Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 07:35, курсовая работа
Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Эти изменения в значительной степени обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.
ВЕДЕНИЕ . 3
1. Учетная политика для целей финансового учета . . 4
1.1. Общие требования к формированию учетной политики . 4
1.2. Формирование учетной политики . . . . . 6
1.3. Допущения и требования при формировании учетной политики 7
2. Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики 9
2.1. Важнейшие элементы учетной политики . . . . 9
2.2. Изменение учетной политики . . 18
3.Учетная политика для целей налогового учета . . 20
3.1. Общие положения . . . . . . . . 20
3.2.1. Организационные аспекты . . . . . . 21
3.2.2. Методологические аспекты . . . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .
1.3. Допущения и требования при формировании учетной политики.
Допущение имущественной обособленности – активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
Допущение непрерывности деятельности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
Допущение последовательности применения учетной политики – принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
Требование своевременности – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;
Требование осмотрительности – большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
Требование приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйственной деятельности;
Требование непротиворечивости – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
Требование рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
2. Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики.
2.1
Важнейшие элементы учетной
Элементами
формируемой в организации
Рабочий План счетов бухгалтерского учета. В соответствии с требованиям Приказов Минфина России от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" и от 29 декабря 2000 года №123н "О неприменении на территории Российской Федерации приказа Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 года №56 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению", при организации и ведении бухгалтерского учета с 1 января 2002 года организации вправе использовать только новый План счетов, утвержденный приказом Минфина России №94н. В связи с этим Рабочий План счетов, применяемый в 2002 году, должен быть разработан на основе уже нового Плана счетов.
Фактически формирование Рабочего Плана счетов производится путем отбора синтетических счетов, предусмотренных новым Планом счетов, которые фактически используются при ведении учета в организации.
Введение синтетических счетов, не предусмотренных Планом счетов, может осуществляться с выполнением требований пункта 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, согласно которому о таких фактах должно сообщаться в пояснительной записке к бухгалтерскому балансу. В противном случае это классифицируется как уклонение от выполнения правил бухгалтерского учета и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете с вытекающими из этого последствиями
Рабочий План счетов аналитического учета определяется самостоятельно организацией предприятием с учетом субсчетов, определенных Планом счетов и положений действующего законодательства. Так, например субсчета к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" могут быть сформированы по видам уплачиваемых организацией налогов и сборов.
Методы организации учетной работы. Определяются согласно пункта 2 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете (руководитель может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, ввести в штат должность бухгалтера, передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту, вести бухгалтерский учет лично).
Формы ведения бухгалтерского учета. В настоящее время используются
следующие формы ведения учета: единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий, утвержденная письмом Минфина СССР от 8 марта 1960 года №63; журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 года №176; мемориально-ордерная форма счетоводства; упрощенная форма бухгалтерского учета (простая форма и форма с использованием регистров учета имущества) для субъектов малого предпринимательства, утвержденная приказом Минфина России от 21 декабря 1998 года №64н;
В основном организации используют журнально-ордерную форму учета. При этом в связи с переходом организаций с 2002 года на новый План счетов используемые формы журналов-ордеров подлежат корректировке и утверждению учетной политикой организации на 2002 год (прилагаются отдельным приложением).
Технология обработки информации. Бухгалтерский учет в организациях может вестись ручным способом, ручным способом с частичным применением средств автоматизации или автоматизированным способом.
Формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, применяемые организацией. В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться первичными оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом России. Если же организация использует формы, которые не нашли своего отражения в постановлениях Госкомстата России, их формы утверждаются учетной политикой организации.
При этом такие документы должны иметь обязательные реквизиты, определенные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Отдельные правила применения первичных учетных документов определены постановлением Госкомстата РФ от 24 марта 1999 года №20. Правила использования документов строгой отчетности при расчетах с населением раскрыты в письме Минфина России от 23 августа 2001 года №16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением".
Перечень
лиц, имеющих право подписи
Правила и график документооборота. Правила документооборота в организации регулируются принимаемым графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых структурными подразделениями или конкретными работниками-исполнителями с отражением взаимосвязи и сроков формирования и исполнения документов и их дальнейшим хранением. При разработке графика документооборота организации могут использовать "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете", утвержденное приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 года №105 (в частности, примерный график документооборота приведен в приложении к Положению).
Принятый в организации график документооборота прикладывается в качестве отдельного приложения к учетной политике.
Регистры учета, используемые организацией. В соответствии со статьей 10 Закона о бухгалтерском учете регистры учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
В связи с тем, что до настоящего времени новые регистры учеты, используемые при журнально-ордерной форме учета, Минфином России не определены, организации вправе скорректировать ранее применявшиеся регистры, что зафиксировать в своей учетной политике на новый 2002 год.
Порядок проведения инвентаризации. Принимаемый и закрепляемый в учетной политике организацией порядок проведения инвентаризации не может противоречить основным принципам ее организации и проведения, закрепленными Законом о бухгалтерском учете, Положением по ведению бухгалтерского учета, а также Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года №49.
Оценка оприходованных имущества и обязательств. В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона о бухгалтерском учете оценка имущества и обязательств организаций производится в обязательном порядке для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Оценка имущества производится путем:
Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций может производиться до целых рублей. Специальные правила оценки устанавливаются действующим законодательством по товарообменным операциям, а также по хозяйственным операциям, по которым стоимость активов устанавливается в сумме, выраженной в иностранной валюте, а их оплата производится в рублях.
Правила оценки активов организации регулируются также соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету (например, ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 3/2000, ПБУ 10/99).