Учет товаров в розничной торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:45, реферат

Краткое описание

Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.

Файлы: 1 файл

Учет товаров в розничной торговле (на примере ООО «НиК».doc

— 593.00 Кб (Скачать)

С принятием главы 25 НК РФ ч. II (1) введено понятие налогового учета по налогу на прибыль организаций. Некоторых налогоплательщиков этот момент привел в недоумение. Зачем же еще один учет? Однако введение налогового учета по налогу на прибыль имеет, безусловно, свои положительные стороны, ведь с помощью именно налогового учета налогоплательщик может легко оценить свою налоговую нагрузку. Кроме того, все налогоплательщики задолго до введения главы 25 вели налоговый учет по другим налогам, например налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц, но не называли его налоговым учетом.

В соответствии с главой 25 НК РФ ч. II (1) налогоплательщики могут сами разрабатывать принципы и формы ведения налогового учета, отражая их в учетной политике.

Объектом налогообложения налогом на прибыль считается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов. Доходы, облагаемые этим налогом, включают две группы:

      доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

      внереализационные доходы.

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату признания этих доходов.

При определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Для целей налогообложения будут признаваться не все расходы организации, и часть признаваемых расходов будет нормироваться.
Расходами для целей исчисления налогом на прибыль организаций признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Расходы признаются законными, если они удовлетворяют двум требованиям: обоснованны и документально подтверждены (статья 252 НК РФ ч. II (1)).

Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, обусловленные целями получения дохода и удовлетворяющие принципу рациональности и обычаям делового оборота. Их оценка выражена в денежной форме.

Документально подтвержденные расходы - это затраты, удостоверенные документами, которые оформлены в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 284 НК РФ ч. II (1) установлены налоговые ставки по налогу на прибыль организации. Этих ставок несколько в зависимости от того, что является объектом налогообложения.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

      6 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями,

      15 процентов - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 НК РФ ч. II (1).

К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

      15 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных ниже), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;

      0 процентов - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

Все остальные виды доходов облагаются по ставке 24 процента.

Календарный год признается налоговым периодом по налогу на прибыль организаций, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В течение года организация уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль организаций (статьи 268, 269 НК РФ ч. II (1)).

Способов оплаты этих платежей три.

1)     Квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Сумма такого платежа определяется по результатам фактически полученных доходов и понесенных расходов за налоговый период нарастающим итогом. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

2)     Ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли уплачивают налогоплательщики, которые приняли решение о переходе на такую систему оплаты авансовых платежей и уведомили об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором решили перейти на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом организация не может изменить в течение налогового периода систему оплаты авансовых платежей.

В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

3)     Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачивают все остальные, не перечисленные выше налогоплательщики.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение 3 дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией, в течение 10 дней со дня выплаты дохода по доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

Налог на прибыль организаций по результатам работы за налоговый период (календарный год) организации исчисляют в годовой налоговой декларации и уплачивают не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

В соответствии со статья 289 НК РФ ч. II (1) налогоплательщики, независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Упрощенная система налогообложения - это такая система уплаты налогов, при которой обязанность по уплате пяти основных налогов заменяется уплатой одного налога, а все остальные, установленные для них обязанности (налоговые, страховые, бухгалтерские, статистические) выполняются в общем порядке.

По единому налогу при упрощенной системе налогообложения на период 2003-2004 гг. установлено два вида объекта:

1)     доходы; (ставка налога 6%)

2)     доходы, уменьшенные на величину расходов.(ставка налога 15%)

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

При этом в гл.26.2 Налогового кодекса РФ не установлены такие положения как: обязанность о сообщении; сроке сообщения; форме сообщения.

На практике данное сообщение осуществляется в форме заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Если налогоплательщик сообщил в инспекцию по налогам и сборам о выбранном объекте и позднее, но до начала налогового периода, хочет изменить его, то он должен руководствоваться п.1 ст.346.13 Налогового кодекса РФ. В соответствии с указанной нормой в случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря, то есть за 11 дней до начала применения упрощенной системы налогообложения.

Объект налогообложения не может добровольно изменяться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах" установлено, что, начиная с 1 января 2005 года, для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл.26.2 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признается доход, уменьшенный на величину расходов.

Таким образом, начиная с 2005 года по единому налогу при упрощенной системе налогообложения, применяется только один объект: доходы, уменьшенные на величину расходов.

Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель в период 2003-2004 гг. установили в качестве объекта налогообложения доход, то она (он) начиная с 2005 года должна(ен) перейти на другой объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

Если организация или индивидуальный предприниматель сразу же установит в качестве объекта налогообложения доход, уменьшенный на величину расходов, то она (он) не может заменить данный объект до окончания применения упрощенной системы налогообложения. Аналогичный запрет в течение 2003 и 2004 гг. применяется и при установлении в качестве объекта налогообложения - доходы.

Налогоплательщик, который перейдет на упрощенную систему, должен будет платить единый налог. Зато ему не надо будет начислять ряд других налогов. Заметим, глава 26.2 Налогового кодекса РФ расширила список таких налогов как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей. Со следующего года организации будут платить единый налог не только вместо налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организации, но и вместо единого социального налога.

А для индивидуальных предпринимателей единый налог заменит налог на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество (по имуществу, которое используется в предпринимательской деятельности). Также индивидуальным предпринимателям не надо будет платить единый социальный налог за себя и за наемных рабочих. Напомним, что раньше пункт 3 статьи 1 Закона N 222-ФЗ позволял индивидуальным предпринимателям, которые перешли на упрощенную систему, не платить только налог на доходы физических лиц.

Что касается остальных налогов и взносов, которые не засчитываются в счет уплаты единого налога, то их организации и индивидуальные предприниматели платят в общеустановленном порядке. Это относится, в частности, к взносам на обязательное пенсионное страхование, таможенным платежам, транспортному налогу.

Следует отметить, что при упрощенной системе налогообложения организации и частные предприниматели все равно обязаны представлять статистическую отчетность и соблюдать порядок ведения кассовых операций.

 

2.5. Методика учета товарных запасов в ООО «НИК»

Согласно Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а)   учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б)   ввести в штат должность бухгалтера;

в)   передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

Информация о работе Учет товаров в розничной торговле