Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа
Система управленческого учета предполагает взаимосвязи с планированием, контролем, анализом данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативное принятие обоснованных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.
В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Важнейшим принципом организации управленческого учета является оперативность учета затрат. Этот принцип предусматривает деление учета затрат на учет фактических затрат (прошлых, исторических) и учет затрат по системе "стандарт-кост" (или системе нормативных издержек).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………………3
ГЛАВА 1. «СТАНДАРТ-КОСТ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧЕТА, ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ…………….………………5
1.1.ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ, НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ………………………………………………………………5
1.2.УЧЕТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТ»………………………………………………………..14
1.3.СХЕМА УЧЕТНЫХ ЗАПИСЕЙ В СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТ»..21
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ВЕДОМОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ………………………………………………..29
2.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……………………………………….……….29
2.2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ВЕДОМОСТИ……………………...31
2.3. ВЕДОМОСТЬ АНАЛИЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………39
Преимуществом системы «стандарт-кост» является то, что она устраняет нежелательные расхождения в оценке издержек при ведении учета, т.е. одинаковые единицы продукта отражаются в учете по одной и той же стоимости.
Применение нормативных издержек уменьшает затраты, необходимые для ведения учета, потому что все индивидуальные данные о материале за месяц могут быть суммированы и отнесены одной про- водкой на счет «Основное производство». Таким же образом поступают с трудозатратами.
«Стандарт-кост» включает и анализ отклонений, в том числе и по альтернативным вариантам соотношения затрат и результатов деятельности. Здесь используют различные модели факторного анализа, экономико-математические методы.[4]
1.4. Схема учетных записей в системе «Стандарт-костинг»
Систему учета «Стандарт-костинг» предприятие имеет возможность организовать в соответствии с выбранной учетной политикой. Новый план счетов бухгалтерского учета позволяет применять несколько схем учета затрат на производство.
С точки зрения формирования себестоимости продукции (работ, услуг) план счетов предусматривает два варианта учета затрат на производство: традиционный и маржинальный. Однако в зависимости от способа учета выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг каждая из указанных схем может быть осуществлена в двух вариантах: с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и без использования этого счета. Таким образом, можно говорить о принципиальной возможности использования четырех вариантов построения учета затрат на производство.
Традиционный вариант учета предусматривает подразделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости продукции, работ, услуг. При этом варианте все прямые и косвенные расходы в конечном итоге отражаются на счете 20 «Основное производство». Прямые расходы списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. Расходы вспомогательных производств относятся на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», потери от брака – со счета 28 «Брак в производстве».
Суммы фактической производственной себестоимости продукции, работ, услуг переносятся с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 «Продажи».
Следует обратить внимание на то, что сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Традиционный вариант учета получил в новом плане счетов дальнейшее развитие. В системный учет введена специальная синтетическая позиция, позволяющая контролировать выпуск из производства готовой продукции и формирование издержек производства. Речь идет о счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Согласно инструкции по применению плана счетов этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявления отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости.
Следует сразу же оговориться, что применение счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не является обязательным. Он используется «по желанию» или по мере необходимости. Основное условие включения его в схему синтетического учета — наличие и использование в практике нормативной себестоимости продукции («Стандарт-костинг», нормативный учет).
Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по обычной схеме, рассмотренной выше. Однако в течение месяца фактически выпущенная и сданная на склад готовая продукция, оцененная по нормативной (плановой) себестоимости, отражается по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция». Сданные заказчикам работы и оказанные услуги регистрируются по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи».
По окончании месяца выявившаяся на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» фактическая производственная себестоимость выпущенной готовой продукции, сданных работ и оказанных услуг перечисляется с этих счетов в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». В результате на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» формируется информация о выпущенной из производства продукции, сданных работах и оказанных услугах в двух оценках: по дебету – фактическая производственная себестоимость, по кредиту – нормативная (плановая) себестоимость.[5]
На 1-е число месяца сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» выявляется отклонение фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). Результатом такого сопоставления может быть экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической, или перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой). Сумма отклонения переносится со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на счет 90 «Продажи»: экономия сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи», а перерасход списывается с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью.
Таким образом, ежемесячно счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается, и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» организуется, как правило, по видам выпускаемой продукции или по структурным подразделениям организации. В целях управления в конкретной организации могут потребоваться иные аспекты группировки информации на данном счете.
Следующий вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем. Как мы отмечали, условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 «Общепроизводственные расходы».
В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 «Общепроизводственные расходы», а затем ежемесячно переносятся на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», а в части сбытовых расходов – на счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 «Расходы на продажу» и организация учета этих затрат на счете 26 «Общехозяйственные расходы».
Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 «Продажи».
Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу», в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счетов 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».
Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета затрат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». При этом записи в части учета условно-переменных расходов делаются по аналогии с описанными выше.
Пример
ООО "Зенит" выполняет ремонтные работы. Нормативная себестоимость реализованных работ - 30 000 руб. Фактическая себестоимость ремонтных работ составила 32 000 руб. Выручка от реализации ремонтных работ составила 48 000 руб. (в том числе НДС -7322 руб ((48 000 *18)/118.).
Бухгалтер "Зенита" должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета»
КРЕДИТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
- 48 000 руб. - поступили денежные средства от заказчика;
ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
КРЕДИТ 90-1 «Продажи» , субсчет «Выручка»
- 48 000 руб. - отражена выручка от реализации ремонтных работ;
ДЕБЕТ 90-3 «Продажи», субсчет «НДС»
КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет "Расчеты по НДС"
- 7322 руб. - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
ДЕБЕТ 90-2 «Продажи», субсчет «себестоимость продаж»
КРЕДИТ 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
- 30 000 руб. - списана нормативная себестоимость ремонтных работ;
ДЕБЕТ 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
КРЕДИТ 20 «Основное производство»
- 32 000 руб. - отражена фактическая себестоимость выполненных работ;
ДЕБЕТ 90-2 «Продажи», субсчет «себестоимость продаж»
КРЕДИТ 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
- 2000 руб. (32 000 - 30 000) - списана сумма превышения фактической себестоимости ремонтных работ над их нормативной себестоимостью.
В конце месяца необходимо сделать запись:
ДЕБЕТ 90-9 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки»
8678 руб. = (48 000 - 7322 - (30 000 + 2000)) - отражена прибыль от реализации ремонтных работ.
Если наоборот нормативная себестоимость 32 000 рублей, фактическая
30 000
Сторнируем Д90.2 -К40 - 2000 -КРАСНОЕ СТОРНО
В конце месяца Д90.9-К99 (48 000-7322-(32 000 -2000)) =10678
КРАСНОЕ СТОРНО (от ит. storno - перевод счета; англ. redink entry) - бухгалтерская запись, сделанная красными чернилами для исправления ошибок в учетных регистрах путем составления дополнительной бухгалтерской проводки отрицательными числами. При подсчете итогов в регистрах числа, записанные красными чернилами, вычитаются.
Таким образом, при превышении фактической себестоимости над нормативной, прибыль от реализации ремонтных работ составит 8618 руб, а случае, когда фактическая себестоимость ниже нормативной прибыль от реализации будет больше на сумму отклонения и составит 10618 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система "стандарт-кост" позволяет планировать и контролировать затраты, а также стимулирует организации к выявлению резервов; позволяет определять размер и причины отклонений в целях своевременного устранения явлений, негативно влияющих на производственный процесс.
Данные, сформированные в системе "стандарт-кост", способствуют решению таких вопросов, как определение себестоимости единицы продукции, запасов, формирование политики продаж, оперативное выявление отклонений и контроль за затратами, бюджетное планирование, прогнозирование уровня нормативных затрат, поэтому данная система используется на производственных предприятиях.
В литературе как одно из основных преимуществ применения системы "стандарт-кост" выделяется экономия ведения учетных записей, хотя на первый взгляд может показаться, что использование стандартов требует больших затрат на их ведение по сравнению с системой учета фактических издержек. На самом деле применение нормативных затрат упрощает ведение учета, так как при использовании этой системы дополнительные затраты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты бывают незначительными, и многие нормативы применяются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие как изменения конструкции изделия, освоение нового изделия, замена машинного оборудования, вызывают необходимость их пересмотра. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы отразить влияние инфляции или других факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общепроизводственных расходов осуществляется в большинстве компаний независимо от того, применяется или нет система "стандарт-кост".
Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. При применении ее в полном объеме все данные о фактических производственных затратах замещаются их нормативными значениями. Такие счета, как "Материалы", "Основное производство", "Готовая продукция" и "Себестоимость продаж" (и по дебету, и по кредиту), ведутся с использованием нормативных затрат, а не фактически понесенных затрат. Бухгалтер ведет отдельные записи о фактических затратах. В конце учетного периода фактические данные сравниваются с их нормативными значениями.