Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:02, дипломная работа
Управление компанией является непростой задачей, тем более в нынешних условиях кризиса. В такой ситуации необходимо своевременно (ежедневно, ежечасно) получать информацию для принятия управленческих решений. От этого зависит эффективность деятельности, а в настоящее время и жизнеспособность компании. Эффективная работа современного предприятия невозможна без хорошо налаженной системы управленческого учета и отчетности на всех уровнях управления.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА 6
1.1. Место управленческого учета в системе управления организации 6
1.2. Элементы организации управленческого учета 11
1.3. Особенности предприятий сельского хозяйства, влияющие на постановку управленческого учета 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «КЛУБ ОХОТНИКОВ». 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Клуб Охотников». 29
2.2.Оценка состояния учета и контроля затрат на производство продукции. 35
2.3 Анализ доходности продукции, работ, услуг. 59
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ ЗАО «КЛУБ ОХОТНИКОВ» 63
3.1 Рекомендации по выделению объектов калькулирования доходов и затрат. 63
3.2 Рекомендации по анализу носителей затрат и повышению качества информационной базы управления. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
Основой любого бизнес-процесса является планирование и контроль. При формировании бюджета текущей деятельности организации ключевыми элементами являются бюджеты:
-продаж;
- производства;
- закупок;
- использования сырья и материалов;
- прямых затрат на оплату труд;
- косвенных производственных, коммерческих, управленческих и прочих расходов;
Одной из важнейших задач, решаемых в блоке "Бюджетирование и контроль затрат и результатов" в процессе комплексного финансового планирования, является определение перечня необходимых счетов учета хозяйственных процессов с аналитическими признаками. Аналитическая база управленческого учета имеющихся у организации ресурсов, их состояния и доступности введения в производство непосредственно используется при разработке бюджетов текущей операционной деятельности на предстоящий период, финансовых и инвестиционных бюджетов. С другой стороны, бюджет - это инструмент координации и контроля деятельности подразделений организации, измеритель успешности этой деятельности. В данном контексте в функции управленческого учета входит организация внутренних потоков информации, в том числе и системы внутренней отчетности по центрам ответственности.
Блок
"Учетно-аналитическое
-
выявления областей
- формирования ценовой политики организации;
-
формирования ассортиментной
-
оценки рентабельности
-
оценки эффективности
Управленческий
учет призван формировать обширную
информацию для обеспечения управленческих
решений, причем в объемах, не присущих
финансовому учету. В свою очередь,
вопрос о необходимости построения
такой учетной подсистемы, как управленческий
учет, относится к вопросу экономической
целесообразности, поскольку в ряде случаев
неизбежным является дублирование функций
в обеих подсистемах, что сопряжено с дополнительными
затратами.
1.2. Элементы организации
управленческого учета
Для успешной организации управленческого учета в зависимости от отраслевых особенностей производства и целевой установки прежде всего необходима экономически обоснованная классификация затрат.
Это позволяет определить и сформировать: места возникновения затрат; центры ответственности; носители затрат.
Затем необходим наиболее приемлемый вариант, по которому будет организован управленческий учет. На предприятиях возможны четыре варианта организации управленческого учета.2
При первом варианте управленческий учет полностью выделяется из финансового посредством ведения специальных отражающих, зеркальных счетов. Для учета затрат и результатов используются синтетические счета и субсчета первого порядка, а также аналитические счета. При первом варианте специальный счет, связывающий финансовый учет с управленческим, ведется в управленческой бухгалтерии, а при втором варианте - в финансовой.
При
втором варианте управленческий учет
по отношению к финансовому
При третьем варианте управленческий учет не ведется, а учет затрат по их носителям для исчисления себестоимости продукции осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. При третьем варианте ведение управленческого учета осуществляется оперативным путем, т.е. вне системы бухгалтерского учета. Этот вариант предполагает синтетический учет затрат по укрупненным статьям в единой финансовой и управленческой бухгалтерии на основе учета затрат в разрезе экономических элементов.
При
четвертом варианте управленческий
учет отсутствует, а учет производственных
затрат осуществляется в системе
финансового учета. Четвертый вариант
организации управленческого
Рис.
2 Схема системы управленческого
учета организации
Схема системы управленческого учета в общем виде представлена на рисунке 2.
Система
управленческого учета
1) Финансовая структура предприятия, которая представляет собой совокупность центров финансовой ответственности.
Отдельные компании, структурные подразделения, службы, цеха, отделы или группы являются центрами финансовой ответственности. Их руководители несут ответственность за конкретные участки работ, поэтому такая структурная единица может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций и т.д.
2) Управленческая отчетность
Для каждого центра ответственности необходимо разработать показатели, характеризующие эффективность его деятельности, регламент сбора, обработки и хранения полученной информации, а также формы управленческой отчетности, в которые будут заноситься все данные.
Состав, содержание и формы управленческой отчетности необходимо разрабатывать с учетом следующих принципов:
- релевантности (управленческая отчетность должна быть полезной для принятия конкретных управленческих решений, а не просто информировать о тех или иных аспектах деятельности компании);
- оперативности;
- адресности (отчетность должна представляться конкретным менеджерам в соответствии с их положением в иерархии управления);
- достаточности (информации в отчетности должно быть достаточно для принятия управленческих решений на соответствующем уровне, в то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание руководителей на несущественные или не относящиеся к делу сведения);
- аналитичности (управленческая отчетность должна предполагать возможность проведения последующего анализа с минимальными затратами времени);
- понятности;
- достоверности;
- сопоставимости (сопоставимость управленческой отчетности дает пользователям возможность выявить сходства и различия данных, представленных в нескольких пакетах отчетности). Сопоставимость достигается за счет использования одинаковых принципов учета в схожих сделках и условиях.
Как показывает практика ведения управленческого учета на российских предприятиях, всю управленческую отчетность можно разбить на три блока:
1)
управленческая отчетность о
финансовом положении,
2) управленческая отчетность по ключевым показателям деятельности;
3)
управленческая отчетность об
исполнении бюджетов
3) Классификаторы и кодификаторы управленческого учета.
Классификаторы
управленческого учета
- виды производимой продукции, оказываемых работ и услуг;
- виды доходов;
- центры финансовой ответственности;
- места возникновения затрат;
- виды (экономические элементы) затрат;
- статьи калькуляции;
- виды активов;
- виды обязательств;
- виды собственного капитала;
- проекты;
- направления инвестиций;
- основные и вспомогательные бизнес-процессы;
- типы клиентов;
- категории персонала.
Внутри каждого классификатора вводится сквозная нумерация, если есть необходимость детализировать объекты учета, можно использовать многоуровневую структуру кода.
При необходимости в классификаторе можно использовать пятизначный код, разбив каждый из элементов затрат на подэлементы, например, в статье затрат "Покупные сырье и материалы" с кодом 101 - подстатьи 10101 "Топливо", 10102 "Основные материалы", 10103 "Вспомогательные материалы" и т.д.4
Классификаторы
и кодификаторы играют важную роль
и при автоматизации
4) Методы управленческого
учета затрат и
калькулирования себестоимости продукции.
В управленческом учете используются различные методы учета затрат, которые зависят от объектов учета, полноты включения затрат в себестоимость продукции и их управленческой интерпретации.
Методы учета затрат в зависимости от объектов учета:
- Учет затрат по экономическим элементам (то есть по видам используемых ресурсов) подразумевает учет по таким элементам, как расходы на оплату труда (все расходы на оплату труда независимо от места их возникновения), материальные затраты, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств и т.д. Использование этого метода позволяет наиболее точно рассчитать затраты на каждый вид ресурсов по предприятию в целом.
- Учет затрат по местам возникновения означает группировку затрат по структурным подразделениям предприятия. Такой метод применяется для учета внутризаводского оборота, формирования контрольных показателей деятельности подразделений, определения потребности подразделения в ресурсах.
- Учет затрат по статьям калькуляции (то есть по целевому назначению затрат) предполагает распределение расходов по определенным статьям затрат, перечень которых устанавливается непосредственно на предприятии исходя из его потребностей в детализации управленческой информации (например, оплата труда как статья затрат может входить в общепроизводственные, общехозяйственные и в коммерческие расходы). Группировка затрат по статьям калькуляции предназначена для определения плановой и фактической себестоимости отдельных видов продукции и всей продукции предприятия в разрезе калькуляционных статей.
Информация о работе Управленческий учет на предприятиях сельского хозяйства