Управленческий учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:33, курсовая работа

Краткое описание

Система управленческого учета предполагает взаимосвязи с планированием, контролем, анализом данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе необходимых для управления объектов, оперативное принятие обоснованных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.
В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Важнейшим принципом организации управленческого учета является оперативность учета затрат. Этот принцип предусматривает деление учета затрат на учет фактических затрат (прошлых, исторических) и учет затрат по системе "стандарт-кост" (или системе нормативных издержек).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………………3
ГЛАВА 1. «СТАНДАРТ-КОСТ» КАК ИНСТРУМЕНТ УЧЕТА, ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ…………….………………5
1.1.ПОНЯТИЕ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ, НОРМАТИВНЫЙ МЕТОД УЧЕТА ЗАТРАТ………………………………………………………………5
1.2.УЧЕТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПО СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТ»………………………………………………………..14
1.3.СХЕМА УЧЕТНЫХ ЗАПИСЕЙ В СИСТЕМЕ «СТАНДАРТ-КОСТ»..21
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ВЕДОМОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ………………………………………………..29
2.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ……………………………………….……….29
2.2. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ВЕДОМОСТИ……………………...31
2.3. ВЕДОМОСТЬ АНАЛИЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ………………………………………………………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

Итоговый.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

Преимуществом системы «стандарт-кост» является то, что она устраняет нежелательные расхождения в оценке издержек при ведении учета, т.е. одинаковые единицы продукта отражаются в учете по одной и той же стоимости.

Применение нормативных издержек уменьшает затраты, необходимые для ведения учета, потому что все индивидуальные данные о материале за месяц могут быть суммированы и отнесены одной про- водкой на счет «Основное производство». Таким же образом поступают с трудозатратами.

«Стандарт-кост» включает и анализ отклонений, в том числе и по альтернативным вариантам соотношения затрат и результатов деятельности. Здесь используют различные модели факторного анализа, экономико-математические методы.[4]

 

1.4. Схема учетных записей в системе «Стандарт-костинг»

Систему учета «Стандарт-костинг» предприятие имеет возможность организовать в соответствии с выбранной учетной политикой. Новый план счетов бухгалтерского учета позволяет применять несколько схем учета затрат на производство.

С точки зрения формирования себестоимости продукции (работ, услуг) план счетов предусматри­вает два варианта учета затрат на произ­водство: традиционный и маржинальный. Однако в зависимос­ти от способа учета выпущенной продукции, сданных работ и оказанных услуг каждая из указанных схем может быть осуществлена в двух вариантах: с использованием счета 40 «Выпуск про­дукции (работ, услуг)» и без использования этого счета. Таким образом, можно говорить о принципиальной возможности использования четырех вариантов построения учета затрат на производство.

Традиционный вариант учета предусматривает подразделение затрат на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости продукции, работ, услуг. При этом варианте все прямые и косвенные расходы в конечном итоге отражаются на счете 20 «Основное производство». Прямые расходы списываются на счет 20 «Основное про­изводство» с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. Расходы вспомогате­льных производств относятся на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства». Косвенные расходы переносятся на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроиз­водственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», потери от брака – со счета 28 «Брак в производстве».

Суммы фактической производственной себестои­мос­ти продукции, работ, услуг переносятся с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 «Продажи».

Следует обратить внимание на то, что сумма накопленных за месяц общехозяйственных расходов при данном варианте в полном объеме списывается со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомо­га­тель­ные производства», 29 «Обслуживающие произ­вод­ст­ва и хозяйства».

Традиционный вариант учета получил в новом плане счетов дальнейшее развитие. В системный учет введена специальная синтетиче­ская позиция, позволяющая контролировать выпуск из производства готовой продукции и формирование издержек производства. Речь идет о счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Согласно инструкции по применению плана счетов этот счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчи­кам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также выявле­ния отклонений фактической производственной себестоимости этой продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости.

Следует сразу же оговориться, что применение счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не является обязательным. Он используется «по желанию» или по мере необходимости. Основное условие включе­ния его в схему синтетического учета — наличие и использование в практике нормативной себестоимости продукции («Стандарт-костинг», нормативный учет).

Учет затрат на производство продукции (работ, услуг) ведется по обычной схеме, рассмотренной выше. Однако в течение месяца фактически выпущен­ная и сданная на склад готовая продукция, оцененная по нормативной (плановой) себестои­мости, отражается по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в корреспонденции со счетом 43 «Го­товая продукция». Сданные заказчикам работы и оказанные услуги реги­стрируются по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и де­бету счета 90 «Продажи».

По окончании месяца выявившаяся на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» фактическая производственная себестои­мость выпущенной готовой продукции, сданных работ и оказанных услуг перечисляется с этих счетов в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». В результате на счете 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» формируется информация о выпущенной из производства про­дукции, сданных работах и оказанных услугах в двух оценках: по де­бету – фактическая производственная себестоимость, по кредиту – нормативная (плановая) себестоимость.[5]

На 1-е число месяца сопоставлением дебетового и кредитового обо­ротов по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» выявляется откло­нение фактической производственной себестоимости от нормативной (плановой). Результатом такого сопоставления может быть экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактиче­ской, или перерасход, т.е. превышение фактической себестои­мос­ти над нормативной (плановой). Сумма отклонения переносится со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» на счет 90 «Продажи»: экономия сторнируется по кредиту счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и дебету счета 90 «Продажи», а перерасход списывается с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 90 «Продажи» допол­нительной записью.

Таким образом, ежемесячно счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывается, и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитиче­ский учет по счету 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» организуется, как правило, по видам выпускаемой продукции или по структурным подразделениям организации. В целях управления в конкретной организации могут потребоваться иные аспекты группировки информации на данном счете.

Следующий вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, под­счет сокращенной (частичной) производственной себесто­и­мос­ти и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.

