Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:15, курсовая работа
Сырье и материалы составляют значительную часть затрат предприятия в себестоимости продукции. Поэтому повышение эффективности их использования является одним из важнейших факторов снижения себестоимости продукции и роста прибыли. Рациональное использование сырья и материалов во многом определяется постановкой бухгалтерского учета и организации аналитических работ, что в условиях становления рыночной экономики требует особого осмысления. В связи с приближением учета к международным стандартам, роль и значение учета материалов и сырья трудно переоценить, а обсуждение актуальных проблем учета весьма своевременно.
Введение……………………………………………………………..…….................3
1.Обзор литературы…………………………………………………….....................5
2.Экономико-финансовая характеристика организации………………………...12
3.Сущность, классификация и оценка сырья и материалов……………………..23
4.Первичный учет сырья и материалов и его совершенствование
4.1.Первичный учет сырья и материалов……………………...……….................26
4.2.Организация учета материалов на складах и в других местах хранения………….…………………………………………………………………27
5.Синтетический и аналитический учет сырья и материалов
5.1.Учет сырья и материалов………………………………………………………30
5.2.Учет топлива……………………………………………………………………31
5.3.Учет тары и тарных материалов………………………………………………32
5.4.Учет запасных частей…………………………………………………………..33
5.5.Учет сырья, продукции и материалов, переданных в переработку на сторону……………………………………………………………………................34
5.6.Инвентаризация сырья и материалов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета……………………………………………………………….35
5.7.Учет сырья и материалов при автоматизированной форме учета…………..37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………...................42
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инвентарная тара (нефтетара, бочки, чаны), используемая для хозяйственных нужд, на данном счете не учитывается.
В хозяйстве тара может изготавливаться как собственными силами, так и поступать со стороны.
При изготовлении тары в организации все затраты учитывают по дебету 20.03, оприходование производят по требованию накладной.
Оприходование тары от поставщиков производится на основании сопроводительных документов поставщика.
Основные бухгалтерские записи по данному субсчету:
На складе учет тары ведется по ее видам и наименованию.
5.4 Учет запасных частей
На субсчете 10.05 «Запасные
части» в ОАО «Крутогорье-
Автомобильные и тракторные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, на данном субсчете не учитывают, так как они были включены в первоначальную стоимость основных средств. Запасные части играют важную роль в обеспечении непрерывности в процессе сельскохозяйственного производства. Они предназначены для ремонта автомобильного транспорта, тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и механизмов. Учет и контроль за их поступлением и использованием имеет большое значение в целях предотвращения злоупотребления и бесхозяйственности.
Основной канал поступления запасных частей, аккумуляторов, шин - это приобретение на стороне. Они могут приобретаться как за счет собственных средств, так и за счет кредитов, займов, бюджетного финансирования и безвозмездного поступления.
При поступлении в организацию запасных частей материально-ответственное лицо (заведующий складом), с которым нанимателем заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности, обязан:
- проверить соответствие
поступивших запасных частей, аккумуляторов,
шин по количеству и
-своевременно оприходовать поступившие запасные части;
Оприходование запасных частей, аккумуляторов, шин производится на основании сопроводительных документов поставщиков.
Запасные части, поступившие от резидентов РБ, оприходуют на основании типовой формы товарно-транспортной накладной (ф. ТТН-1); изготовленные в своих ремонтных мастерских и снятые при списании основных средств - по требованию накладной ф. № 203-АПК (Приложение 9).
Особенности учета запасных частей обуславливаются их большой номенклатурой, на каждое наименование, тип, размер заведующий складом открывает отдельную карточку складского учета, в которую им производятся записи на основании правильно оформленных первичных документов по мере их поступления и осуществления хозяйственных операций.
На основании документов по движению запасных частей материально-ответственное лицо составляет отчет о движении продуктов и материалов. Отчет вместе с документами по приходу и расходу представляется в бухгалтерию организации в установленные планом документооборота сроки и служит основанием для отражения в учете движения запасных частей.
В бухгалтерии хозяйства данные по движению запасных частей обобщаются в денежном выражении в документе произвольной формы, данные из которой заносятся е главную книгу. В ОАО «Крутогорье-Петковичи» имеется устоявшаяся номенклатура запасных частей. Рассмотрим порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению запасных частей (Приложение 18).
Поступили в ОАО «Крутогорье-Петковичи» от поставщика запасные части, оценка которых по свободным (договорным) ценам составляет 1027516 руб., в том числе налог на добавленную стоимость — 224856 руб. Оплата счета поставщика произведена с расчетного счета — 1027516 руб. При учете запасных частей по покупным ценам производятся следующие записи:
Дебет субсчета 10-5 «Запасные части» — на сумму 802680 руб.;
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму 802680 руб.;
Дебет субсчета 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам», аналитический счет «Причитающийся к уплате налог» - на сумму 224856 руб.;
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму 224856 руб.;
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»— на сумму 1027516 руб.;
Кредит счета 51 «Расчетный счет» — на сумму 1027516 руб.;
Дебет субсчета 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам», аналитический счет «Уплаченный налог»- на сумму 224856 руб.;
Кредит субсчета 18-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам», аналитический счет «Причитающийся к уплате налог» - на сумму 224856 руб.;
Отпуск запасных частей отражается по счетам (приложение 17):
Синтетический учёт запасных частей в КСУП «Пиревичи» ведут в журнале – ордере № 6-АПК по счету 10-5 (приложения 18), он формируется на основании Оборотно-сальдовой ведомости (приложение 17).
В журнале – ордере № 6-АПК отображаются суммы по видам запасных частей. В конце месяца после сверки оборотов по каждому синтетическому счету кредитовые обороты по ним в корреспонденции с другими счетами из журнала-ордера № 6-АПК переносят в Главную книгу (приложение 19).
5.5 Учет сырья, продукции и материалов, переданных в переработку.
На субсчете 10.09 «Сырье, продукция и материалы, переданные в переработку на сторону» учитывают сырье, продукцию и материалы, переданные в переработку на сторону, которые затем включают в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке, оплаченные сторонним организациям, относится в дебет тех счетов, на которых учитывают продукцию, полученную от переработки.
Переработка материалов на стороне производится в соответствии с заключенными договорами.
Передача давальческого сырья в переработку оформляется ТТН-1, либо товарной накладной ТН-2, в которых делается отметка «Передача ТМЦ для осуществления переработки на давальческих началах». После завершения технологического процесса переработки сырья и материалов составляется акт приемки-сдачи работ (услуг) по переработке давальческого сырья в 2-х экземплярах и подписывается уполномоченными представителями сторон по договору.
Аналитический учет сырья и материалов, переданных в переработку, ведется по перерабатывающим организациям.
5.6 Инвентаризация сырья и материалов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета
Инвентаризация является одним из действенных средств контроля и состояния сохранности материальных ценностей. Она проводится с целью установления соответствия фактического наличия материальных ценностей по данным бухгалтерского учета. Инвентаризация товарно-материальных ценностей производится не менее одного раза в год с таким расчетом, чтобы перед составлением годового отчета инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
В соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» проведение инвентаризации обязательно:
- при ликвидации субъекта бухгалтерского учета;
- при изменении собственника имущества или реорганизации субъекта бухгалтерского учета;
- при смене руководителя субъекта бухгалтерского учета и материально ответственных лиц;
- по требованию следственных и контролирующих органов;
- при установлении фактов
недостачи, краж, ограблений, хищений,
злоупотреблений и порчи
- в случае пожара или стихийных бедствий;
- при переоценке ценностей;
- перед составлением годовой отчетности;
- в других случаях,
установленных
Объектами инвентаризации являются места хранения запасов и матери-ально ответственные лица.
Проведение инвентаризации
проводится на основании
При проведении инвентаризации выявленные излишки, недостачи, повреждения, порча материальных ценностей должны тщательно анализироваться и по ним должны приниматься решения, предотвращающие такие случаи. Стоимость выявленных излишков материальных ценностей приходуются на счета по учету материалов, а недостачи списываются в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества». При этом недостачи в пределах норм естественной убыли относятся на счета издержек производства, а сверх норм - на счета конкретных виновных лиц. Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании с них, суммы недостач погашаются за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.
Перед началом инвентаризации материально ответственные лица письменно подтверждают, что они сдали все документы и что не оприходованных или несписанных ценностей за ними не числится.
Результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях (Приложение 9). Описи должны составляться четко, без помарок и неоговоренных исправлений, на основании описей для выявления результатов инвентаризации работники бухгалтерии составляют сличительные ведомости результатов инвентаризации. В них заносят только те материальные ценности, по которым имеются расхождения. При наличии расхождений материально ответственные лица должны дать письменные объяснения о причинах недостачи или излишков.
Независимо от причин возникновения все недостачи по фактической себестоимости относят в дебет активного счета 94 «недостачи и потери от порчи ценностей» до принятия решения о способах погашения недостач. Указанное решение оформляется приказом директора организации, который является основным документом по списанию недостач, недостачи могут списываться:
1.на затраты производства (себестоимость) - в пределах норм естественной убыли;
2.на счет конкретного виновника;
3. на счет внереализационных расходов.
Отражение недостач материалов, выявленных в результате проведения инвентаризации, до принятия решения о погашении в учете отражается записью: Д-т 94 «недостачи и потери от порчи ценностей» и К-т 10 «Материалы» и счета 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» списание фактической стоимости недостающих материалов (отраженной в учете).
Списание недостач отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» по разным направлениям в зависимости от источника погашения бухгалтерскими записями:
Д-т 26 К-т 94 - списание недостач в пределах норм естественной убыли по фактической себестоимости (без НДС);
Д-т 73.02 К-т 94 - списание недостач при наличии конкретных виновников в недостаче ценностей.
Стоимость излишков, выявленных в результате проведения инвентаризации, приходуется бухгалтерской записью:
Д-т 10 К-т 92.02 - на сумму выявленных излишков по оценке комиссии.
Результаты инвентаризации должны получить отражение в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовой бухгалтерской отчетности.
По недостачам и потерям,
явившимся следствием злоупотреблений,
главный бухгалтер и
5.7 Учет сырья и материалов при автоматизированной форме учета
«1С: Бухгалтерия» - универсальная бухгалтерская программа, которая настраивается самим бухгалтером на особенности бухгалтерского учета своего предприятия, на любые изменения законодательства и форм отчетности. Бухгалтер, освоив универсальные возможности программы, самостоятельно может автоматизировать различные разделы учета: кассу, банк, материалы, основные средства и т. д. За счет гибкой настройки «1С: Бухгалтерия» может использоваться как в хозрасчетных предприятиях и организациях, так и в бюджетных учреждениях.
Основные возможности «1С: Бухгалтерии»
- ведение синтетического
и аналитического учета
- ведение количественного и валютного учета;
- изменение и дополнение
плана счетов, системы проводок,
настройки аналитического
- формирование и печать
учетных регистров по