Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 14:03, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение состояния учета сырья и материалов, и выработки предложений по его совершенствованию, на примере предприятия РУП «Заречье» Смолевичского района Минской области.
Введение
1. Обзор литературы
2. Экономико-финансовая характеристика
3. Сущность, классификация и оценка сырья и материалов
4. Первичный учет сырья и материалов и его совершенствование
4.1 Первичный учет сырья и материалов 28
4.2 Организация учета материалов на складах и в других местах хранения
5.Синтетический и аналитический учет сырья и материалов 5.1 Учет сырья материалов
5.2 Учет топлива 5.3 Учет тары и тарных материалов
5.4 Учет запчастей 38
5.5 Учет сырья, продукции и материалов переданных в переработку на сторону
5.6 Инвентаризация сырья и материалов, и ее отражение на счетах бухгалтерского учета
5.7 Учет сырья и материалов при автоматизированной форме учета
Заключение
Список использованной литературы
Н.В. Новикова [17] пишет, что в зависимости от принятой организацией учетной политики отражение поступления и выбытия материалов может осуществляться по одному из двух вариантов:
1)
с использованием счета 10 "Материалы"
в корреспонденции с
2) с использованием в дополнение к счету 10 счетов 15 "Заготовление и приобретение материалов" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
При первом варианте фактическая себестоимость поступивших материальных ценностей формируется на счете 10. По дебету счета 10 отражается покупная стоимость поступивших материальных ценностей (без НДС) и сумма ТЗР.
Сущность второго варианта отражения поступления материалов заключается в том, что для учета поступающих материалов организации используют вспомогательный счет 15, в дебет которого заносят данные о стоимости приобретенных материалов (без НДС), а также данные о фактических затратах по их приобретению. После этого в дебет счета 10 в корреспонденции с кредитом счета 15 списывается стоимость материалов по ценам приобретения (ценам, указанным в сопроводительных документах организаций поставщиков).
Разница между фактической стоимостью заготовления и стоимостью материалов по ценам приобретения составляет отклонение в стоимости и списывается с кредита счета 15 в дебет счета 16. Сумма отклонений, учтенная по дебету счета 16, списывается с кредита этого счета пропорционально стоимости материалов, отпущенных в производство.
По мнению Шевелева А.Е. [24] проблемным этапом в учете материальных ценностей является бухгалтерский учет отклонений в стоимости материалов. В настоящее время счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" используется для учета только отклонений от цен. Самый основной фактор изменения материальных затрат - отклонение от норм расхода, не учитывается на отдельном счете. Поэтому проведенное исследование позволило обосновать целесообразность учета на счете 16 субсчете 1 "Учета отклонений от норм", и на субсчете 2 "Отклонение от цен по видам выпускаемой продукции".
Указанные рекомендации будут способствовать минимизации затрат предприятия, а значит позволит изыскать резервы для увеличения прибыли и повышения рентабельности производства.
Н.В. Новикова [17] предлагает использовать бескарточную форму учета материалов. При этой форме в место карточек складского учета на основе первичных приходных и расходных документов с помощью компьютеров составляется развернутая сортовая оборотная ведомость, в которой полностью получают отражение все данные карточек складского учета с указанием количества и стоимости поступивших и отпущенных материальных ресурсов по каждому документу и итоговые данные о движении материальных ценностей по каждому номенклатурному номеру и складу в целом. К тому же в нее вводится данные о норме запаса материалов и отклонениях от установленных норм, что обеспечит автоматический контроль за состоянием складских запасов. Однако составление ведомости движения и остатков материалов на компьютере возможно только в условиях внедрения полностью компьютеризованного складского учета.
Как отмечает Н.П. Попкова [19], совершенствование учета и контроля наличия и движения материалов может происходить в следующих направлениях:
-
упрощение формирования
- совершенствование карточки складского учета. Предусмотрев в карточке дополнительные графы, с ее помощью можно оформлять внутреннее перемещение материалов. Материально ответственное лицо, получив ценности, расписывается в получении материалов в карточке складского учета отпустившего ценности, а отпустивший - в карточке получателя. В связи с этим карточки становятся оправдательными документами. Такое совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.
С нашей точки зрения, мероприятия, предлагаемые Н.П.Попковой, заслуживают права на реализацию.
По мнению Е. Шуремова [25] наиболее ощутимый эффект от внедрения автоматизированной системы проявляется в оптимизации нескольких наиболее важных участков, являющихся основными источниками потерь на производстве, и выражается в следующих показателях:
Таким образом, применение системы комплексной автоматизации управления за счет оптимизации объема запасов, улучшения качества и уменьшения времени обслуживания клиентов, уменьшения потерь и злоупотреблений позволяет ускорить оборачиваемость материальных ценностей и снизить общие издержки предприятия.
Мы считаем, что необходимо пересмотреть план счетов и снова ввести субсчет 13 «Износ предметов», так как это позволит упростить учет предметов.
Н. Анищенко [1] в своей статье пишет о некоторых особенностях учета. Она отмечает, что предметы, перенесенные на счет 10 «Материалы», могут учитываться или по первоначальной, или по остаточной стоимости с выделением начисленного износа на отдельном субсчете. Остаточная стоимость предметов в эксплуатации или начисленная сумма износа относится на счета учета затрат в порядке, установленном учетной политикой организации в соответствии с законодательством.
С целью обеспечения достоверного учета средств индивидуальной защиты обратим внимание на указания Минфина РБ от 12.12.1997 № 60 "Об установлении лимита отнесения имущества к малоценным и быстроизнашивающимся предметам". Именно в соответствии с этим документом в учетной политике организации определяется вариант возможного начисления износа по средствам индивидуальной защиты. По предметам, по которым имеются сроки службы (спецодежда, спецобувь), износ начисляется исходя из сроков их службы.
В соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ- услуг), включаются расходы по обеспечению здоровых и безопасных условий - труда и охраны труда, предусмотренных законодательством. Значит, затраты на средства индивидуальной защиты относятся к числу таких расходов, но только в пределах установленных норм выдачи.
С целью обеспечения контроля за наличием находящейся у работников спецодежды, стоимость которой списана исходя из установленных сроков носки, бухгалтеру целесообразно открыть забалансовый счет, на котором будет учитываться стоимость такой спецодежды до момента ее выбытия из эксплуатации.
Следует отметить, что могут иметь место ситуации, когда работник за счет собственных средств приобретает полагающуюся ему спецодежду. В таком случае наниматель компенсирует работнику расходы на приобретение. Невозвращенная спецодежда может быть отражена следующим образом:
Д-т 94 К-т 10/11 - на остаточную стоимость спецодежды;
Д-т 73 К-т 94 - отнесение стоимости на лицо, не возвратившее спецодежду.
Мы считаем, что эффективное использование материалов играет большую роль в обеспечении нормализации работы организации, повышения уровня рентабельности производства.
Н.П. Дробышевский [7] считает, что, приступая к проверке по движению материалов, аудитор должен установить, какая первичная документация по движению материалов используется в организации, соответствует ли она типовым и ведомственным формам первичной учетной документации. При этом аудитор должен знать, что в соответствии со статьей 9 закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Г.М. Пупко [20] пишет, что с увеличением объемов производства особую актуальность представляют вопросы рационального формирования и использования указанных запасов и обеспечения их безусловной сохранности; ресурсосбережение выступает важным направлением эффективного ведения хозяйства, на что обращается особое внимание. Осуществлению этих задач способствует организация надлежащего экономического контроля на каждом предприятии. Основными задачами аудита товарно-материальных ценностей на предприятии является проверка.
В
настоящее время широкое
Г. Доменикан [11] отмечает, что участниками сделок с давальческим зерном являются, с одной стороны, собственник давальческого сырья, а с другой его переработчик.
Право собственности на передаваемое сырье от собственника давальческого сырья к переработчику не происходит. Поэтому предприятие-переработчик учитывает его по стоимости, предусмотренной в договоре и передаточных документах, на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Стоимость сырья и материалов заказчика не включается в затраты предприятия переработанного давальческого сырья.
Л. И. Стешиц [25] определяет и мы вполне согласны, что значительную часть производственных запасов (минеральные удобрения, нефтепродукты, запчасти, строительные материалы) сельхозпредприятия приобретают со стороны. Основным первичным документом на оприходование поступающих от поставщиков ТМЦ является счет-фактура. К счет-фактуре могут прилагаться или заменять его другие документы поставщиков: ТТН, спецификации, квитанции и т.п.
Все поступающие на приобретаемые ТМЦ документы передаются службе снабжения. Ее работники проверяют соответствие данных поступающих документов договорам в части их ассортимента, цен, сроков отгрузки. Поступающие документы регистрируются в специальном журнале учета поступающих грузов. После регистрации в журнале счета-фактур, ТТН передаются на склад для оприходования поступающих ТМЦ в складском учете.
Для получения ТМЦ у поставщиков представителю хозяйства выписывают доверенность (ф. № М-2а). Бухгалтерия ведет строгий учет выданных доверенностей и их выдачу, регистрируя в журнале выданных доверенностей (ф. № М-3).
Как отметил О. Левкович [16], цивилизацией доказаны колоссальные возможности компьютеров. Кто попробовал взять АСУ в помощники, тот уже не захочет работать по старинке. Мы поддерживаем мнение автора по вопросу автоматизации учета, так как это намного облегчит работу. Внедрение АСУ сопровождается переоценкой многих понятий, преодолением психологических барьеров и стереотипов. Автоматизация требует определенных усилий от пользователя (приходится использовать готовые решения, а не разрабатывать свои), но самое главное - она освобождает от рутинной ручной работы, остается больше времени на анализ информации.
В Смирнов [19] отмечает, что одной из ключевых проблем многих предприятий является хроническая нехватка оборотных средств. Часто ее первопричиной является высокий уровень складских потерь и избыточные запасы ТМЦ. Это прямое следствие недостаточности внимания к планированию их движения. В решении этой задачи способны помочь современные информационные технологии, позволяющие оперативно планировать движение материальных ресурсов по всей цепочке процессов заготовления, производства и сбыта. Мы согласны с мнением автора по вопросу автоматизации материальных ценностей, который поможет оперативному планированию и контролю.
П.Я. Попковская [17] утверждает, что рассмотрения проблемы совершенствования учета материальных ресурсов обусловлено значительным объемом работы на данном участке учета и наличием достаточно большого круга переменных методических вопросов в построении учетных моделей согласно действующим нормативным положениям. Мы согласны с мнением авторов о совершенствовании учета материалов из-за больших объемов на данном участке.
И.Н. Белов [3] указывает, что контроль материалов в сельскохозяйственных организациях рекомендуется осуществлять в определенной последовательности, обеспечивающей логическую взаимосвязь предыдущих и последующих контрольно-ревизионных работ. В условиях полной документальной ревизии или проверки этим требованиям в наиболее полной мере отвечает такая очередность указанных работ, при которой сначала проверяют организацию складского хозяйства, состояния хранения, учета и сохранности материалов. Затем выявляют полноту, своевременность и правильность оприходование всех поступающих в хозяйство материалов по отдельным каналам поступления и отраслям производства. Заканчивается контроль выявлением соблюдения установленного порядка нормирования материалов, соответствия их фактических остатков нормативному или плановому наличию, излишних материалов в соответствии с данными бухгалтерского учета данным бухгалтерской, статистической и внутрихозяйственной.
Таким образом, в настоящее время практически перед каждой организацией остро стоят проблемы совершенствования и рационализации бухгалтерского учета. Правильная оценка ТМЦ, своевременный учет их поступления и выбытия позволит осуществить контроль не только за наличием и использованием, но и учесть влияние их на формирование себестоимости выпускаемой продукции, что обусловило актуальность выбранной темы.
В
целом можно сказать, что учет материальных
ценностей в Беларуси развивается, но
есть еще резервы для совершенствования.
Будем надеяться, что в будущем бухгалтерам,
будет легче, чем нашим предшественникам
и учет будет проще и понятнее, спорных
вопросов будет возникать меньше, а нормативная
база будет налажена.
2. ЭКОНОМИКО - ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РУП
«Заречье»
Республиканское унитарное сельскохозяйственное предприятие «Заречье» организовано в 1968 году. Центральная усадьба находится в деревне Будагово, Смолевичского района, Минской области, расстояние от которой до районного центра - города Смолевичи - 25 км. Ближайшая железнодорожная станция «Жодино» находится в 7 км.