Анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах.

Оглавление

Введение
Глава 1. Банковские информационные системы
1.1 Специфика организации банковского дела в России
1.2 Структура системы управления банком
1.3 Банковские технологии
1.4 Информационные технологии в банковской системе
1.5 Программное обеспечение информационных технологий в банках
1.6 Функциональные задачи и модули банковских систем
1.7 Критерии выбора БС
1.8 Проблемы создания автоматизированных банковских систем
Глава 2. Обзор современных банковских информационных систем
2.1 ABBYY «FineReader БАНК»
2.2 Система S.W.I.F.T
2.3 АБС «Бисквит»
2.4 АБС «Урал»
2.5 АБС «Сатурн»
2.6 АБС «RS-Bank»
Глава 3. Технология работы в АБС «IBSO»
3.1 Описание банка «Уралсиб»
3.2 Описание АБС «IBSO»
3.3 Технология АБС «IBSO»
3.4 Функциональность АБС «IBSO»
3.5 Сравнительный анализ банковских информационных систем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ВоропановВКР.doc

— 574.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

ПГУ имени М.В. Ломоносова

Математический факультет

Кафедра прикладной математики

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОНАЯ  РАБОТА

На тему:

«Анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах»

 

 

 

Выполнил студент

5 курса, 56 группы,

дневного отделения 
математического факультета:

Воропанов Игорь Сергеевич

Научные руководители:

Воробьев В.А

Юфрякова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2009

Содержание

Введение………………………………………………………………....3

Глава 1. Банковские информационные системы………………………6

1.1 Специфика организации  банковского дела в России…………......6

1.2 Структура системы управления  банком………………………..….9

1.3 Банковские технологии…………………………………………....15

1.4 Информационные технологии  в банковской системе…………...23

1.5 Программное обеспечение  информационных технологий 

в банках………………………………………………………………....25

1.6 Функциональные задачи и модули банковских систем………....35

1.7 Критерии выбора  БС……………………………………………….39

1.8 Проблемы создания  автоматизированных банковских  систем…42

Глава 2. Обзор современных банковских информационных систем.52

2.1 ABBYY «FineReader БАНК»………………………………………52

2.2 Система S.W.I.F.T……………………………………………….....54

2.3 АБС «Бисквит»……………………………………………………..58

2.4 АБС «Урал»………………………………………………………...63

2.5 АБС «Сатурн»………………………………………………………63

2.6 АБС «RS-Bank»…………………………………………………….69

Глава 3. Технология работы в АБС «IBSO»………………………….71

3.1 Описание банка «Уралсиб»………………………………………..71

3.2 Описание АБС «IBSO»…………………………………………….72

3.3 Технология АБС «IBSO»…………………………………………..73

3.4 Функциональность АБС «IBSO»………………………………….76

3.5 Сравнительный анализ банковских информационных систем….79

Заключение……………………………………………………………..85

Список используемой литературы……………………………………87

Введение

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с  потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет не географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Отечественным банкам, как  и всей нашей экономике, не повезло  во многих отношениях. К сожалению, на протяжении довольно длительного  времени административное,  зачастую  непрофессиональное  мышление  подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во второстепенные. За всю нашу историю банки так часто игнорировали, до такой степени снизили их экономическое назначение, что даже сейчас, организуя переход к рынку, мы не уделяем им такого внимания, которого они заслуживают. Иными словами, в нашем сознании так долго и настойчиво внедрялся командный стиль управления народным хозяйством, а банки настолько были загнаны в угол, потеряли свой авторитет и назначение, что в настоящее время необходимость восстановления их подлинной роли не звучит с должной убедительностью.

Можно сказать, что в  нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в экономической системе управления экономикой. Вся наша теория банков - это фактический пересказ того, какие в стране существуют банки, какие операции они при этом выполняют. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела.

Вопрос о том, что  такое банк, не вялятся таким простым, как это кажется на первый взгляд. В обиходе банки - это хранилища денег. Вместе с тем данное и подобное ему житейское толкование банка не только не раскрывает его сути, но и скрывает его подлинное назначение в народном хозяйстве. Еще более запутывает дело само терминологическое значение слова банк («банко» - скамья, на которой совершались денежные и кредитные операции) а также такие современные выражения, как банк данных, банк растений, книжный банк, которые к банку, как таковому, не имеют никакого отношения.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Чтобы весь этот механизм работал чётко и слажено, нужно  организовать правильную и целенаправленную систему управления всей этой структурой.

Обслуживание такого огромного количества операций просто невозможно без современных информационных технологий, способных облегчить стол тяжёлую работу.

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах.

Для этого решались задачи:

  1. изучить банковскую систему в России
  2. Изучить банковские информационные системы
  3. Анализировать современные банковские информационные системы
  4. Освоить «IBSO»
  5. Сравнить банковские информационные системы.

Данная работа состоит  из трех глав. В первой рассматриваются общие положения о банковской системе, о банковских информационных системах. Во второй главе анализируются современные банковские информационные системы. В третьей главе описывается банк «Уралсиб», банковская информационная система «IBSO» и проводиться сравнительный анализ современные банковские информационных систем.

Глава 1. Банковские информационные системы

1.1 Специфика организации банковского дела в России

Банковская деятельность неразрывно связана с политическим и экономическим состоянием страны в целом. Парадокс последних лет функционирования банковской системы России заключается в том, что чем ниже падали общеэкономические показатели страны, тем более бурно шло развитие банковского сектора. Банковская сфера приносила самые высокие доходы. Банковские капиталы создавались на сравнительно простых операциях. Выдача краткосрочных кредитов в валюте при активном росте курса доллара обеспечивала беспроигрышный результат. Невозможность для населения защитить свои средства от инфляции давала приток сбережений физических лиц. Выгодными были валютно-обменные операции с населением. В этот период появилось много банков, увеличивалось число отделений и филиалов. Экстенсивное развитие банковской системы сопровождалось массовой закупкой компьютеров, сетевого оборудования, созданием автоматизированных информационных технологий.

В экономике страны и  в сфере банковской деятельности переломным стал 1995 год. Снижение торговой активности, затоваривание привело  к резкому спаду краткосрочных  банковских кредитов. Стабилизация курса  рубля уменьшила активность населения в отношении валютно-обменных операций. Начал разваливаться рынок межбанковских кредитов, уменьшаться банковская маржа из-за снижения доходности государственных ценных бумаг. Частные вкладчики в своем большинстве переориентировались на рублевые вклады, в результате у банков стали исчезать легкие способы получения прибыли. Однако время «тяжелых» инвестиционных способов увеличения прибыли, основанных на вложении в производство и другие долгосрочные проекты, еще не наступило. Именно в этот период банки беднеют, разоряются, новых возникает гораздо меньше. В банках ужесточается режим экономии, который отражается и на формировании систем автоматизации обработки банковской информации.

Поток привлекаемой в  банки денежной массы существенно  уменьшился. Это обстоятельство заставило банки искать новые формы привлечения средств и наиболее эффективные решения по размещению активов. Меняются подходы банков в решении кадровых проблем, возникает необходимость в специалистах-профессионалах с практическим опытом, организационными способностями, деловыми качествами, имеющих базовые знания в области экономики, финансово-кредитной деятельности, маркетинга, менеджмента, экономико-математических методов и моделирования, способных к аналитическому мышлению и системному подходу, умеющих работать в среде автоматизации банковских услуг.

В условиях возрастающей конкуренции в банковской сфере  и постепенного отказа от экстенсивных способов получения прибыли особое значение для деятельности банков приобретает  анализ рыночной ситуации, выбор альтернативных решений. В банковской сфере все активнее реализуются новые виды услуг, такие, как фондовые и карточные операции, учет вкладов населения, работа с драгоценностями, трастовые, ипотечные, торговые операции, инвестиционная деятельность, международные платежи и т.д. Многие банки предоставляют свои услуги по сети Internet, которая становится частью банковских технологий. Однако новые возможности банков порождают и новые проблемы.

Банковская сфера подвергается постоянным изменениям и развитию со стороны органов государственного управления, Центрального банка, законодательных структур. Следить за изменением на финансовых рынках и вовремя на них реагировать российским банкам становится все труднее. Это связано, прежде всего, с тем, что средства банковской автоматизации, как правило, отстают от последних требований, вызванных быстрым расширением сферы деятельности банков.

Уровень и сущность банковских технологий в России, сложившиеся  традиции банковского дела пока не соответствуют международному уровню. На российском банковском рынке практически нет устоявшихся технологий, что является одной из причин отсутствия магистрального направления автоматизации. Освоение западных финансовых рынков, постепенное сближение с мировыми стандартами характерно для банковской деятельности России в настоящее время.

Переход на новый план счетов — это наиболее значительный шаг в банковской реформе, которая  продолжается уже несколько лет. В 1991—1997 гг. в условиях постоянных изменений  правил проведения и учета банковских операций создавались почти все действующие автоматизированные банковские системы (АБС).

Ряд особенностей развития российской банковской деятельности наряду с ужесточением контроля со стороны  Центрального Банка создает для  банковского бизнеса совершенно новые условия. Банки осваивают работу с новыми финансовыми инструментами, расширяют спектр оказываемых услуг, выходят на мировые рынки, реформируют бухгалтерский учет и др. В результате этой деятельности отечественная банковская система становится ближе к мировым стандартам. В связи с переходом на новый план счетов наиболее важные изменения касаются правил ведения бухучета, плана и структуры счетов, разрядности счетов. По этим направлениям вносятся изменения в существующие АБС.

Переход на новый план счетов следует рассматривать как в программном, так и в бухгалтерском аспектах. Лишь часть работы по переходу поддается автоматизации. Не все сложности перехода решаются программным обеспечением, каким бы продуманным оно не было. Бухгалтерии банка предстоит тяжелая, кропотливая работа по правильной разноске средств в условиях отсутствия взаимно однозначного соответствия между старыми и новыми счетами, что заставляет в каждом отдельном случае выявлять происхождение средств на счете. Кроме того, возникают трудности перевода валютных счетов, счетов нерезидентов и многое другое.

Новые правила ведения  бухгалтерского учета призваны разрешить  ряд назревших проблем. К ним  относятся:

  • Повышение информативности основного вида отчетности (баланса) за счет более глубокой детализации аналитических счетов, увеличения числа балансовых счетов и их структурной перестройки.
  • Стандартизация и сокращение основной финансовой от четности.

Вводимые правила бухгалтерского учета базируются на следующих принципах: непрерывной деятельности, постоянства правил учета, отражения доходов и расходов по кассовому методу, раздельного отражения активов и пассивов, отражения операций в день их проведения и др.

Перед банками и фирмами-разработчиками банковских систем стоят сложные  задачи адаптации методов работы, технологий, программного обеспечения под новый план счетов и правила бухучета [1].

1.2 Структура системы управления банком

Структура системы управления банком может быть организована разными  способами, что зависит в значительной мере от размеров банка, числа видов оказываемых услуг, количества клиентов и операций, выполняемых банком.

Наиболее простая структура  управления линейная, когда правлению  банка непосредственно подчинены  отделы. Это дает возможность обеспечить эффективное прямое управление банком и очевидную, ясную и обозримую структуру. При этом основная управленческая нагрузка предполагает разделение функций управления между правлением и руководителями подразделений.

Более сложной является штабная организация, при которой  правлению подчинены департаменты, объединяющие отделы по принципу однотипности выполняемых  управленческих функций. Например, департамент маркетинга, департамент валютных операций и другие. Разделение управленческих функций между штабами происходит на верхнем уровне. При такой организации появляется возможность, с одной стороны, распределить управленческие проблемы между большим числом специалистов, с другой стороны, углубить специализацию сотрудников и, таким образом, повысить качество управления.

Информация о работе Анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах