовлен Государственной Думой РФ в 1996г. под руководством депутата П. А. Медведева. Но закон не был принят по двум причинам. Первая — с неопределенностью дореформенных вкладов, которая решается путем индексации советских вкладов и ростом доходов населения. Вторая — государство не могло определить свою роль участия в системе страхования вкладов.
В 2003 г. смысл закона о банковском страховании сводился к тому, что государство, организовывая фонд страхования и гарантирования вкладов, брало на себя полномочия, ответственность за страхование вкладов населения РФ в следующем виде: 20 000 руб. обеспечивались стопроцентным покрытием, свыше 25000 — 75% (95 000 была максимальная сумма). Также прогнозировалось, что при вхождении Сбербанка РФ в систему страхования депозитов его вкладчики могут сохранить 100% гарантии по вкладам не более чем на 4 года с момента функционирования системы. При этом Сбербанк РФ должен был отчислять в два раза превышающий процент, чем другие банки. Данные решения проблемы обеспечения возвратности средств населения подверглись немалой критики со стороны экономистов.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», обязательному страхованию вкладов подлежат денежные средства физических лиц, независимо от гражданства, находящиеся во вкладах и на счетах в банке, в т.ч.:
При открытии вклада у
клиента автоматически
Многие финансисты предлагают ввести стопроцентную гарантию по всем вкладам независимо от суммы, что в первую очередь обеспечит защиту крупных вкладчиков. Некоторые страны с более стабильной экономикой уже ввели полную гарантию по вкладам, что является выгодным решением для экономики страны. Но введение стопроцентной гарантии – это та мера, которая направлена на защиту крупных держателей депозитов, вклады которых составляют 2-4 % от общего числа. Увеличение суммы возмещения до 100% ляжет дополнительной нагрузкой на систему страхования депозитов. Не менее важно отметить тот факт, что подобные действия могут стать катализатором возникновения различных мошеннических схем на банковском рынке (25).
Однако не все размещенные в банках вклады подпадают под систему страхования вкладов. Не подлежат страхованию вклады (денежные средства) следующих вкладчиков:
Согласно Закону участниками системы страхования вкладов являются: вкладчики (выгодоприобретатели); банки (страхователи); Агенство (страховщик); Банк России.
Государственная корпорация «Агенство по страхованию вкладов», созданная в январе 2004 г., обеспечивает функционирование системы страхования вкладов. Для этого Агенство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая, ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов, контролирует формирование фонда страхования вкладов, управляет средствами фонда страхования вкладов. В 2004 г. в связи с принятием Федерального Закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» в России был введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельных банков, функции которого возложены на Агенство. Проводимые Корпорацией мероприятия обеспечивают оздоровление и повышение финансовой устойчивости банковской системы в целом.
Агенство выполняет возложенные на нее функции, основываясь на следующих принципах (36):
Система страхования вкладов оказала позитивное влияние на рынок частных депозитов, так как наблюдается значительный рост средств, размещаемых в срочные вклады. Но существуют отрицательные моменты от введения системы страхования вкладов. К главному отрицательному моменту следует отнести то, что из-за вступления банков в систему страхования вкладов произошло снижение процентных ставок, особенно по рублевым депозитам. Уже после первого этапа действия закона многие банки снизили ставки по депозитам на 0,5- 1%. Низкий уровень ставок — оборотная сторона невысокого риска вложения средств для человека, решившего доверить деньги банку.
Вклады, размещаемые населением и входящие в систему страхования, представлены на рисунке 6 (33).
Рисунок 6 – Вклады, входящие в систему страхования вкладов на 2012г.
Информация о работе Анализ депозитной политики коммерческого банка