Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:45, реферат
Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
пункт погрузки и разгрузки (при необходимости);
сведения о грузе (краткое наименование товара; количество мест; вид упаковки; масса).
Кроме того, указываются сопровождающие груз документы, вид упаковки, количество мест.
Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороны поставщика должно передать кладовщику, который является материально ответственным лицом покупателя.
Кладовщик, принявший товар, передает в бухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы, выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумм между представленными документами и фактически принятым количеством товара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписями обеих сторон.
На изучаемой организации приемка и выбытие товаров осуществляется в соответствии с методическими указаниями. В результате проверки документального оформления товарных операций было выявлено что при поступлении товаров составлены все необходимые первичные документы. Выбытие товаров также оформлено своевременно первичными документами.
В учетной политике при определении методов и способов ведения бухгалтерского учета на предприятии обязательно должны быть учтены особенности той отрасли, к которой оно относится. Если предприятие многопрофильное, то есть осуществляет различные виды деятельности (либо компания представляет собой сложную структуру различных по профилю подразделений), учетная политика все равно должна быть единой для всего предприятия в целом, но при этом учитывать отраслевые особенности по всем осуществляемым видам деятельности.
Данная рекомендация предполагает, что при формировании учетной политики необходимо учитывать следующие моменты:
наличие или разработку внутрифирменных документов с учетом отраслевой направленности предприятия;
наличие значительного количества структурных подразделений (в том числе территориально удаленных от места расположения головного офиса);
ориентацию на международные стандарты в сфере основной деятельности предприятия при определении порядка ведения учета и подготовки отчетности.
Под организацией бухгалтерии понимается структура бухгалтерской службы на предприятии.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятиях, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Поэтому, исходя из объемов учетной работы, зависящих от различного рода факторов (к примеру, объемов финансово-хозяйственной деятельности, количества поставщиков (подрядчиков) или покупателей (заказчиков), сферы деятельности, структуры самого предприятия и т.д.), действующим законодательством руководителям предприятий разрешено самим организовывать систему бухгалтерской службы, отразив данный факт в учетной политике предприятия. Так, в соответствии с Законом о бухгалтерском учете руководители организаций могут:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером (данное положение относится в основном к крупным и средним производственно-хозяйственным предприятиям, имеющим разветвленную (цеховую) структуру);
ввести в штат должность бухгалтера (для небольших организаций, объем учетной работы которых позволяет вести бухгалтерский учет одному бухгалтеру);
передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии (например, для холдингов – передать ведение бухгалтерских дел дочерних предприятий головной организации), специализированной организации (к примеру, поручить ведение учета аудиторской фирме, не являющейся официальным аудитором данной организации) или бухгалтеру-специалисту (характерно для небольших предприятий, как правило, субъектов малого предпринимательства, для которых нецелесообразно иметь в штате бухгалтерскую службу или бухгалтера);
вести бухгалтерский учет лично (при незначительных объемах финансово-хозяйственной деятельности небольшого предприятия (как правило, относящегося к субъектам малого предпринимательства)).
Если по каким-либо причинам на предприятии меняется форма организации бухгалтерской службы (например, в связи с увеличением объемов учетной работы генеральный директор, самостоятельно ведущий бухгалтерские дела, решил ввести в штат бухгалтера), приказом руководителя организации в учетную политику вносятся соответствующие корректировки, которые в данном случае не будут являться изменениями этой учетной политики.
Если на предприятии бухгалтерия выделена в отдельную службу – как на ООО «Чайка», – в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение. Данное положение в основном необходимо крупным предприятиям, имеющим в своем составе различные производственные, вспомогательные и обслуживающие подразделения, которые могут быть переведены на отдельные балансы.
Структура бухгалтерии напрямую зависит от формы организации учета на предприятии.
Под учетной службой понимается структурная единица предприятия, выполняющая функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. В зависимости от организационной структуры учетными службами могут являться бухгалтерия, группа учета налогов, группа сводной отчетности, группа работы с дебиторами, экономический, финансовый отделы и т. д.
Следует иметь ввиду, что некоторые так называемые функциональные (иными словами, управленческие) службы (например, различного рода расчетные центры), отдел работы с покупателями (отдел продаж), коммерческие группы) также могут выполнять часть учетных функций по первичному учету и обработке информации для ее дальнейшей регистрации в бухгалтерском учете.
При этом на каждом уровне управления учетные службы обеспечивают сбор и обработку информации с целью предоставления данных пользователям для выработки, обоснования и принятия решений на своем уровне управления, а также для обеспечения вышестоящих органов управления информацией, необходимой для выработки, обоснования и принятия решений наиболее высоком уровне управления.
Что касается непосредственно бухгалтерского учета, то по определению, данному в Законе о бухгалтерском учете, он представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (35, с. 202).
Несмотря на то, что ответственность за состояние бухгалтерского учета несет руководитель предприятия, ведущую роль в организации и постановке учета играет, конечно же, его главный бухгалтер.
Поэтому в учетной политике ООО «Чайка» целесообразно выделить основные моменты, касающиеся взаимоотношений главного бухгалтера (бухгалтерских служб) с другими подразделениями (особенно выполняющими какие-либо учетные функции) и руководством организации в целом. Следует четко определить права и обязанности всех этих структур.
В части получения информации, необходимой для целей как бухгалтерского, так и управленческого учета, эта задача на ООО «Чайка» решается путем составления схемы документооборота, утверждаемой, как правило, в виде приложения к учетной политике (о ней речь будет идти ниже).
В части отражения прав и обязанностей бухгалтерии это могут быть ссылки на типовые положения законодательства (к примеру, Закон о бухгалтерском учете), на внутренние должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерской службы, а также разработанное главным бухгалтером на основании действующих законодательных и нормативных актов Положение о бухгалтерской службе.
Последнее, кстати, может быть утверждено как в составе общей системы Положений о подразделениях (структурах) предприятия, так и в виде приложения к его учетной политике.
Приведем Положение о бухгалтерской службе ООО «Чайка» в приложении.
В качестве приложения к учетной политике можно утвердить и должностные инструкции главного бухгалтера и других сотрудников бухгалтерии. Однако, на взгляд автора, подобные документы больше касаются кадровой, нежели учетной политики предприятия.
Необходимо заметить, что действующими законодательными и нормативными документами недостаточно четко сформулированы принципы определения рыночной цены.
Так, под рыночной ценой товара (работы, услуги) налоговое законодательство подразумевает цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях (п. 4-7 ст. 40 НК РФ).
В свою очередь, рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров, которую определяют исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат при обрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами РФ.
Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
По вышеперечисленным определениям нельзя с достаточной уверенностью судить о том, на основании каких источников информации формировать рыночные цены, каков порядок определения этих цен, в каком регионе действует данная цена.
Готовая продукция и товары являются частью материально-производственных запасов (МП3). Однако в свете формирования учетной политики по данным позициям имеется большое количество специфических (касающихся только их) положений. Поэтому в данном разделе речь пойдет непосредственно о материальных ценностях, учитываемых на счете 10 «Материалы», а готовая продукция и товары рассмотрены в отдельных разделах.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01). Однако их оценка (определение этой фактической себестоимости) может отличаться. Это зависит от способа получения данных МП3. Так, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Товары являются частью МП3. Порядок учета операций, связанных с движением товаров, по многим позициям аналогичен порядку учета материалов (в том числе для целей налогообложения). В то же время имеется ряд особенностей, которые необходимо отдельно выделять в учетной политике предприятия. Например, оценка товаров по ценам приобретения (фактической себестоимости) аналогична оценке материалов в похожих случаях (при приобретении за плату, безвозмездной передаче (дарении), взносе в качестве уставного капитала, получении в порядке товарообмена). Таких особенностей довольно много.
В соответствии с пунктом 13 ПБУ 5/01 товары, приобретенные организацией для продажи, должны оцениваться по стоимости их при обретения.
В настоящем разделе рассмотрены методы отражения в учете стоимости товаров только применительно к организациям розничной торговли, которые могут выбрать для себя любой из вышеуказанных способов.
Рассмотрим эти способы подробнее.
Первый вариант – который и применяется на ООО «Чайка» – аналогичен способу оценки материалов по фактической себестоимости. Причем фактические затраты, связанные с приобретением товаров, могут собираться торговыми предприятиями как непосредственно на счете 41, так и на счете 15 (если организацией разработаны учетные или плановые, цены). В последнем случае порядок их учета полностью совпадает с описанным выше для материалов (с применением счетов 15 и 16).
Предприятия розничной торговли, выбрав для себя способ учета товаров по покупным ценам (цене приобретения), должны также определить метод, каким будет формироваться данная цена (то есть с применением либо без применения счетов 15 и 16), отразив его в своей учетной политике.
Второй вариант несколько сложнее для бухгалтерского учета. Его целесообразно при менять при значительной номенклатуре реализуемых товаров, поскольку он позволяет отражать в учете их продажную цену (цену реализации) и соответственно формировать выручку от реализации этих товаров и их себестоимость.
Величина торговой наценки регулируется организацией самостоятельно исходя из средней суммы издержек обращения (выбранных, к примеру, за какой-либо определенный период), уровня рентабельности и, конечно же, рыночных(конкурентных) цен на аналогичные товары. Причем данная торговая наценка может определяться как в целом по торговой компании (как правило, при незначительном ассортименте товаров), так и в разрезе отдельных видов или групп товаров.
Данный способ удобен тем, что себестоимость реализованных товаров будет тождественна величине выручки от их реализации. Однако для формирования финансовых результатов от операций реализации необходимо установить фактическую себестоимость реализованных товаров. Для этого требуется произвести довольно сложные расчеты в целях определения величины торговой наценки, приходящейся на остаток товаров на конец отчетного периода на складе организации – по этой причине данный способ не был принят на ООО «Чайка».