Учетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 07:35, курсовая работа

Краткое описание

Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Эти изменения в значительной степени обусловлены быстрым развитием и налаживанием экономических связей субъектов Российской Федерации с иностранными фирмами и компаниями. В связи с реформированием системы бухгалтерского учета, целью которого является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности, хозяйствующим субъектам предоставляется все больше самостоятельности в организации бухгалтерского учета, в выборе способов и методов ведения бухгалтерского учета, в разработке форм бухгалтерской отчетности. Эта самостоятельность реализуется путем формирования учетной политики. Она является одним из главных элементов документооборота любой организации, и при грамотном подходе к ведению учетной политики можно добиться весьма существенного повышения эффективности производственной или торговой деятельности, оптимизировать налогообложение, рационально распределить функциональные обязанности между структурными подразделениями и исполнителями организации.

Оглавление

ВЕДЕНИЕ . 3

1. Учетная политика для целей финансового учета . . 4

1.1. Общие требования к формированию учетной политики . 4

1.2. Формирование учетной политики . . . . . 6

1.3. Допущения и требования при формировании учетной политики 7

2. Выбор способов организации бухгалтерского учета и раскрытие учетной политики 9

2.1. Важнейшие элементы учетной политики . . . . 9

2.2. Изменение учетной политики . . 18

3.Учетная политика для целей налогового учета . . 20

3.1. Общие положения . . . . . . . . 20

3.2.1. Организационные аспекты . . . . . . 21

3.2.2. Методологические аспекты . . . . . . 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .

Файлы: 1 файл

БУХ.УЧ. ГОТОВО.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

     Немаловажным  является  положение НК РФ, устанавливающее, что содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, за разглашение налоговой тайны несут ответственность, установленную НК РФ. Сентенция более чем спорная, так как содержание регистров налогового учета мало чем отличается от содержания регистров учета бухгалтерского. Следовательно, разглашение их содержания должно квалифицироваться как нарушение коммерческой тайны (кроме информации, которая к коммерческой тайне не относится) со всеми вытекающими последствиями.

     Требованиям по составлению аналитических регистров  бухгалтерского учета в НК РФ посвящена отдельная статья - 314.

     В соответствии с этой статьей аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

     Данные  налогового учета  - это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

     Формирование  данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом  порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

     При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

     Аналитические регистры налогового учета предназначены  для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

     Регистры  налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

     При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения  в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

     Правильность  отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

     При хранении регистров  налогового учета  должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

     Таким образом, какие-либо унифицированные  формы налогового учета на федеральном или отраслевом уровне не устанавливаются, и устанавливаться не будут; исключительное право разработки таких форм принадлежит налогоплательщику. При этом, разумеется, основные факторы, определяющие состав показателей и способы их группировки, зависят от схемы бухгалтерского учета и схемы документооборота первичных регистров бухгалтерского учета, принятых в организации, а также от отраслевых особенностей осуществления предпринимательской деятельности.

     Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения данных в регистрах  налогового учета. Как следует из текста ст. 314 НК РФ, корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается, отражается только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма.

     Таким образом, с учетом требований, изложенных выше, форма аналитического регистра налогового учета с минимальным набором реквизитов может иметь следующий вид (пример для учета материальных расходов).

     Ведомость учета материальных расходов по 000 "Август"

     за  январь месяц 2002 года в ркблях.

         Наименование  хозяйственной операции      Сумма
         Списаны материалы, отпущенные в основное производство      20120

     Так как основанием для отражения  в налоговом учете являются данные регистров бухгалтерского учета (первичных  или бухгалтерских справок), целесообразно включить в форму еще одну графу, в которой следует отразить данные бухгалтерского учета. По тем позициям, где данные бухгалтерского учета могут расходиться с данными налогового учета (например, по командировочным или представительским расходам), целесообразно также включать графу, в которой указывается норматив, который принимается к налоговому учету.

     Тогда форма аналитического учета будет  выглядеть следующим  образом (пример для учета прочих расходов):

     Ведомость учета прочих расходов по 000 "Август" за январь месяц 2002 года в руб.

     Наименование хозяйственной операции            По  данным бухгалтерского учета            Норматив            Сумма      
     Списаны материалы, отпущенные в основное производство            39880            32500            32 500      

     Аналогичным образом должны быть разработаны  формы аналитического учета для  учета доходов для целей налогообложения, а также внереализационных (прочих - по терминологии Инструкции по применению нового Плана счетов, ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99) доходов и расходов.

     После заполнения форм аналитического учета по отдельным группам доходов и расходов данные следует перенести в сводную форму, которая будет являться основанием для осуществления налоговых расчетов и заполнения налоговой декларации.

     Установление  метода определения  выручки от реализации продукции (работ, услуг)

     Как уже отмечалось, после введения в  действие главы 25 части второй НК РФ использование кассового метода выручки от реализации (продаж) продукции (работ, услуг) будет весьма ограниченным. Статьей 273 Н К РФ установлен о, что организации имеют право на определение даты получения дохода или осуществления расхода по кассовому методу только в том случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал.

     Причем  в случае если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение. Реальным таким правом могут воспользоваться  преимущественно субъекты малого предпринимательства.

     Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. При это под оплатой товара (работ, услуг, имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком - приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав.  Моментом оплаты следует считать момент списания дебиторской задолженности по отгруженной продукции, выполненным работам или оказанным услугам.

     При учете расходов в случае использования  кассового метода НК РФ установлены следующие особенности:

     - материальные расходы, а также  расходы на оплату труда учитываются  в составе расходов в момент  списания денежных средств с  расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и материалов в производство.

     - списание сумм произведенной  оплаты по стоимости материально-производственных запасов, работ или услуг, непосредственно относимых на себестоимость продукции (работ, услуг);

     - амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичным порядком списываются расходы на освоение природных ресурсов, расходы на НИОКР, а также суммы созданных резервов. Иначе говоря, для того, чтобы расходы могли быть признаны, необходимо выполнение двух условий:

  1. выполнение порядка списания расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, установленного учетной политикой организации;
  2. осуществление фактической оплаты этих расходов. В отношении сумм резервов, по-видимому, предполагается, что они должны быть, как минимум, созданы, то есть финансовые результаты (до списания на счет учета чистой прибыли) должны быть уменьшены на сумму созданных резервов;
  3. расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.

     В случае если организация имеет право на применение кассового метода и выбирает этот метод, в учетной политике помимо выбранного метода, необходимо указать и все перечисленные выше особенности налогового учета. Если в течение года организация теряет право на применение кассового метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), в учетную политику для целей налогового учета нужно внести необходимые изменения.

     Выбор формы налогового учета

     Форма, в которой будет осуществляться налоговый учет, во многом определяется формой бухгалтерского учета. Однако такие сложные формы, как журнально-ордерная или мемориально-ордерная, в налоговом учете вряд ли применимы. Поэтому на практике выбор будет осуществляться из двух форм - ручной и автоматизированной. Можно не сомневаться, что уже в ближайшее время на рынке программного обеспечения появятся соответствующие компьютерные программы, позволяющие автоматизировать налоговый учет. Тем не менее, весьма высока вероятность того, что с начала 2002 года организация автоматизированного учета будет невозможной. В таком случае в учетной политике для целей налогового учета нужно будет указать на возможность перехода, на такую форму учета в течение налогового периода.

     Списание  расходов.

     Списание  материалов на проведение испытаний  имеет свои особенности: в зависимости от суммы расходов и принятого в учетной политике порядка отнесения подобных затрат они могут либо списываться в полной сумме на себестоимость продукции (работ, услуг), либо относиться в состав расходов будущих периодов для последующего списания на себестоимость продукции (работ, услуг) в течение нескольких отчетных периодов:

     Дебет 97 "Расходы будущих  периодов" Кредит 10 - на сумму 
стоимости использованных материалов.

     К сожалению, НК РФ не устанавливает порядка списания подобных расходов.   Вполне правомерным можно считать подход, основанный на положениях главы 25 НК РФ, в соответствии с которым расходы в сумме, не превышающей 10 тыс. руб., допускается единовременно списывать на затраты. Таким образом, в тех случаях, когда расходы на проведение испытаний нового или реконструированного (модернизированного) оборудования превышают указанную сумму, в учетной политике следует определить порядок их списания. Распределять произведенные расходы на всю стоимость продукции, выпущенной с использованием этого оборудования (выполненных работ или оказанных услуг), вряд нецелесообразно.

Информация о работе Учетная политика