Анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах.

Оглавление

Введение
Глава 1. Банковские информационные системы
1.1 Специфика организации банковского дела в России
1.2 Структура системы управления банком
1.3 Банковские технологии
1.4 Информационные технологии в банковской системе
1.5 Программное обеспечение информационных технологий в банках
1.6 Функциональные задачи и модули банковских систем
1.7 Критерии выбора БС
1.8 Проблемы создания автоматизированных банковских систем
Глава 2. Обзор современных банковских информационных систем
2.1 ABBYY «FineReader БАНК»
2.2 Система S.W.I.F.T
2.3 АБС «Бисквит»
2.4 АБС «Урал»
2.5 АБС «Сатурн»
2.6 АБС «RS-Bank»
Глава 3. Технология работы в АБС «IBSO»
3.1 Описание банка «Уралсиб»
3.2 Описание АБС «IBSO»
3.3 Технология АБС «IBSO»
3.4 Функциональность АБС «IBSO»
3.5 Сравнительный анализ банковских информационных систем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ВоропановВКР.doc

— 574.50 Кб (Скачать)

Сам Сберегательный банк России построен по иерархическому принципу, и некоторые функции выполняются  на уровне территориальных банков, Банка России. Также есть автоматизированные технологии, общие для всех отделений  страны и обычно взаимосвязанные, типа учета векселей, внутреннего клиринга Сбербанка, консолидированного баланса территориальных банков и Сбербанка России, единая система «Банк-Клиент». В «Сатурне» разработан интерфейс с этими подсистемами, собственная обработка общих функций даже не планировалась. «Сатурн» - система самого низового в Сбербанке подразделения с правами юридического лица - отделения с его филиалами.

С точки зрения организационной  и функциональной типичное отделение  можно разбить на 3 уровня:

  • Операционный
  • контроля, консолидации и отчетности
  • управления и принятия решений

 Ограничения обусловлены  убежденностью разработчиков, что  на уровне ядра «Сатурн», то  есть программных подсистем, необходима  реализация только первого и  частично второго уровня. Автоматизацию  третьего уровня и части второго эффективнее и гибче проводить посредством специализированных приложений типа систем поддержки принятия решений, средств генерации отчетов, специально сделанных программ третьих фирм. Например, отчетность ЦБ РФ, анализ экономических показателей отделения и т.д. Правильность выбора базовых программных платформ позволяет это сделать легко и с произвольным выбором. То есть, условно говоря, автоматизация низовых рабочих мест, которые имеют права и возможность ввода и корректировки информации, вместе с их отчетностью, полностью реализована в ядре «Сатурна» и дальнейшее развитие будет получать на этом уровне.

Особенно это касается филиалов в связи с их многочисленностью  и высокой стоимостью тиражирования  в них дополнительных программных  средств. Также на уровень ядра (функциональных подсистем), в частности, вынесена работа ревизоров отделения - из-за необходимости ON-LINE контроля совершаемых операций, особенно из группы риска. Полное описание комплекса с альбомами таблиц, экранных, печатных форм, связей функциональных подсистем с передачей Заказчику исходных текстов на 4GL, специальные модули 
"нестандартных" операций, позволяющие вести в «Сатурне» любой новый набор операций до создания специализированного модуля или подсистемы, простота и фактический стандарт языка SQL, использование средств DSS дают возможность Заказчику. Собственными силами сконструировать собственную подсистему практически любого уровня сложности в общей идеологии «Сатурна».

Обеспечение наращиваемости АБС интегрированной системы  достигается в нескольких разрезах, отражающих разные способы развития отделений Сберегательного банка:

  • при увеличении количества операций и/или функций в отделении, и, соответственно этому, рост количества рабочих мест в локальной сети и объема обрабатываемой информации, выполняется, в зависимости от увеличения нагрузки:
  • установка дополнительных серверов баз данных и/или серверов приложений
  • смена аппаратной платформы сервера (серверов) (теоретически более 200 платформ)
  • передача некоторых функций филиалам
  • увеличение количества филиалов вследствие распределенной обработки информации в «Сатурн» практически не ограничено.
  • для присоединения отделений (преобразования их в «универсальные» филиалы) в «Сатурне» разработана специальная технология.

Операционные системы UNIX и СУБД Informix сами по себе обладают наиболее мощным штатным набором средств, обеспечивающих надежность и безотказность «Сатурна». В «Сатурне» проработаны дополнительно собственные подсистемы копирования/восстановления функциональных таблиц для небольших филиалов, где неэкономично устанавливать требуемые Informix устройства резервного копирования информации, а достаточно дискет, а также написаны практические технологические инструкции работы с системными журналами, мягкими/жесткими рестартами и другими мощными средствами Unix/Informix.

Свойство «Сатурна», функционирование в гетерогенных сетях, совершенно необходимое  при его создании - одновременная  работа в одной локальной сети серверов NetWare, UNIX, Windows NT, DOSLine, сейчас успешно  используется при переводе отделений, использующих разрозненное ПО различных производителей. В реальной жизни невозможен переход на «Сатурн» в день, работа отделения и филиалов не должна останавливаться ни на минуту. Поэтому применяется итерационный подход с подключением в локальную сеть сервера с установленным «Сатурном» и постепенный перевод на новую систему рабочих мест и создание новых.

Сердцем «Сатурна» является набор прикладных программных средств, реализованный на языке 4GL и условно  названный «ядром». В сочетании  с «кольцами» этот набор и дает интегрированную банковскую систему 5-го поколения, работающую в полной идеологии «клиент-сервер» и использующую распределенные базы данных. Каждая как атомарная, так и агрегированная банковская операция авторизована, имеет свой «тег», доступна к обработке всеми имеющими разрешение функциями и автоматически попадает в консолидированный баланс банка, пройдя все уровни банковского контроля.

Ядро АБС «Сатурн» состоит из функциональных подсистем  или комплексов, работающих на общем  поле нормативно-справочной информации и операций, а также по единым принципам безопасности и администрирования. Условно сформулировано разбиение ядра на некие общие блоки, которое сделано лишь для прозрачности понимания, но не связано с программной реализацией. В случае построения топологии всей системы с использованием нескольких серверов приложений и серверов баз данных (конфигурирование Unix и Informix позволяет провести такие настройки для распределения вычислительной нагрузки на несколько не очень мощных серверов) это условное разделение на блоки может подсказать состав прикладных подсистем на серверах приложений. 
В блок технологической поддержки (БТП) можно выделить подсистему ведения нормативно-справочной информации, монитор администрирования и подсистему компьютерного аудита. Функционально подсистемы из этого блока обеспечивают непротиворечивость, целостность и единство информации, общей для всех подсистем, распределение прав доступа к данным и функциям всем категориям пользователей банка от контролера до управляющего, а также несколько категорий внешних проверок на уровне ревизора по всем функциональным подсистемам отделения Сбербанка. 
В блок юридических лиц (БЮР) условно отнесены подсистемы расчетно- кассового обслуживания, кредитования. В них полностью реализованы все имеющиеся в Сбербанке РФ операции с расчетными, текущими, кредитными счетами организаций любой формы собственности, реализована в полном объеме отчетность перед территориальным банком и Госбанком, встроены типовые информационно-аналитические выборки.

В блоке физических лиц (БФЛ) сосредоточены подсистемы работы с вкладами населения, коммунальными  платежами, ценностями. Это самый  объемный по количеству совершаемых  операций и обилию разнообразных  функций и граничных условий  блок. К нему условно можно отнести и контроль 3 уровня - бухгалтерию коммунальных платежей, последующий контроль вкладных операций, общий контроль операционных дневников и приложений филиалов (отчетник). 
Блок бухгалтерского учета (ББУ) - условно выделенный набор подсистем, поддерживающий верхние уровни банковского бухгалтерского учета, а также модули типовых бухгалтерских операций банка как предприятия - расчет заработной платы, учет основных средств, материалов и МБП. Этот учет практически никакими особенностями от обыкновенного предприятия не отличается. Подсистема ведения корреспондентских счетов банка и подсистема баланс - комплексы, агрегирующие результаты всех оперативных подсистем для анализа, контроля и отчетности, а также связи с территориальным банком и Центробанком. Подсистемы этого блока поддерживают немаловажное свойство «Сатурна» вводить в базу данных дебетовые или кредитовые проводки, не связанные с определенными операциями, а также проводки, связанные с операциями, для которых еще не существует специализированных модулей (например, ипотечное кредитование). В блок специального назначения (БСН) можно отнести подсистемы, обеспечивающие организационную структуру именно Сбербанка, такие как подсистема «Кладовая» с разнообразнейшим набором функций, и, напрямую не свойственные банковской системе, но исторически реализованные в Сбербанке РФ, такие как подсистема «Пенсии ФСБ, МВД, МО, ДНП».

 

2.6 АБС «RS-Bank»

Автоматизированная банковская система  производства R-Style Softlab. Первая версия АБС «RS-Bank» появилась в 1993 г. Реализована она была на платформе Btrieve. C 2000 г. выпускается на платформе Perva-sive.SQL. в 2005 г. представлен продукт «RS-Bank v.6» на промышленной платформе Oracle.

Достоинства программы:

  • Открытость системы
  • Встроенный язык RSL
  • Трёхуровневая архитектура
  • Настраиваемый электронный документооборот

АБС «RS-Bank V.6» — современный программный продукт, способный конкурировать с лучшими зарубежными разработками. Он способен централизованно обрабатывать большие объемы данных, а информационно-семантическая модель АБС «RS-Bank V.6» позволяет охватывать и настраивать бизнес-процедуры всех направлений деятельности современного кредитного учреждения. Преимущество «RS-Bank V.6», помимо широких возможностей передовой платформы, заключается также в преемственности технологий, вобравших в себя все лучшее из опыта, который компания «R-Style Softlab» накопила за десятилетие успешной работы с финансовыми организациями в России и странах СНГ, а также в государствах дальнего зарубежья.

Рис. 5. Схема логического ядра АБС «RS-Bank v.6»

В основе архитектурного решения, реализованного в АБС «RS-Bank V.6», лежат:

  • модульная концепция эволюционного развития бизнеса;
  • защищенная информационно-вычислительная среда, реализованная в трехуровневой архитектуре «клиент—сервер» с помощью распределенных гетерогенных сервисов промышленной СУБД Oracle;
  • разработанная в тесном сотрудничестве со специалистами кредитных организаций логическая архитектура банковского бизнеса, охватывающая все стадии, направления, правила и процедуры создания и использования продуктов и услуг.

Глава 3. Технология работы в АБС «IBSO»

3.1 Описание банка «Уралсиб»

Банк Уралсиб –  один из крупнейших российских банков, имеющий представительства в 39 регионах России. Согласно рейтинговым исследованиям  УРАЛСИБ уверенно входит в первую десятку российских банков по активам, капиталу, корпоративным и розничным кредитам и депозитам.

Банк Уралсиб является основным активом Финансовой корпорации Уралсиб. Центральный офис БАНКА  УРАЛСИБ расположен в Москве. Удаленный  центральный офис Банка работает в г. Уфа.

Интегрированная региональная сеть продаж финансовых продуктов и  услуг Банка Уралсиб насчитывает:

  • 46 филиалов
  • более 490 точек продаж
  • более 1500 банкоматов

Банк Уралсиб по состоянию  на 1 ноября 2008г. входит в топ-10 российских банков по объемам выданных кредитов и привлеченных депозитов, как частных лиц, так и корпоративных клиентов.

По итогам I полугодия 2008 г. Банк Уралсиб занимает 2 место  на рынке кредитования малого бизнеса, 3 место по ипотечному кредитованию и количеству выданных пластиковых карт.

По данным Национального  агентства финансовых исследований (НАФИ) Банк Уралсиб уверенно входит в топ-5 рейтинга узнаваемости российских банков, а также в топ-5 рейтинга лояльности – бренд "УРАЛСИБ" знаком 70% граждан страны.

Банку присвоены рейтинги международных рейтинговых агентств:

  • "В+" Fitch Ratings,
  • "ВВ-" Standard&Poor's,
  • "Ва3" Moody's Investors Service [12].

 

3.2 Описание АБС «IBSO»

«ЦФТ–Банк» (Платформа  развития на базе Oracle) – объектно-ориентированная банковская система на основе СУБД Oracle. Система представляет собой систему автоматизации банковской деятельности нового поколения, разработанную специалистами ЦФТ (Центр Финансовых Технологий, г. Новосибирск) в сотрудничестве с заинтересованными банками – партнерами.

Система является лидером российского IT-рынка по всем основным показателям:

  • количеству инсталляций банковских систем на основе СУБД Oracle
  • количеству одновременно работающих пользователей в системе
  • объемам транзакций, выполняемых в системе в течение операционного дня
  • лучшему соотношению цена-качество в своем классе

Переход на автоматизированную банковскую систему АБС «IBSO» позволяет значительно улучшить качество обслуживание клиентов, сократить вероятность возникновения технических ошибок и оптимизировать банковский процесс.

 АБС «IBSO» обеспечивает создание единой технологической платформы банка:

  • интегрированный доступ к функциям различных бэк-офисов (в том числе, регионально распределенных)
  • возможность централизации всех бэк-офисных функций
  • единые и интегрированные каналы продаж (филиалы, отделения, пункты самообслуживания, Интернет, мобильные телефоны и т.д.)
  • централизацию данных о клиентах с возможностью всестороннего анализа

Информация о работе Анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах