Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:42, курсовая работа
Настоящая курсовая работа выполнена с целью показать значение и особенности управленческого баланса, как основного источника информации для принятия управленческих решений. Управленческий баланс составлен по документам ОАО «Оренбургское ХПП». Для того чтобы достичь поставленной цели, в ходе работы были решены следующие задачи:
- раскрыта сущность и значение управленческого баланса;
- проведен анализ организационной структуры предприятия, выбранного в качестве объекта изучения;
- оценены основные экономические показатели ОАО «Оренбургское ХПП»;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1Роль и значение управленческого баланса для принятия управленческих решений………………………………………………………5
1.1Сущность моделирования баланса для управленческих целей…………..5
1.2Значение и форма управленческого баланса……………………………..13
Глава 2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургское ХПП»……………………………………………………………………………20
Глава 3 Построение управленческого баланса на основе бухгалтерского баланса ОАО «Оренбургское ХПП»…………………………………………..28
3.1 Методика построения модели управленческого баланса в ОАО «Оренбургское ХПП»…………………………………………………………..28
3.2 Анализ управленческого баланса ОАО «Оренбургское ХПП»………….30
Заключение……………………………………………………………………....37
Список использованной литературы…………………………………………..38
При формировании управленческого баланса можно выделить четвертый раздел «Долгосрочные обязательства», в котором показываются отложенные налоговые обязательства и непогашенные суммы полученных организацией долгосрочных кредитов и займов, отражаемых в бухгалтерском учете на счете 67.
В пятом разделе управленческого баланса «Краткосрочные обязательства» выделяют статью «Займы и кредиты», в которой рассчитывается сумма на начало периода непогашенных краткосрочных кредитов и займов (на срок не более 12 месяцев) и прироста денежной массы, планируемой в результате операции привлечения средств с учетом причитающихся к уплате процентов и погашения.
По статье «Кредиторская задолженность» рассчитывается величина кредиторской задолженности организации, представляющая собой задолженность предприятия по выполнению взятых на себя обязательств по следующим статьям:
- поставщики и подрядчики - приводится сумма задолженности организации поставщикам, подрядчикам за поступившие материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги;
- задолженность перед персоналом предприятия - показываются начисленные, но еще не выплаченные суммы оплаты труда;
- задолженность по налогам и сборам - отражается сумма задолженности по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами;
- прочие кредиторы - определяется задолженность организации перед дочерними и зависимыми обществами, по платежам по обязательному и добровольному страхованию, задолженность перед подотчетными лицами, сумма арендных обязательств и др.[17]
Также возможно выделяется сумма налога на добавленную стоимость по отгруженным, но не оплаченным товарно-материальным ценностям.
По статье «Задолженность перед учредителями» приводится сумма задолженности организации по причитающимся к выплате дивидендам, процентам по акциям, облигациям в пользу ее участников, представляющая собой кредитовый остаток по счету 75.
В данном разделе также могут планироваться: величина доходов будущих периодов (полученные доходы, относящиеся к следующим периодам), резервы предстоящих расходов (состояние зарезервированных сумм для равномерного включения расходов в затраты на производство и продажу) и прочие краткосрочные обязательства.
При подготовке прогнозного управленческого баланса можно вводить дополнительные статьи, но необходимо учитывать взаимосвязь статей бюджета. При этом одни статьи непосредственно зависят от будущей финансово-хозяйственной деятельности и изменяются в результате моделирования и корректировки бюджета, а другие - определяются на начало и остаются неизменными в течение всего бюджетного периода.
Необходимость согласованного пересчета общего бюджета предприятия, составной частью которого является управленческий баланс, обусловлена связью бюджетных форм и позволяет проверить корректность плановой информации, рассчитать финансовые коэффициенты, определить неблагоприятные условия, выявить и оценить будущие активы и обязательства.[20]
1.2 Значение и форма управленческого баланса
Необходимость использования управленческого баланса для принятия управленческих решений заключается в задачах его составления.
1. Задача управления активами и обязательствами
Баланс показывает, куда вложены средства, взятые у поставщиков капитала (акционеров, кредиторов), а также кто ими управляет. Добавив к анализу отчет о прибылях и убытках, можно также оценить эффективность управления и сравнить получаемую отдачу со стоимостью капитала.
Элементы баланса
порождают будущие денежные
2. Задача прогнозирования финансового состояния. Такая потребность есть как у менеджмента, так и у кредиторов. Кредиторы, особенно в последнее время, очень внимательно следят за финансовым состоянием заемщиков, устанавливая соответствующие ковенанты. Предприятие, которая способна управлять балансом, в том числе качественно планировать его показатели, имеет гораздо меньше рисков получить проблемы с кредиторами
3. Задача балансировки. Наличие управленческого баланса позволяет использовать в бюджетной системе двойную запись, которая дает гарантию, что бюджет сбалансирован и ничего не потерялось. Например, если планируемая оплата меньше закупки, в балансе появится обязательство — кредиторская задолженность. [22]
Форма баланса должна позволять эффективно решать стоящие перед ним задачи. Если последние две задачи не предъявляют значимых требований к форме, для эффективного решения первой структура баланса должна отвечать следующим требованиям.
1. Прозрачная связь с другими формами отчетности. Необходимо, чтобы пользователь смог увидеть взаимосвязь элементов баланса и других форм отчетности - отчет о доходах и расходах (ОДР), отчет о движении денежных средств (ОДДС), не прибегая к сложным вычислениям.
2. Удобство разделения на объекты управления. Структура баланса должна просто и удобно разделяться на объекты управления - виды деятельности и центры ответственности.
3. Поддержка управления
эффективностью. Баланс должен позволять
управлять эффективностью
Бухгалтерский баланс как управленческий - можно, но неэффективно
В теории управленческого учета наработано множество подходов к отчетности о прибылях и убытках и сейчас мало кто станет использовать для целей управления непосредственно бухгалтерский отчет. При этом в том, что касается бухгалтерского баланса, классические модели управленческого формата отчетности отсутствуют.
Поэтому если предприятие чувствует необходимость управлять балансом, приходится брать бухгалтерский баланс (неважно, по российским или международным стандартам) и пытаться его доработать - например, расширить аналитику. Это было бы не так страшно, если бы структура бухгалтерского баланса могла в принципе подходить для целей управления.
К сожалению, это не так. Проблема в том, что структура бухгалтерского баланса оптимизирована под потребности внешних пользователей и заточена в первую очередь на оценку рисков (ликвидности, платежеспособности).
При этом уже и внешних пользователей такая структура перестает удовлетворять, что породило проект по реформированию МСФО в части форматов представления отчетности.
Даже если просто формально проанализировать приведенные выше требования, легко убедиться, что бухгалтерский баланс им не удовлетворяет.
Отсутствует простая, интуитивно понятная связь с другими формами, в первую очередь ОДДС. Для того чтобы перейти от баланса к ОДДС, необходимо построить целую систему формул, причем опирающихся не на разделы, а на отдельные строки. Это серьезно затрудняет анализ и делает практически невозможным понимание связей для нефинансовых менеджеров.
Отсутствует возможность легко «разломить» баланс на центры ответственности, виды деятельности, поскольку его разделы слабо связаны с объектами управления. Для разделения по объектам управления всегда приходится «крошить» его по статьям, что также не добавляет прозрачности.
Все это приводит к тому, что управленческий баланс, построенный по форме бухгалтерского, остается чужеродным элементом в системе управленческой отчетности, понятным только продвинутой части финансистов. [31]
ГЛАВА 2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Оренбургское ХПП»
Открытое акционерное общество «Оренбургское хлебоприемное предприятие», сокращенное наименование предприятия: ОАО «Оренбургское ХПП» находится по адресу: 460050, г. Оренбург, переулок Связной, д.12.
ОАО «Оренбургское хлебоприемное предприятие» учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 года № 721 и зарегистрировано Администрацией Промышленного района г. Оренбурга от 15.04.1994 года под № 465-п. Основной государственный регистрационный номер: 1025601717723.
Общество имеет следующие обособленные подразделения:
Обособленные подразделения «Магазин № 3» (КПП 561145003), «Магазин № 2» (КПП 561145002) сняты с учета 30.04.2010г.
Обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не обладают правами юридического лица. Все первичные учетные документы передаются обособленными подразделениями для их учета в Головную организацию, и учет осуществляется в централизованной форме, в центральной бухгалтерии.
Среднесписочная численность работающих в ХПП составила 244 человека.
Основными видами текущей деятельности Общества являются:
Органами управления общества являются:
- общее собрание акционеров;
- генеральный директор
- наблюдательный совет
В совет директоров ОАО «Оренбургское ХПП» входят следующие лица:
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества. В его компетенцию входит:
-внесение изменений и дополнений в устав Общества или утверждение устава новой редакции;
-изменение размера уставного фонда;
-определение организационной структуры и правил процедуры Общества, порядки ведения Общего собрания акционеров;
-ежегодное избрание членов Наблюдательного совета и ревизионной комиссии досрочное прекращение их полномочий;
-определение основных направлений деятельности Общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;
-оценка вкладов, внесенных в уставный фонд Общества в неденежной форме;
-участие Общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах иных объединениях коммерческих организаций;
-утверждение годовых отчетов Общества, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков Общества и распределение его прибыли и убытков;
-утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределения прибыли и покрытия убытков, утверждение размера дивидендов и срока их выплаты;
-принятие решения о совершении сделок с основными средствами и прочими внеоборотными активами Общества (в т. ч. их списании, залоге, сдаче в аренду и лизинг стоимость которых превышает 40% балансовой стоимости активов Общества;
-определение условий вознаграждения членам Наблюдательного совета ревизионной комиссии;
-принятие решения о прекращении деятельности Общества и его реорганизации назначение ликвидационной комиссии, утверждение ее отчета и ликвидационного баланса.
Один раз в год проводится годовое общее собрание акционеров. Наблюдательный совет осуществляет руководство деятельностью общества в период между общими собраниями акционеров и не реже одного раза в три месяца заслушивает отчет генерального директора об итогах финансово-хозяйственной деятельности общества.
Полномочия Наблюдательного совета:
-Организует выполнение решений Общего собрания акционеров.
нанимает и освобождает от должности генерального директора, согласовывает назначение и освобождение от должности других членов Дирекции, также условия их контрактов;
-утверждает смету (норматив) расходов на содержание органов управления и контроля общества, в том числе на обучение и повышение квалификации членов Наблюдательного совета, ревизионной комиссии и Дирекции;
-принимает решение о совершении сделок с основными средствами и прочими внеоборотными активами Общества (в т. ч. их списании, залоге, сдаче в аренду и лизинг и др.), стоимость которых составляет от 2% до 40% балансовой стоимости активов Общества, а также согласовывает кредитные договоры на сумму свыше 10% стоимости активов Общества;
-утверждает договоры сдачи в аренду непроизводственных зданий и помещений на срок свыше одного года;
-утверждает цену покупки акций Обществом у его акционеров и цену продажи выкупленных Обществом акций;