Управленческий баланс: сущность, роль и значение в принятии управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:42, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая курсовая работа выполнена с целью показать значение и особенности управленческого баланса, как основного источника информации для принятия управленческих решений. Управленческий баланс составлен по документам ОАО «Оренбургское ХПП». Для того чтобы достичь поставленной цели, в ходе работы были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность и значение управленческого баланса;
- проведен анализ организационной структуры предприятия, выбранного в качестве объекта изучения;
- оценены основные экономические показатели ОАО «Оренбургское ХПП»;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1Роль и значение управленческого баланса для принятия управленческих решений………………………………………………………5
1.1Сущность моделирования баланса для управленческих целей…………..5
1.2Значение и форма управленческого баланса……………………………..13
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургское ХПП»……………………………………………………………………………20
Глава 3 Построение управленческого баланса на основе бухгалтерского баланса ОАО «Оренбургское ХПП»…………………………………………..28
3.1 Методика построения модели управленческого баланса в ОАО «Оренбургское ХПП»…………………………………………………………..28
3.2 Анализ управленческого баланса ОАО «Оренбургское ХПП»………….30
Заключение……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………..38

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

При формировании управленческого баланса можно выделить четвертый раздел «Долгосрочные обязательства», в котором показываются отложенные налоговые обязательства и непогашенные суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов, отражаемых в бухгалтерском учете на счете 67.

В пятом разделе управленческого баланса «Краткосрочные обязательства» выделяют статью «Займы и кредиты», в которой рассчитывается сумма на начало периода непогашенных краткосрочных кредитов и займов (на срок не более 12 месяцев) и прироста денежной массы, планируемой в результате операции привлечения средств с учетом причитающихся к уплате процентов и погашения.

По статье «Кредиторская задолженность» рассчитывается величина кредиторской задолженности организации, представляющая собой задолженность предприятия по выполнению взятых на себя обязательств по следующим статьям:

- поставщики и подрядчики - приводится сумма задолженности организации поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги;

- задолженность перед персоналом предприятия - показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда;

- задолженность по налогам и сборам - отражается сумма задолженности по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами;

- прочие кредиторы - определяется задолженность организации перед дочерними и зависимыми обществами, по платежам по обязательному и добровольному страхованию, задолженность перед подотчетными лицами, сумма арендных обязательств и др.[17]

 Также возможно выделяется сумма налога на добавленную стоимость по отгруженным, но не оплаченным товарно-материальным ценностям.

По статье «Задолженность перед учредителями» приводится сумма задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям, облигациям в пользу ее участников, представляющая собой кредитовый остаток по счету 75.

В данном разделе также могут планироваться: величина доходов будущих периодов (полученные доходы, относящиеся к следующим периодам), резервы предстоящих расходов (состояние зарезервированных сумм для равномерного включения расходов в затраты на производство и продажу) и прочие краткосрочные обязательства.

При подготовке прогнозного управленческого баланса можно вводить дополнительные статьи, но необходимо учитывать взаимосвязь статей бюджета. При этом одни статьи непосредственно зависят от будущей финансово-хозяйственной деятельности и изменяются в результате моделирования и корректировки бюджета, а другие - определяются на начало и остаются неизменными в течение всего бюджетного периода.

Необходимость согласованного пересчета общего бюджета предприятия, составной частью которого является управленческий баланс, обусловлена связью бюджетных форм и позволяет проверить корректность плановой информации, рассчитать финансовые коэффициенты, определить неблагоприятные условия, выявить и оценить будущие активы и обязательства.[20]

 

                1.2 Значение и форма управленческого баланса

 

Необходимость использования управленческого баланса для принятия управленческих решений заключается в задачах его составления.

1. Задача управления  активами и обязательствами 

 Баланс показывает, куда  вложены средства, взятые у поставщиков  капитала (акционеров, кредиторов), а  также кто ими управляет. Добавив  к анализу отчет о прибылях и убытках, можно также оценить эффективность управления и сравнить получаемую отдачу со стоимостью капитала.

 Элементы баланса  порождают будущие денежные потоки. Без использования баланса проблематично  составить план денежных потоков.

2. Задача прогнозирования финансового состояния. Такая потребность есть как у менеджмента, так и у кредиторов. Кредиторы, особенно в последнее время, очень внимательно следят за финансовым состоянием заемщиков, устанавливая соответствующие ковенанты. Предприятие, которая способна управлять балансом, в том числе качественно планировать его показатели, имеет гораздо меньше рисков получить проблемы с кредиторами

3. Задача балансировки. Наличие управленческого баланса позволяет использовать в бюджетной системе двойную запись, которая дает гарантию, что бюджет сбалансирован и ничего не потерялось. Например, если планируемая оплата меньше закупки, в балансе появится обязательство — кредиторская задолженность. [22]

Форма баланса должна позволять эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если последние две задачи не предъявляют значимых требований к форме, для эффективного решения первой структура баланса должна отвечать следующим требованиям.

1. Прозрачная связь с  другими формами отчетности. Необходимо, чтобы пользователь смог увидеть взаимосвязь элементов баланса и других форм отчетности - отчет о доходах и расходах (ОДР), отчет о движении денежных средств (ОДДС), не прибегая к сложным вычислениям.

2. Удобство разделения  на объекты управления. Структура  баланса должна просто и удобно разделяться на объекты управления - виды деятельности и центры ответственности.

3. Поддержка управления  эффективностью. Баланс должен позволять  управлять эффективностью вложенного  капитала. [26]

Бухгалтерский баланс как управленческий - можно, но неэффективно

В теории управленческого учета наработано множество подходов к отчетности о прибылях и убытках и сейчас мало кто станет использовать для целей управления непосредственно бухгалтерский отчет. При этом в том, что касается бухгалтерского баланса, классические модели управленческого формата отчетности отсутствуют.

Поэтому если предприятие чувствует необходимость управлять балансом, приходится брать бухгалтерский баланс (неважно, по российским или международным стандартам) и пытаться его доработать - например, расширить аналитику. Это было бы не так страшно, если бы структура бухгалтерского баланса могла в принципе подходить для целей управления.

К сожалению, это не так. Проблема в том, что структура бухгалтерского баланса оптимизирована под потребности внешних пользователей и заточена в первую очередь на оценку рисков (ликвидности, платежеспособности).

При этом уже и внешних пользователей такая структура перестает удовлетворять, что породило проект по реформированию МСФО в части форматов представления отчетности.

Даже если просто формально проанализировать приведенные выше требования, легко убедиться, что бухгалтерский баланс им не удовлетворяет.

Отсутствует простая, интуитивно понятная связь с другими формами, в первую очередь ОДДС. Для того чтобы перейти от баланса к ОДДС, необходимо построить целую систему формул, причем опирающихся не на разделы, а на отдельные строки. Это серьезно затрудняет анализ и делает практически невозможным понимание связей для нефинансовых менеджеров.

Отсутствует возможность легко «разломить» баланс на центры ответственности, виды деятельности, поскольку его разделы слабо связаны с объектами управления. Для разделения по объектам управления всегда приходится «крошить» его по статьям, что также не добавляет прозрачности.

Все это приводит к тому, что управленческий баланс, построенный по форме бухгалтерского, остается чужеродным элементом в системе управленческой отчетности, понятным только продвинутой части финансистов. [31]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургское ХПП»

 

Открытое акционерное общество «Оренбургское хлебоприемное предприятие», сокращенное наименование предприятия: ОАО «Оренбургское ХПП» находится по адресу: 460050, г. Оренбург, переулок Связной, д.12.

ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 года № 721 и зарегистрировано Администрацией Промышленного района г. Оренбурга от 15.04.1994 года под № 465-п. Основной государственный регистрационный номер: 1025601717723.

Общество имеет следующие обособленные подразделения:

  1. Степной хлебопункт (КПП 560932001), г. Оренбург, Шарлыкское шоссе, д. 16;
  2. Илекский подпункт (КПП 562902001), Оренбургская область, Илекский район, с. Илек, Красная площадь, д. 3(передано в аренду по договору № 119/09 от 01.01.2009г. ООО «Затонное» Илекского района).
  3. Беляевский подпункт (КПП 562303001), Оренбургская область, Беляевский район, с.Беляевка, ул. Школьная, д. 1а (передано в аренду по договору № 120/09 от 01.01.2009г. ОАО «Беляевская МТС «Нива»).
  4. Магазин № 1 (КПП 561145001), г. Оренбург, ул.Пролетарская, д. 155а.
  5. Магазин № 4 (КПП 561145004), г. Оренбург, ул. Новая, 16/1.

