Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 14:45, реферат
Торговля - огромная отрасль народного хозяйства. В эту сферу вовлечено практически все население страны либо в качестве продавцов, либо в качестве покупателей. Под торговлей мы понимаем хозяйственную деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Причем в качестве и продавцов, и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации в качестве предпринимателей.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
Учетная политика составляется в соответствии с принципами российских и международных стандартов финансовой отчетности. В нее необходимо включить описание основных учетных позиций, таких как:
форма бухгалтерского учета;
организация документооборота;
система регистров;
метод реализации продукции и определения финансового результата;
метод начисления амортизации на основные средства;
система учета приобретения и заготовления материалов;
порядок амортизации нематериальных активов;
нормы отчислений от прибыли в резервный капитал;
подход к оценке товаров в розничной торговле;
порядок списания материалов в производство;
методы калькуляции различных видов продукции;
порядок финансирования ремонтных работ;
способы учета выпуска готовой продукции;
порядок списания реализуемых товаров на предприятиях торговли;
подход к созданию резервов по сомнительным долгам;
сроки списания доходов будущих периодов;
порядок списания ценных бумаг при их продаже;
способы признания доходов и расходов;
распорядок выплаты дивидендов учредителям;
порядок и сроки проведения инвентаризации;
применяемый конкретный план счетов предприятия.
Форма бухгалтерского учета определяет идеологию регистрации хозяйственной деятельности и величину расходов на него.
Организация документооборота обеспечивает увязку управленческого, бухгалтерского и налогового учетов, закладывает основы налогового планирования и прогнозирования финансового результата деятельности предприятия.
Документооборот - это движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание, получение их от других предприятий и учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив).
Документооборот на предприятии регламентируется графиком, который по каждому документу должен содержать следующие разделы:
1) порядок создания документа:
количество экземпляров,
ответственный за выписку,
ответственный за оформление,
ответственный за исполнение,
срок исполнения;
2) порядок проверки документа:
ответственный за проверку,
кто представляет,
порядок представления,
срок представления;
3) порядок обработки документа:
исполнитель,
срок исполнения;
4) порядок передачи документа в архив:
исполнитель,
срок передачи.
График документооборота составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют рациональному распределению должностных обязанностей между работниками, усилению контрольных функций бухгалтерского учета и обеспечивает своевременность составления отчетности.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается руководителем предприятия. Каждому исполнителю целесообразно вручить выписку из графика, в которой перечислены документы, относящиеся к сфере деятельности данного исполнителя.
Системы регистров определяют точность и оперативность приема и обработки финансовой информации, а также обеспечивают надежность ее хранения. Метод реализации продукции устанавливает форму взаимоотношений с поставщиками, покупателями и с бюджетом.
Метод начисления амортизации по основным фондам определяет быстроту окупаемости и обновления данных фондов.
Система учета приобретения и заготовления материалов определяют полноту и точность оценки материальных запасов.[26, С. 9-10]
Порядок амортизации нематериальных активов обеспечивает эффективность использования этих долгосрочных активов и точность отражения расходов по ним в себестоимости продукции (работ, услуг).
Нормы отчислений от прибыли в резервный капитал определяют возможности по страхованию предпринимательских рисков.
Подход к оценке товаров в розничной торговле оказывает влияние на методологию бухгалтерского и налогового учета на предприятиях данного типа.
Порядок списания материалов в производство определяет полноту и точность оценки темпов расходования материалов.
Методы калькуляции продукции обеспечивают необходимую полноту и точность расчетов себестоимости конкретных видов продукции в заданные сроки.
Порядок финансирования ремонтных работ формирует сроки, объемы и регулярность проведения профилактических мероприятий по поддержанию основных средств в работоспособном состоянии.
Способы учета выпуска готовой продукции предопределяют точность и сроки подсчета затрат на изготавливаемую продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги). Они создают условия для определения момента перехода права собственности к покупателю при реализации данной продукции (работ, услуг).
Порядок списания реализованных товаров на предприятии торговли позволяет обеспечить контроль продаж и расчетов с покупателями, а также подведения итогов деятельности.
Подход к созданию резервов по сомнительным долгам позволяет конкретизировать проблему страхования рисков, связанных с взаиморасчетами с покупателями.
Установленные сроки списания доходов будущих периодов дают возможность правильно соотносить доходы и расходы по конкретным видам продукции (работ, услуг), корректно определять базу по налогообложению прибыли, полученной при их реализации и избегать необоснованных резервов.
Порядок списания ценных бумаг при их продаже создает предпосылки для своевременной и полной калькуляции их себестоимости и оперативного подведения финансовых итогов реализации.
Способы признания доходов и расходов упорядочивают взаимоотношения с налоговыми органами, облегчают контроль начисления и уплаты обязательных платежей в бюджет, позволяют избегать штрафных санкций за несвоевременность и неполноту перечислений.
Распорядок выплаты дивидендов отражает подходы распределения прибыли, остающейся у предприятия после уплаты налогов.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяют взаимоотношение бухгалтерии с материально ответственными лицами предприятия, уменьшая вероятность потерь и хищений ценностей.
Конкретный план счетов бухгалтерского учета, используемый предприятием, содержит перечень, описание и характеристики используемых счетов и субсчетов; расшифровывает специфику предприятия и особенности кодирования его типичных хозяйственных операций.
Согласно действующему законодательству учетная политика предприятия в течение финансового года не должна изменяться. Все ее элементы логически увязываются между собой посредством одной из выбранных форм бухгалтерского учета, среди которых самыми распространенными на сегодняшний день в России являются: [26, С. 13]
1) журнально-ордерная;
2) мемориально-ордерная (и ее разновидность Журнал-Главная);
3) упрощенная форма для малых предприятий;
4) автоматизированная.
На крупных и средних предприятиях применяют журнально-ордерную форму или Журнал-Главную. На малых предприятиях: мемориально-ордерную, Журнал-Главную, упрощенную (реже журнально-ордерную). Автоматизированную форму применяют на всех типах предприятий.
Бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме проводится следующим образом. Полученные бухгалтерией первичные документы обрабатываются бухгалтером в течение двух дней с момента поступления. Обработка заключается в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия необходимых реквизитов.
Кроме того, обработка включает внесение сведений из данных документов в соответствующие регистры, карточки, таблицы, ведомости и в кодировании хозяйственных операций в виде бухгалтерских проводок. (Сведения по ряду операций не заносятся во вспомогательные документы, а поступают сразу в журналы-ордера.) Расчеты по кассе оформляются дополнительно в кассовой книге, а затем из нее переносятся в соответствующие журналы-ордера.
Основное отличие журнально-ордерной формы от других форм заключается в журналах-ордерах и в Главной книге. В журналах-ордерах проводится арифметическая обработка бухгалтерских проводок, вычисляются полные обороты по кредиту счетов и частичные обороты по дебету счетов. Затем сведения из журналов-ордеров переносятся в главную книгу, где подсчитываются полные обороты по дебетам счетов и определяются сальдо конечные по всем счетам.
По сведениям из Главной книги составляется баланс и оформляется отчетность предприятия (месячная, квартальная и годовая).
В настоящее время на больших и средних предприятиях применяется 16-ти журнальная форма.
Одной из задач бухгалтерского учета в розничной торговле является получение информации о количестве и ценах реализованных товаров. Она служит основой для расчета валовой прибыли, исчисления налогооблагаемой базы и итогового финансового результата.
В системе бухгалтерского учета торгового предприятия товарам отводится главная роль, так как они принадлежат к основным объектам учета. По классификации хозяйственных средств они (товары) относятся к оборотным средствам и являются основным источником прибыли торгового предприятия, именно поэтому важна оценка рациональности их использования. В рамках хозяйственной деятельности торгового предприятия товарные запасы подлежат процессам приобретения, хранения и реализации. Перечисленные выше процессы составляют товарооборот предприятия и определяют валовой доход.
Основной задачей учета товаров является учет поступления товаров, поскольку правильно организованный данный участок учета позволяет обеспечить сохранность товаров.
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли - продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.
Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно - транспортной накладной, счете - фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Дата оприходования товара определяется исходя из выбранного организацией способа признания доходов и расходов. При кассовом методе товары учитываются по дате отгрузки в соответствии со ст. 272 НК РФ. Датой оприходования товара при кассовом методе считается день оплаты товаров.
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» установлено, что товары приобретенные для продажи учитываются по стоимости их приобретения. При определении цены непременно учитываются условия поставки товара. Если поставка товара предполагается на склад покупателя, в цену договора будут включены транспортные расходы, расходы на страхование груза и т. д.[5]
Кроме этого в рассматриваемой организации используются следующие положения по бухгалтерскому учету: 1/98 «Учетная политика предприятий», 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятий», 6/01 «Учет основных средств», 9/99 «Доходы организации», 10/99 «Расходы организации», 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»
Рассмотрим учет оприходования товаров в бухгалтерии.
Учет товаров ведется на активном счете 41 "Товары", кредитовые обороты которого отражаются в соответствующем журнале-ордере, а дебетовые - в ведомости. Записи в журнале-ордере и ведомости ведут на основании сводных учетных документов (например, товарных отчетов). Аналитический учет товаров в бухгалтерии ведется раздельно по материально-ответственным лицам, наименованиям, сортам. При этом могут быть применены различные методы натурально-стоимостного учета товаров.
Оприходование прибывших на склад товаров и тары отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по стоимости их приобретения.
Транспортные расходы могут быть отнесены на издержки обращения.
Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счет-фактуры, в которой отдельной строкой выделяется сумма НДС. Товар приходуется по стоимости приобретения за вычетом налога на добавленную стоимость, содержащегося в покупной цене, что фиксируется следующей проводкой: