Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:03, курсовая работа
Целью данной работы является анализ учетной политики организации для целей бухгалтерского учета.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть понятие, сущность учетной политики;
- определить цели и задачи формирования учетной политики организации;
- дать краткую характеристику финансово-хозяйственной деятельности ООО «ИнвестСтройПаритет»;
- - предложить рекомендации по формированию учетной политики и дополнения к учетной политике ООО «ИнвестСтройПаритет».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ В ОТЧЕТНОСТИ……………..6
1. Понятие и сущность учетной политики для целей бухгалтерского учета…………………………………….………………………………………….6
2. Цели и задачи формирования учетной политики организации для целей бухгалтерского учета…………………………………………………………….13
3. Основные принципы учетной политики организации……………………16
2. РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «ИНВЕСТСТРОЙПАРИТЕТ» …………………………………………………………………………………….21
2.1. Способы оценки имущества и обязательств и методы их отражения
в бухгалтерском учете ООО «ИнвестСтройПаритет»………………………...21
2.2. Формирование показателей бухгалтерской отчетности………………….26
2.3. Рекомендации по дополнению к учетной политике ООО «ИнвестСтройПаритет»…………………………………………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………44
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….47
Учетная политика организации должна отвечать следующим основным требованиям к ведению бухгалтерского учета, которые рассмотрены в таблице 1.1.2.
№ п/п | Основные
требования |
Состав основных требований |
1 | осмотрительность | Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. |
2 | приоритет содержания над формой | Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. |
3 | непротиворечивость | Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. |
4 | рациональность | Сопоставление затрат на организацию системы бухгалтерского учета определенной степени сложности с реальным полезным эффектом от ее действия. |
Учетная политика разрабатывается организацией исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
В таблице 1.1.3. указаны основные факторы, влияющие на выбор и обоснование способов ведения бухгалтерского учета, отражаемых в учетной политике:
Таблица 1.1.3
Факторы способов ведения бухгалтерского учета
№ п/п | Факторы влияющие на выбор и обоснованиеспособов ведения бухгалтерского учета |
1 | форма собственности и организационно-правовой статус (государственная организация, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество и др.) |
2 | отраслевая принадлежность и вид деятельности |
3 | объем деятельности, численность работающих |
4 | возможность использования налоговых льгот |
5 | отсутствие
жесткой регламентации со стороны
государственных органов |
6 | система информационного обеспечения деятельности |
7 | материальная база (обеспеченность компьютерной техникой, средствами оргтехники, программное обеспечение) |
8 | развитие организации на долгосрочную перспективу (возможность инвестирования, освоение новых видов деятельности, расширение рынка сбыта) |
9 | уровень квалификации персонала |
10 | система материальной
заинтересованности работников в эффективности
финансово-хозяйственной |
11 | внешние условия (инфляционные процессы, конкурентоспособность выпускаемой продукции) |
Учетная политика формируется на основе совокупности вышеперечисленных основополагающих допущений, требований и факторов, использование которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации организации системы бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики организация устанавливает для себя возможные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрены альтернативные решения в рамках системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета. (24, с. 26)
Например, организация имеет право на самостоятельный выбор способов группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способов применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иных соответствующих способов и приемов, разработанных системой нормативного регулирования. В случае отсутствия в системе нормативного регулирования каких-либо конкретных способов бухгалтерского учета или когда применение способов нормативными документами однозначно не определено, организация вправе самостоятельно их разработать и узаконить для себя через механизм учетной политики, руководствуясь общеметодологическими принципами и правилами.
Вновь созданные организации, которые по законодательству Российской Федерации обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность, оформляют избранную ими учетную политику согласно Положению об учетной политике до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Несмотря на дату оформления, избранная предприятием учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Следовательно, организация не должна ежегодно издавать новый приказ об учетной политике.
Способы ведения бухгалтерского учета, определенные учетной политикой организации, действуют с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа. (24; с.25)
Учетная политика обязательна для всех структурных подразделений организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их месторасположения. Филиалы, представительства и прочие подразделения не вправе устанавливать собственные способы ведения бухгалтерского учета. Головному офису организации следует своевременно информировать финансовые службы подразделений по вопросам учетной политики.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно — распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Приказ об учетной политике обязательно должен содержать ссылки на нормативные документы.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ принятая организацией учетная политика может изменяться только в определенных случаях, а именно: при изменении законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенном изменении условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. (23; с. 46)
Кроме того, п. 16 ПБУ 1/98 разрешает вносить в учетную политику изменения в следующих случаях:
1) при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменение учетной политики считается оправданным, только если применение новых способов позволит более достоверно отражать в бухгалтерском учете и отчетности факты хозяйственной деятельности либо обеспечит снижение трудоемкости учетного процесса без уменьшения степени достоверности информации;
2)
при существенном изменении
Все
изменения в учетной политике
оформляются соответствующим
Следовательно, при изменении или дополнении учетной политики в отношении отдельных операций нет необходимости переписывать весь приказ об учетной политике.
Изменения, внесенные в учетную политику, вводятся в действие с начала следующего отчетного года. Однако, в соответствии с изменениями, с 1 января 2009 г. "изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения". (43; с. 43)
На
практике возникают такие
Одним
из важнейших условий
Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской отчетности (или - по западной терминологии - финансовой отчетности).
Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности и движениях денежных средств.
Как известно, информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде отчета о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - в виде отчета о движении денежных средств.
Полноту информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движениях денежных средств обеспечивает совокупность указанных отчетов и ряда дополнительных показателей и соответствующих пояснений.
Учетная политика как раз и является тем важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.
Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухгалтерского учета.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно. (11; с. 64)
Правильно
выбранная учетная политика организации
выполняет сразу несколько
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании - правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.
Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика - это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
Наконец, в-третьих, учетная политика - это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию учетного процесса, но и в очень многих случаях оптимизацию налогообложения с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п. Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций", потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.
Учетная политика организации должна обеспечивать: