Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:45, реферат
Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
За розничную торговлю отвечают непосредственно директор магазина и продавцы.
Рис. 1. Схема управления магазином ООО «НИК»
Коммерческий директор руководит коммерческой деятельностью предприятия, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания. Коммерческую работу по закупке и реализации товаров коллегиальным образом осуществляют два помощника директора.
Коммерческая деятельность по закупке включает следующие направления:
организация хозяйственных связей с поставщиками;
оценка расчетов с поставщиками.
Документами, регламентирующими правила продажи товаров, являются:
1) Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
2) Постановление Правительства РФ от 9 января 2001 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.10.98 №1222, от 02.10.99 №1104 и от 06.02.2002 №81.
В соответствии с Правилами продавец (любая организация, осуществляющая продажу товаров по договору розничной купли-продажи) обязан соблюдать обязательные с учётом профиля и специализации своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах.
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарём, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.
Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.
Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы магазина, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.
Закрытие магазина на санитарный день, ремонт, переоборудование и т.п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чём покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением.
В магазине представлена следующая информация:
указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;
фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
о внеочередном обслуживании отдельных категорий граждан;
адреса и телефоны местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте находится книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.
В правилах работы магазинов определено:
основные положения, связанные с приёмкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
порядок продажи товаров;
требования, предъявляемые к продавцам;
контроль за работой продавцов.
Продажа товаров осуществляется всем гражданам на общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.
При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности предлагаемого для продажи товаров в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством РФ, обязательными требованиями государственных стандартов или условиями договора.
В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.
Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретённых в других магазинах. Нельзя ставить на низ штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т.п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.
На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверить качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей. Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.
При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путём маркировки их в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата; товарно-сопроводительными документами.
Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.
Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и чётко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Расчёты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством РФ случаев.
Предлагаемые продавцом услуги связи с продажей товаров могут связываться только с согласия покупателя.
Продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.
В магазинах, торгующих продовольственными товарами, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства.
Покупателю представлено право проверки правильности цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроков хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Администрация магазина обязана создать для этого необходимые условия.
Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.
Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок до 3-х суток. В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.
Контрольно-кассовые машины, используемые на предприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах в установленном порядке.
В правилах работы предприятий розничной торговли особое место уделяется требованиям, предъявленным к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т.п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца замены товара, уменьшения цены либо возмещение расходов на устранение недостатков или полного расторжения договора купли-продажи.
В розничные торговые организации товары поступают от иногородних (промышленных, сельскохозяйственных, оптовых, внешнеторговых и других организаций) и одногородних поставщиков. На поставку товаров розничные организации, как и оптовые, заключают с поставщиками договоры поставки. Поставка товаров осуществляется поставщиками путем отгрузки их транспортом или передачи товаров покупателю на определенных в договоре условиях. Если в договоре не определено, каким видом транспорта или на каких условиях осуществляется доставка, право выбора вида транспорта или определения условий доставки товаров принадлежит поставщикам.
От местных (одногородних) поставщиков товары в розничные торговые организации доставляются автотранспортом поставщика (если товары принимаются в розничных организациях) или розничной организацией (если товары принимаются в месте нахождения поставщика).
От иногородних поставщиков товары могут поставляться как автомобильным транспортом, так и железнодорожным, водным или авиа транспортом.
Порядок приемки и документальное оформление поступления товаров со складов поставщиков, на железнодорожных станциях, водных пристанях в розничной торговле аналогичен порядку, установленному в оптовых организациях (п. 2.2). Остановимся на особенностях документального оформления получения и приемки товаров в розничной торговле.
Так, в розничных торговых организациях (особенно специализирующихся на продаже продовольственных товаров) чаще, чем в оптовых производится поставка от одногородних поставщиков (хлебозаводы, гормолзаводы, мясокомбинаты и т.д.). Вследствие чего широкое распространение получила централизованная доставка товаров автомобильным транспортом. Если розничная торговая организация имеет сеть подразделений (магазинов), то она разрабатывает графики и маршруты кольцевого завоза, предварительно согласовав их с поставщиками, что обеспечивает значительную экономию транспортных расходов. При централизованной доставке и кольцевом завозе доверенности могут не предъявляться, их заменяет печать (штамп) магазина.
При централизованной доставке товары принимаются по: весу нетто (мясные, колбасные, рыбные); количеству фактически поступивших единиц, измеряемых в штуках, пакетах, пачках и т.п. (молочные, непродовольственные товары); весу брутто за вычетом веса тары по трафарету (масло топленое, сырковая масса, сахар, крупа и др.); количеству мест и весу по маркировке (мороженое) и т.д. Таким образом, товары в розничной торговле принимаются в основном по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом тарном месте.
При невозможности перевески товаров без тары вес нетто определяется путем проверки веса брутто в момент его получения и веса тары после освобождения ее из-под товара. Результаты проверки оформляются актом. Акт о завесе тары (ф. № ТОРГ-6) составляется в одном экземпляре членами комиссии с участием представителя заинтересованной организации и передается материально ответственным лицом с товарным отчетом в бухгалтерию организации. Если масса тары превышает массу, указанную в сопроводительных документах поставщика, акт составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр вместе с претензией направляется поставщику для возмещения потерь. При получении скидок от поставщиков на завес тары розничная организация не предъявляет им претензии на возмещение потерь от завеса тары. Розничные торговые организации обязаны регистрировать в журнале товарно-материальные ценности, требующие составления акта на завес тары. Журнал регистрации товарно-материальных ценностей, требующих завеса тары (ф. № ТОРГ-7) заполняется бухгалтером на основании приемных товарных документов.