Общий подход к организа­ции данного варианта учета заключается в следующем. Как мы отмечали, условно-переменные расходы связаны непосред­ствен­но с произ­водственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые матери­альные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологиче­ские цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социаль­ное страхование и обеспечение), производственные косвенные расхо­ды. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, кото­рые обычно отно­сятся на счет 25 «Общепроизвод­ст­венные расходы».

В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокуп­ность расходов на управление, хозяйственное обслужи­вание производ­ства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоян­ным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируют­ся по дебету счета 26 «Общехозяйствен­ные расходы».

Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные произ­водства». Косвенные условно-переменные расходы предвари­тель­но накап­ливаются на счете 25 «Общепроиз­вод­ст­вен­ные расходы», а затем ежемесяч­но переносятся на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомо­га­тель­ные производства». Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 «Общехозяйственные расхо­ды», а в части сбытовых расходов – на счете 44 «Расходы на продажу». В организациях, имеющих незначительный объем сбы­то­вых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 «Расходы на прода­жу» и организация учета этих затрат на счете 26 «Об­щехозяйственные расходы».

Суммы фактической себестоимости продукции, законченной производством и переданной на склад, относятся со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» или 90 «Продажи».

Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 «Общехозяйст­венные расходы» и 44 «Расходы на продажу», в конце каждого отчетно­го периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 «Продажи» и креди­ту счетов 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».

Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета за­трат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». При этом записи в части учета условно-переменных расходов делаются по аналогии с описанными выше.

Пример
ООО "Зенит" выполняет ремонтные работы. Нормативная себестоимость реализованных работ - 30 000 руб. Фактическая себестоимость ремонтных работ составила 32 000 руб. Выручка от реализации ремонтных работ составила 48 000 руб. (в том числе НДС -7322 руб ((48 000 *18)/118.).
Бухгалтер "Зенита" должен сделать проводки:
 

ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета»

КРЕДИТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

- 48 000 руб. - поступили денежные средства от заказчика;

ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
КРЕДИТ 90-1 «Продажи» , субсчет «Выручка»

- 48 000 руб. - отражена выручка от реализации ремонтных работ;

ДЕБЕТ 90-3 «Продажи», субсчет «НДС»

КРЕДИТ 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет "Расчеты по НДС"

- 7322 руб. - начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 90-2 «Продажи», субсчет «себестоимость продаж»

КРЕДИТ 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

- 30 000 руб. - списана нормативная себестоимость ремонтных работ;

ДЕБЕТ 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
КРЕДИТ 20 «Основное производство»

- 32 000 руб. - отражена фактическая себестоимость выполненных работ;

ДЕБЕТ 90-2 «Продажи», субсчет «себестоимость продаж»

КРЕДИТ 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»

- 2000 руб. (32 000 - 30 000) - списана сумма превышения фактической себестоимости ремонтных работ над их нормативной себестоимостью.
В конце месяца необходимо сделать запись:


ДЕБЕТ 90-9 «Продажи», субсчет «Прибыль/убыток от продаж»

КРЕДИТ 99 «Прибыли и убытки»

8678 руб. = (48 000 - 7322 - (30 000 + 2000)) - отражена прибыль от реализации ремонтных работ.

Если наоборот нормативная себестоимость 32 000 рублей, фактическая

30 000

Сторнируем Д90.2 -К40 - 2000 -КРАСНОЕ СТОРНО
В конце месяца Д90.9-К99 (48 000-7322-(32 000 -2000)) =10678

КРАСНОЕ СТОРНО (от ит. storno - перевод счета; англ. redink entry) - бухгалтерская запись, сделанная красными чернилами для исправления ошибок в учетных регистрах путем составления дополнительной бухгалтерской проводки отрицательными числами. При подсчете итогов в регистрах числа, записанные красными чернилами, вычитаются.

Таким образом, при превышении фактической себестоимости над нормативной, прибыль от реализации ремонтных работ составит 8618 руб, а случае, когда фактическая себестоимость ниже нормативной прибыль от реализации будет больше на сумму отклонения и составит 10618 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система "стандарт-кост" позволяет планировать и контролировать затраты, а также стимулирует организации к выявлению резервов; позволяет определять размер и причины отклонений в целях своевременного устранения явлений, негативно влияющих на производственный процесс.
Данные, сформированные в системе "стандарт-кост", способствуют решению таких вопросов, как определение себестоимости единицы продукции, запасов, формирование политики продаж, оперативное выявление отклонений и контроль за затратами, бюджетное планирование, прогнозирование уровня нормативных затрат, поэтому данная система используется на производственных предприятиях.

В литературе как одно из основных преимуществ применения системы "стандарт-кост" выделяется экономия ведения учетных записей, хотя на первый взгляд может показаться, что использование стандартов требует больших затрат на их ведение по сравнению с системой учета фактических издержек. На самом деле применение нормативных затрат упрощает ведение учета, так как при использовании этой системы дополнительные затраты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты бывают незначительными, и многие нормативы применяются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие как изменения конструкции изделия, освоение нового изделия, замена машинного оборудования, вызывают необходимость их пересмотра. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы отразить влияние инфляции или других факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общепроизводственных расходов осуществляется в большинстве компаний независимо от того, применяется или нет система "стандарт-кост".
              Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. При применении ее в полном объеме все данные о фактических производственных затратах замещаются их нормативными значениями. Такие счета, как "Материалы", "Основное производство", "Готовая продукция" и "Себестоимость продаж" (и по дебету, и по кредиту), ведутся с использованием нормативных затрат, а не фактически понесенных затрат. Бухгалтер ведет отдельные записи о фактических затратах. В конце учетного периода фактические данные сравниваются с их нормативными значениями.

Информация о работе Управленческий учет