Обособленные подразделения «Магазин № 3» (КПП 561145003), «Магазин № 2» (КПП 561145002) сняты с учета 30.04.2010г.

Обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не обладают правами юридического лица. Все первичные учетные документы передаются обособленными подразделениями для их учета в Головную организацию, и учет осуществляется в централизованной форме, в центральной бухгалтерии.

Среднесписочная численность работающих в ХПП составила 244 человека.

Основными видами текущей деятельности Общества являются:

  1. Приемка, хранение, отпуск, сушка, подработка зерна.
  2. Закуп и реализация зерна, продуктов его переработки.
  3. Производство потребительских товаров: муки пшеничной, ржаной, крупы(пшено, гречка), масло подсолнечное.
  4. Продукция животноводства: кормосмесь.
  5. Нарезка рифлей валов.
  6. Производство металлоконструкций, гвоздей, перемотка электродвигателей.
  7. Транспортные перевозки.
  8. Производство кондитерских изделий.
  9. Оптовая и розничная торговля продуктами народного потребления.
  10. Услуги  автосервиса по ремонту, техническому обслуживанию автомобилей.
  11. Услуги общественного питания.

            

    Органами управления общества являются:

          -          общее собрание акционеров;

  • совет директоров

-        генеральный  директор

            -        наблюдательный совет

В совет директоров ОАО «Оренбургское ХПП» входят следующие лица:

    1. Подчиненов Александр Викторович (председатель собрания).
    2. Розинов Василий Самойлович (член совета директоров).
    3. Михайленко Николай Николаевич (член совета директоров).
    4. Клочков Дмитрий Вячеславович (член совета директоров).
    5. Розинов Иван Васильевич (член совета директоров).

Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества.   В его компетенцию входит:

-внесение изменений и дополнений в устав Общества или утверждение устава новой редакции;

-изменение размера уставного фонда;

-определение организационной структуры и правил процедуры Общества, порядки ведения Общего собрания акционеров;

-ежегодное избрание членов Наблюдательного совета и ревизионной комиссии досрочное прекращение их полномочий;

-определение основных направлений деятельности Общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;

-оценка вкладов, внесенных в уставный фонд Общества в неденежной форме;

-участие Общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах иных объединениях коммерческих организаций;

-утверждение годовых отчетов Общества, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Общества и распределение его прибыли и убытков;

-утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределения прибыли и покрытия убытков, утверждение размера дивидендов и срока их выплаты;

-принятие решения о совершении сделок с основными средствами и прочими внеоборотными активами Общества (в т. ч. их списании, залоге, сдаче в аренду и лизинг стоимость которых превышает 40% балансовой стоимости активов Общества;

-определение условий вознаграждения членам Наблюдательного совета ревизионной комиссии;

-принятие решения о прекращении деятельности Общества и его реорганизации назначение ликвидационной комиссии, утверждение ее отчета и ликвидационного баланса.

    Один раз в год проводится годовое общее собрание акционеров. Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью общества в период между общими собраниями акционеров и не реже одного раза в три месяца заслушивает отчет генерального директора об итогах финансово-хозяйственной деятельности общества.

   Полномочия Наблюдательного  совета:

-Организует выполнение решений Общего собрания акционеров.

нанимает и освобождает от должности генерального директора, согласовывает назначение и освобождение от должности других членов Дирекции, также условия их контрактов;

-утверждает смету (норматив) расходов на содержание органов управления и контроля общества, в том числе на обучение и повышение квалификации членов Наблюдательного совета, ревизионной комиссии и Дирекции;

-принимает решение о совершении сделок с основными средствами и прочими внеоборотными активами Общества (в т. ч. их списании, залоге, сдаче в аренду и лизинг и др.), стоимость которых составляет от 2% до 40% балансовой стоимости активов Общества, а также согласовывает кредитные договоры на сумму свыше 10% стоимости активов Общества;

-утверждает договоры сдачи в аренду непроизводственных зданий и помещений на срок свыше одного года;

-утверждает цену покупки акций Обществом у его акционеров и цену продажи выкупленных Обществом акций;

Информация о работе Управленческий баланс: сущность, роль и значение в принятии управленческих решений