Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:03, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение состояния учета сырья и материалов, и выработки предложений по его совершенствованию, на примере предприятия РУП «Заречье» Смолевичского района Минской области.
Введение
1. Обзор литературы
2. Экономико-финансовая характеристика
3. Сущность, классификация и оценка сырья и материалов
4. Первичный учет сырья и материалов и его совершенствование
4.1 Первичный учет сырья и материалов 28
4.2 Организация учета материалов на складах и в других местах хранения
5.Синтетический и аналитический учет сырья и материалов 5.1 Учет сырья материалов
5.2 Учет топлива 5.3 Учет тары и тарных материалов
5.4 Учет запчастей 38
5.5 Учет сырья, продукции и материалов переданных в переработку на сторону
5.6 Инвентаризация сырья и материалов, и ее отражение на счетах бухгалтерского учета
5.7 Учет сырья и материалов при автоматизированной форме учета
Заключение
Список использованной литературы
Сырье и материалы является частью материально-производственных запасов, которые входят в состав оборотных материальных активов, они являются объектом финансового и управленческого учета. В РБ учет оборотных материальных активов ведется в единой системе бухгалтерского учета, что заставляет более строго подходить к выделению их составных элементов.
Сырье и материалы могут поступать в организацию по следующим каналам:
Большое значение в организации учета материалов и готовой продукции играет их оценка. С развитием рыночных отношений она усложняется, так как подверженность рыночных цен значительным колебаниям влияет на изменение стоимости материалов, что в свою очередь отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции и в конечном счете - на финансовом результате.
Материалы, поступившие в течение года от собственного производства, оценивают по плановой себестоимости. В конце года, после составления отчетных калькуляций плановую себестоимость доводят до уровня фактической. Продукцию и материалы, по которым плановая себестоимость не исчисляется, оценивают по ценам возможной реализации.
Материальные ценности, производившиеся в прошлом году и перешедшие на следующий, учитывают по фактической себестоимости.
Все
поступающие в организацию
В стоимость материальных ценностей включаются затраты организации на приобретение тары у поставщиков за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на нее установлены особо - сверх цены материальных ценностей. Если стоимость тары, поступившей от поставщика вместе с материальными ценностями, включена в их цену, то из общей суммы затрат по их приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на ее ремонт в части материалов).
В учетных регистрах организации способы оценки и отражения материальных ресурсов могут быть следующими:
При варианте учета материальных ресурсов по фактической себестоимости их расход и остаток исчисляются по средневзвешенным ценам, фактически сложившимся в соответствующем отчетном периоде в разрезе учетных групп материалов, включающим в себя стоимость приобретения и транспортно-заготовительные расходы. Это обусловлено тем, что транспортно-заготовительные расходы - величина непостоянная. Они могут меняться в зависимости от местонахождения поставщика, вида используемого транспорта, способа погрузки (разгрузки), торговых наценок и т.д. Отпускные цены на материальные ресурсы также постоянно меняются. Все это вызывает необходимость определения средневзвешенной цены.
Основанием для расчета средневзвешенной цены являются приходные документы. Цена может определяться как в конце месяца, так и после каждого поступления.
Второй вариант учета материальных ресурсов - по учетным ценам, которыми могут быть:
Отклонения фактической себестоимости от учетных цен в бухгалтерии предприятия учитывают на отдельном счете. По мере расходования материалов отклонение от учетных цен списывается пропорционально стоимости материалов (по учетным ценам), израсходованных на производство, реализацию, отпущенных на другие нужды, а также находящихся в остатке на конец отчетного периода.
В соответствии с п. 2.6.12. Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), отмечено, что включение в состав себестоимости материальных ресурсов может производиться по ценам последнего приобретения (ЛИФО).
Метод ЛИФО (оценка запасов по текущим ценам) заключается в следующем: если организация приобретала несколько партий материалов в условиях изменения цен, то для формирования цены на выпускаемую продукцию в ее себестоимость необходимо включать материалы по последней цене приобретения. Применение данного метода предпочтительнее в ситуации, когда цены к концу отчетного периода возрастают.
В учетной практике используется метод оценки запасов по ценам первого приобретения (метод ФИФО), он заключается в следующем: если организация приобретала несколько партий материалов в условиях изменения цен, то для формирования цены на выпускаемую продукцию в ее себестоимость необходимо включать материалы по первой цене приобретения. Применение данного метода предпочтительнее в ситуации, когда цены к концу отчетного периода падают.
В
связи с инфляцией
4
Первичный учет сырья
и материалов и его совершенствование
4.1
Первичный учет
сырья и материалов
Одной из основных предпосылок сохранности материальных ценностей и одним из принципов рациональной организации их учета является своевременное и правильное оформление первичными документами хозяйственных операций по их движению.
Для оформления операций по поступлению материальных ценностей на склады организации используют сопроводительные документы поставщиков и приходные документы самой организации. Все покупные товарно-материальные ценности поступают от поставщиков в соответствии с договорами поставок, к которым в обязательном порядке прилагаются спецификация и протокол согласования цены.
Организации получают материальные ценности от поставщиков по доверенности (ф. № М-2 и М-2а/ приложение 2). Доверенность - распорядительный документ, в котором содержится распоряжение исполнителю совершить хозяйственную операцию, связанную с получением товарно-материальных ценностей. Доверенность ф. № М-2 имеет обязательно заполняемый корешок. Применение данной формы освобождает организацию от необходимости вести журнал учета выданных доверенностей. Доверенность ф. № М-2а используется, как правило, в случаях, когда получение ценностей носит массовый характер. Этот документ подлежит регистрации бухгалтерией организации в журнале учета выданных доверенностей под расписку.
Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после получения ценностей представить в бухгалтерию организации документы о получении и сдаче ценностей на склад. Неиспользованные доверенности должны быть возвращены организации на следующий день после истечения срока их действия, о чем делается отметка в журнале учета выданных доверенностей.
Основными первичными документами на оприходование материальных ресурсов, поступивших от поставщиков, являются товарно-транспортные накладные (ф. № ТТН-1, ТН-2/ приложение 3,4), что установлено Постановлением Министерства финансов РБ «Об утверждении бланков товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению» от 14.05.2001 г. № 53 (с изменениями и дополнениями). Последние изменения введены в действие с первого мая 2009г. в соответствии с Постановлением Министерства финансов РБ № 182 от 18.12.08г.[34]
Если
поставщик производит отпуск товарно-материальных
ценностей в порядке
В соответствии с Постановлением Министерства финансов РБ от 05.06. 2003 г. № 91 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Минфина РБ от 25.08.2003 г. № 120) на стоимость оказанных услуг или выполненных работ оформляется счет-фактура по НДС (приложение 1). Данный документ предъявляется продавцом (подрядчиком) работ (услуг) их покупателю (заказчику) наряду с другими документами, которыми оформляются выполненные работы или оказанные услуги. При реализации работ (услуг) продавец обязан выдать покупателю счет-фактуру по НДС не позднее 15 календарных дней, считая день выполнения работ (оказания услуг), если иное не установлено договором. Отсутствие счета-фактуры или составление его с нарушением установленных требований является основанием для непринятия к вычету предъявленных продавцом покупателю сумм НДС при выполнении работ (оказании услуг) на территории РБ.
Все грузы, поступающие на склад организации, должны быть тщательно проверены, особенно это касается ценностей, поступающих в адрес организации по железной дороге. При обнаружении каких-либо расхождений между количеством, указанным в сопроводительных документах, и тем, что установлено при приемке, составляется коммерческий акт в присутствии представителя железной дороги.
Кладовщик организации, принимая ценности от экспедитора, в обязательном порядке их взвешивает, пересчитывает либо обмеряет, после чего расписывается в товарно-транспортной накладной или другом сопроводительном документе, подтверждая приемку.
Материальные ценности, приобретенные за наличный расчет у торговой организации, приходуют на основании товарных чеков и чеков кассового аппарата, подтверждающих оплату.
Если подотчетные лица приобретают материалы за наличный расчет у частных лиц, то их сдают на склад на основании акта (справки), составленного при покупке материалов у частных лиц.
Оприходование сельскохозяйственной продукции от урожая оформляют реестром отправки зерна и другой продукции с поля (ф. № 401-АПК/ приложение 5), документ выписывается в 2-х экземплярах: один - для комбайнера, другой для шофера. Выдачу пронумерованных и зарегистрированных реестров производят под расписку комбайнеру.
Для учета поступления зерна и других видов продукции в местах временного и постоянного хранения за сутки предназначена накопительная ведомость поступления от урожая сельскохозяйственной продукции (ф. № 408-АПК приложение 7), ее составляет материально ответственное лицо на каждый вид (сорт) продукции (заведующий складом, кладовщик) в 2-х экземплярах в день поступления продукции на склад.
Оприходование товарного, семенного, фуражного зерна и списания мертвых отходов осуществляется на основании акта на сортировку и сушку продукции растениеводства (ф. № 410-АПК приложение 8).
Оприходование заготовленных грубых кормов (сено, солома) производится не позднее 3 дней после закладки их на хранение, а силоса - через 20 дней.
Для приемки грубых и сочных кормов руководителем организации назначается комиссия, которая осматривает заложенные на хранение корма, производит их обмер, определяет качество и объем заготовленного корма и составляет акт приема-передачи грубых и сочных кормов (ф. № 204-АПК приложение 9), составляется в 2-х экземплярах: один передается в бухгалтерию, а второй - вместе со схемой расположения стогов, скирд, буртов, траншей остается у фуражира.
В сельскохозяйственных организациях значительная часть кормов скармливается скоту без предварительной уборки, т.е. на корню (путем выпаса). Для оприходования данных кормов применяется акт на оприходование пастбищных кормов (ф. № 205-АПК приложение 10), их количество главный зоотехник и главный агроном определяют расчетным путем (зоотехнический, или укосный метод) и затем списывают на издержки производства.