Анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:16, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах.

Оглавление

Введение
Глава 1. Банковские информационные системы
1.1 Специфика организации банковского дела в России
1.2 Структура системы управления банком
1.3 Банковские технологии
1.4 Информационные технологии в банковской системе
1.5 Программное обеспечение информационных технологий в банках
1.6 Функциональные задачи и модули банковских систем
1.7 Критерии выбора БС
1.8 Проблемы создания автоматизированных банковских систем
Глава 2. Обзор современных банковских информационных систем
2.1 ABBYY «FineReader БАНК»
2.2 Система S.W.I.F.T
2.3 АБС «Бисквит»
2.4 АБС «Урал»
2.5 АБС «Сатурн»
2.6 АБС «RS-Bank»
Глава 3. Технология работы в АБС «IBSO»
3.1 Описание банка «Уралсиб»
3.2 Описание АБС «IBSO»
3.3 Технология АБС «IBSO»
3.4 Функциональность АБС «IBSO»
3.5 Сравнительный анализ банковских информационных систем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ВоропановВКР.doc

— 574.50 Кб (Скачать)

Еще более сложной  является линейно-штабная управленческая структура, при которой отделы, обеспечивающие выполнение депозитных, кредитных, инвестиционных и других операций, подчинены управлениям промежуточного уровня, обслуживающим различные группы юридических и физических лиц, которые сами могут устанавливать свои локальные цели, подчиненные, однако, глобальным управленческим целям банка. К последним могут относиться:. получение максимального дохода при допустимом риске, повышение собственной ликвидности и др. В то же время при такой структуре могут сохраняться элементы управления, выделенные по принципу однотипности выполняемых управленческих функций. Такая система организации усложняет и удорожает управление, но повышает уровень его качества.

Правление КБ является высшим органом банка, который осуществляет стратегическое управление: определяет траекторные цели и политику банка на основе данных экономического анализа и данных бухгалтерской отчетности; доводит их до департаментов для дальнейшей детализации и исполнения соответствующим отделам; осуществляет общий контроль проводимой банком политики, пересматривает ее при изменении экономической ситуации, а также контролирует состояние банковского портфеля. Правление создает комитеты, которые обеспечивают поддержку стратегического руководства банком, координируют работу различных отделов системы управления. В зависимости от величины банка и его потребностей в России, как правило, создаются комитеты, возглавляемые членами правления: кредитный, ревизионный, исполнительный, доверительных операций и др.

Кредитный комитет дает заключения по всем случаям кредитования или превышения установленных лимитов, а также по их определению. Он вырабатывает рекомендации по величине ссудных процентных ставок и структуре кредитов по срокам и видам.

Ревизионный комитет обеспечивает регулярные внутренние аудиторские проверки либо своими силами; либо с привлечением внешних аудиторов.

Исполнительный комитет  обеспечивает проведение экономического анализа (выполнение целей банка, прибыльности, ликвидности и др.), оценку деятельности банка, в процессе которой анализируются основные экономические показатели и отслеживается выполнение траекторных целей.

В банках с большим  числом доверительных операций может  создаваться комитет доверительных  операций.

Департамент развития и маркетинга банка, как правило, включает два отдела.

Отдел развития обеспечивает анализ внешней ситуации и, согласовав его с оценкой внутренней ситуации в банке, подготавливает возможные  направления политики банка и  продвижения его услуг на рынок. Эти решения должны согласовываться с генеральными целями, утвержденными правлением банка.

Отдел маркетинга осуществляет оценку конъюнктуры рынка банковских услуг, анализирует соответствие номенклатуры, качества и цены собственных услуг  уровню рынка, продвигает свои услуги на рынок, вырабатывая для этого рекламную политику. Этот отдел обеспечивает связь с клиентурой и с общественностью. В развитом обществе существенным является не только объем и качество оказываемых услуг, но и соответствие принятым нормам (поддержка науки, искусства, внимание к окружающей среде). Отдел, с одной стороны, информирует руководство банка обо всех важных событиях вне банка, с другой стороны, объясняет общественности цели банка, его стратегию.

Департамент экономического управления обеспечивает тактическое управление и включает планово-аналитический отдел и отдел управления ликвидностью. Тактический уровень управления необходим для детализации стратегических целей до уровня мероприятий и отслеживания их в дальнейшем как целей, носящих траекторный характер.

Отдел управления ликвидностью осуществляет расчет показателей ликвидности  банка, их факторный анализ и ежедневный контроль.

Планово-аналитический  отдел, изучая внутренние банковские показатели, устанавливает планы сбыта (например, число открываемых новых счетов), финансовый план, планирует внутренние мероприятия. Отдел рассчитывает ожидаемую сумму пассивов и решает задачу их эффективного размещения. Проводятся анализ структуры активов и пассивов банка по группам и оценка эффективности соотношения между ними. При этом должно соблюдаться «золотое правило»: длинные кредиты должны покрываться длинными депозитами и т.д.

Департамент кредитив - депозитных операций включает кредитный, депозитный и фондовый отделы.

Кредитный и фондовый отделы дополняют друг друга, не только выполняя принятую стратегию банка в кредитной и инвестиционной политике, но и оперативно реагируя на требования, выдвигаемые сложившейся экономической ситуацией на рынке капитала. Например, в период экономического роста объем ссуд увеличивается, а портфель ценных бумаг сокращается; в периоды низкого спроса на ссуды картина меняется.

Функции кредитного и  депозитного отделов, несмотря на принципиально  разное содержание их операций, по форме  очень близки. Сходство функций выражается в необходимости выполнения весьма трудоемких работ по проверке и соблюдению целого ряда формально-правовых принципов кредитования, которые должны соблюдаться как кредиторами, так и заемщиками. Отличие обусловливается тем, кто является ссудозаемщиком, а кто кредитором, - банк или клиент. В любом случае, как и при выполнении большинства услуг банка, взаимоотношения клиента и банка регулируются договором, который они заключают. Проверка кредитоспособности является предпосылкой для всех других действий банка по отношению к ссудозаемщику, т.е. осуществляются анализ возможности обеспечения выплаты кредита и своевременность взносов, процентов и других платежей физическим и юридическим лицом. Эта проверка требует анализа баланса заемщика, ликвидности залога, ежегодного финансового отчета и ряда других регистров, содержащих показатели работы предприятия.

Департамент операционно-учетных  работ реализует весь комплекс задач  по открытию и закрытию лицевых счетов, выполнению кассовых операций, ведению  лицевых счетов, выполнению расчетов по поручению каждого клиента, ведению межбанковских операций, ведению бухгалтерского учета на синтетическом уровне и составлению отчетности, которая используется как самим банком (ревизия и контроллинг), так и учреждениями внешней среды (вышестоящие, налоговые и другие органы). Этот департамент выполняет следующие функции:

  • расчет и распределение доходов и налогов между бюджетами;
  • учет расчетно-платежных документов до наступления срока платежа и не оплаченных в срок;
  • обеспечение правильных и своевременных расчетов между клиентами;
  • начисление и списание процентов по текущим и расчетным счетам;
  • учет ценностей и документов на внебалансовых счетах;
  • учет срочных обязательств по ссудам;
  • депонирование средств для выдачи чековых книжек, аккредитивов и акцептов платежных поручений;
  • организация и контроль операций межфилиального оборота;
  • составление баланса.

Реализация этих функций  поддерживается работой соответствующих  отделов.

Операционный и бухгалтерский  учет в банке взаимосвязаны гораздо  более тесно, чем на промышленном предприятии, что обусловлено ежедневным составлением баланса и необходимостью поддержания в актуальном состоянии всех аналитических (лицевых) счетов. Назначение комплекса учетно-операционных работ:

  • формирование полной информации о финансовом состоянии клиентов в реальном масштабе времени;
  • ведение аналитического и синтетического учета по всем банковским операциям.

Департамент административного  управления обеспечивает работу отделов, создаваемых при дирекции (юридический  отдел, отдел кадров, ревизионный и организационный отделы), и хозяйственно-управленческих отделов (отдел информационных технологий и др.), которые входят в обычный состав управленческой структуры любого предприятия и в данной работе не рассматриваются.

В случае, если банк начинает выполнять новые операции (факторинговые, лизинговые, трастовые и др.), приведенная структура управления может быть соответствующим образом скорректирована.

Состав операций, осуществляемых банком на рынке услуг, достаточно сильно влияет на структуру управления банком.

Важнейшей функцией деятельности банка является привлечение средств  из внешней среды и размещение их с максимальной доходностью и  допустимым риском. При размещении временно свободных средств банк должен выполнять ряд требований, которые обеспечивали бы соблюдение необходимых нормативов, определенных ЦБРФ и гарантирующих его, ликвидность [5].

1.3 Банковские технологии

Несмотря на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и приемов может различаться.

Сравнивая работу различных  банков и оценивая возможность автоматизации  их деятельности, приходится констатировать практическое отсутствие унификации и  стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных участков, разнообразие в технологии документирования одноименных операций, различие форм отчетности, периодичности их представления на разных участках управления в связи со специализацией работников. Это привело к появлению на рынке большого количества программных средств, обеспечивающих частичную автоматизацию банковской деятельности. Но со временем пестрота разработок банковских информационных систем пошла на убыль, а наиболее эффективные системы стали интегрироваться и широко тиражироваться. Фирмы, имеющие разветвленную структуру и закупающие интегрированные системы, распространяют их на все свои филиалы. «Эффект массы» для некоторых систем привел к признанию их элементов стандартными.

Многообразие оказываемых  банком услуг и связанных с  ними банковских технологий, особенности  организации управления и отсутствие единой концепции автоматизации  банковской деятельности обусловили появление на нашем рынке большого количества разнообразных банковских программных продуктов различных производителей.

Использование компьютера позволяет расширить применение экономико-математических методов  в управлении, т.е. не просто ускорить обработку информации методом прямого счета, а оптимизировать некоторые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом время на обработку снижается настолько, что это сказывается на повышении оперативности проведения расчетов и, следовательно, на повышении оперативности принимаемых решений. Появляется возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.

Однако при всех преимуществах автоматизации перед банком помимо необходимости больших затрат на закупку платформы (технические средства и базовое программное обеспечение) и обучение своих специалистов возникает постоянная проблема. Она заключается в том, что желание банка обеспечить максимальную длительность эксплуатации приобретенной платформы сталкивается с тем, что любая платформа обречена на быстрое моральное старение, обусловленное устареванием оборудования, базового программного обеспечения (операционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в продукт банковской технологии. При разработке системы автоматизации могут быть реализованы два альтернативных решения.

Первое решение заключается  в том, что проектировщики разрабатывают  систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.

Второе решение предполагает предварительную реорганизацию  системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современной  концепцией организации управления и требованиями руководства учреждения.

Существующие за рубежом  консалтинговые фирмы, работающие в  этом направлении, позволяют значительно  повысить производительность труда  только за счет правильно выставленных целей и правильно организованной структуры управления. Но при этом вновь созданная структура управления должна постоянно модифицироваться, приспосабливаясь к изменениям внешней среды. Так, в теории менеджмента существует понятие клеточной системы. Организация управления предполагает наличие на предприятии постоянно меняющейся структуры управления. Элементом такой структуры является клетка, которая самостоятельно определяет направления своего развития. Получая, обрабатывая и передавая информацию вовне, клетки меняются, адаптируются к изменениям внешней среды и глобальным изменениям внутри системы. Подобием такой клетки может служить предприятие, организованное крупной фирмой и занимающееся венчурным бизнесом. Очевидно, что при этом система автоматизации должна постоянно меняться вместе с системой управления. Способностью адаптации БИС особенно важна в условиях не сложившейся банковской системы, несовершенства законодательной базы и нестабильной экономики.

Постоянные изменения, происходящие в сфере деятельности банков и затрагивающие юридическую  сферу, экономическую среду и банковские технологии, требуют от системы управления банком высокой степени адаптивности. БИС должны иметь гибкую структуру и быть открытыми системами, т.е. допускающими внесение необходимых изменений в модель в случае каких-либо перестроек в банковской сфере. Поэтому система должна быть ориентирована на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на конкретную задачу чистой автоматизации обработки банковской информации. Другими словами, система должна соблюдать принцип целевого характера управления и удовлетворять требованию открытости для легкого внесения изменений и наращивания функциональных ее возможностей по мере необходимости. Это требование реализуется на принципах строгой параметризованности автоматизируемых объектов и модульности. Главным девизом здесь должна служить ориентация системы на автоматизацию управления банковской деятельностью, а не на решение локальных функциональных задач.

Информация о работе Анализ и применение технологий работы в банковских информационных системах