Учет сырья и материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Сырье и материалы составляют значительную часть затрат предприятия в себестоимости продукции. Поэтому повышение эффективности их использования является одним из важнейших факторов снижения себестоимости продукции и роста прибыли. Рациональное использование сырья и материалов во многом определяется постановкой бухгалтерского учета и организации аналитических работ, что в условиях становления рыночной экономики требует особого осмысления. В связи с приближением учета к международным стандартам, роль и значение учета материалов и сырья трудно переоценить, а обсуждение актуальных проблем учета весьма своевременно.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…….................3
1.Обзор литературы…………………………………………………….....................5
2.Экономико-финансовая характеристика организации………………………...12
3.Сущность, классификация и оценка сырья и материалов……………………..23
4.Первичный учет сырья и материалов и его совершенствование
4.1.Первичный учет сырья и материалов……………………...……….................26
4.2.Организация учета материалов на складах и в других местах хранения………….…………………………………………………………………27
5.Синтетический и аналитический учет сырья и материалов
5.1.Учет сырья и материалов………………………………………………………30
5.2.Учет топлива……………………………………………………………………31
5.3.Учет тары и тарных материалов………………………………………………32
5.4.Учет запасных частей…………………………………………………………..33
5.5.Учет сырья, продукции и материалов, переданных в переработку на сторону……………………………………………………………………................34
5.6.Инвентаризация сырья и материалов и отражение ее результатов на счетах бухгалтерского учета……………………………………………………………….35
5.7.Учет сырья и материалов при автоматизированной форме учета…………..37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………...................42
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БУХ УЧ.docx

— 120.67 Кб (Скачать)

 

Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Норматив

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными фондами

0,51

0,37

0,5

Не ниже 0,2

Коэффициент текущей ликвидности

5,5

3,43

5,55

Не ниже 1,5

Коэффициент платежеспособности

2,02

1,6

2,02

Не более 0,85


   Данные таблицы 2.10 показывают, что коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2011 году составил 0,5 (норма 0,2), а коэффициент текущей ликвидности составил 5,55 и превышает пороговое значение норматива на 270% (5,55 / 1,50 ∙ 100 = 370%). Таким образом, за 2009 – 2011 годы, финансовое состояние в целом улучшилось. Это характеризует хозяйство с положительной стороны.       Коэффициент текущей ликвидности характеризует способность компании погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счёт оборотных активов. Это один из важнейших финансовых коэффициентов. Чем выше показатель, тем лучше платежеспособность предприятия [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Сущность, классификация и оценка сырья и материалов

   Под сырьем понимается продукция добывающей промышленности (руда, нефть и т.д.), сельского хозяйства (зерно, молоко и т. д.), а под материалами – обрабатывающих отраслей (ткань, мука и т. д.), предназначенная для дальнейшего применения в процессе производства.

   Для осуществления непрерывности производства сельскохозяйственные организации должны иметь оборотные средства (семена, посадочный материал, корма, средства защиты растений и животных, нефтепродукты и т.д.).

   Сырье и материалы (предметы труда) входят в состав производимой продукции, образуя ее материальную основу. На стоимость израсходованного сырья и материалов возрастают затраты при производстве готовой продукции.

   Материально-производственные запасы, т.е. предметы труда и продукты труда - часть имущества, предназначенная для использования при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг, используемая для управления организацией, предназначенная для продажи. Они приобретаются для переработки и использования внутри организации, а их продажа - вынужденная мера: они либо не требуются более для производства, либо чрезмерно велики, либо имеются иные веские причины продать их без соответствующей обработки.

   Одним из основополагающих принципов организации учета предметов труда является их классификация, которая бывает экономической и технической.

   Экономическое содержание включает:

1) по способу  приобретения:

  - собственного производства

  - покупные

2) по назначению  использования в процессе производства: сырье и материалы, вспомогательные  материалы, покупные материалы  и комплектующие изделия, топливо,  запчасти, тара и тарные материалы,  семена и посадочный материал, корма, средства защиты животных и растений, удобрения, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная одежда, прочие материалы.

   Техническое содержание включает: наименование материалов, марка, сорт, размер, артикул, единица измерения.

   Сырье и материалы является частью материально-производственных запасов, которые входят в состав оборотных материальных активов, они является объектом финансового и управленческого учета. В РБ учет оборотных материальных активов ведется в единой системе бухгалтерского учета, что заставляет более строго подходить к выделению их составных элементов.

   Сырье и материалы могут поступать в организацию по следующим каналам: приобретенные за плату на стороне; изготовленные в собственных ремонтных мастерских, промышленных цехах; от ликвидации и разборки основных средств при их списании; безвозмездное получение; излишки, выявленные в результате инвентаризации; поступление давальческого сырья для переработки и принятого на ответственное хранение.

   Большое значение в организации учета материалов и готовой продукции играет их оценка. С развитием рыночных отношений она усложняется, так как подверженность рыночных цен значительным колебаниям влияет на изменение стоимости материалов, что в свою очередь отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции и в конечном счете - на финансовом результате.

   Материалы, поступившие в течение года от собственного производства, оценивают по плановой себестоимости. В конце года, после составления отчетных калькуляций плановую себестоимость доводят до уровня фактической.       Продукцию и материалы, по которым плановая себестоимость не исчисляется, оценивают по ценам возможной реализации.

   Материальные ценности, производившиеся в прошлом году и перешедшие на следующий, учитывают по фактической себестоимости.

   Все поступающие в организацию покупные материальные ресурсы должны учитываться по фактической себестоимости приобретения, которая складывается из стоимости по ценам приобретения (заготовления) и расходов по заготовке и доставке этих ценностей в организацию. Состав расходов по заготовке и доставке материалов в организацию определен вступившими в силу с 26 января  2009г.  новыми  Основными положениями по  составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151 [21].

   В стоимость материальных ценностей включаются затраты организации на приобретение тары у поставщиков за вычетом стоимости этой тары по цене ее возможного использования в тех случаях, когда цены на нее установлены особо - сверх цены материальных ценностей. Если стоимость тары, поступившей от поставщика вместе с материальными ценностями, включена в их цену, то из общей суммы затрат по их приобретению исключается стоимость тары по цене ее возможного использования или реализации (с учетом затрат на ее ремонт в части материалов).

   В учетных регистрах организации способы оценки и отражения материальных ресурсов могут быть следующими:

   по фактической себестоимости - когда все расходы по приобретению учитывают непосредственно на счетах по учету материалов;

   по учетной цене - когда все расходы на заготовление и приобретение материалов учитывают на одном счете, а отклонения фактической себестоимости приобретения от учетной цены - на другом;

   Отклонения фактической себестоимости от учетных цен в бухгалтерии предприятия учитывают на отдельном счете. По мере расходования материалов отклонение от учетных цен списывается пропорционально стоимости материалов (по учетным ценам), израсходованных на производство, реализацию, отпущенных на другие нужды, а также находящихся в остатке на конец отчетного периода.

   В соответствии с п. 2.6.12. Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), отмечено, что включение в состав себестоимости материальных ресурсов может производиться по ценам последнего приобретения (ЛИФО).

   В связи с инфляцией сельскохозяйственные организации могут переоценивать материальные ресурсы в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РБ. При этом увеличение их стоимости в результате переоценки зачисляют на пополнение источников собственных средств организации. Если переоценка (дооценка, уценка) проводится по инициативе самой организации, то ее результаты относятся на внереализационные доходы с соответствующим налогообложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Первичный учет сырья и материалов и его совершенствование

4.1 Первичный учет сырья и материалов

Одной из основных предпосылок  сохранности материальных ценностей  и одним из принципов рациональной организации их учета является своевременное  и правильное оформление первичными документами хозяйственных операций по их движению.

   Для оформления операций по поступлению материальных ценностей на склады организации используют сопроводительные документы поставщиков и приходные документы самой организации. Все покупные товарно-материальные ценности поступают от поставщиков в соответствии с договорами поставок, к которым в обязательном порядке прилагаются спецификация и протокол согласования цены.

   Организации получают материальные ценности от поставщиков по доверенности. Доверенность – распорядительный документ, в котором содержится распоряжение исполнителю совершить хозяйственную операцию, связанную с получением товарно-материальных ценностей.

   Лицо, которому выдана доверенность, обязано не позднее следующего дня после получения ценностей представить в бухгалтерию организации документы о получении и сдаче ценностей на склад. Неиспользованные доверенности должны быть возвращены организации на следующий день после истечения срока их действия, о чем делается отметка в журнале учета выданных доверенностей.

   Основными первичными документами на оприходование материальных ресурсов, поступивших от поставщиков, являются товарно-транспортные накладные (ф. № ТТН-1, ТН-2 Приложение 5,11), утвержденных Постановлением  Министерства Финансов Республики Беларусь от  18 декабря 2008 г. № 192 Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная».

   Следует  помнить, что в первичных учетных  документах  стирание записей и неоговоренные исправления не допускаются. 

   Товарно-транспортная   накладная  является  документом  строгой отчетности  и  предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей,   если   их   перемещение   осуществляется   с   участием автомобильного  транспорта,  а  также для расчетов за их перевозки и учета  выполненной  транспортной  работы.  Она служит основанием для списания   товарно-материальных   ценностей   у  грузоотправителя  и оприходования   их   у  грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

   Все грузы, поступающие на склад организации, должны быть тщательно проверены, особенно это касается ценностей, поступающих в адрес организации по железной дороге. При обнаружении каких-либо расхождений между количеством, указанным в сопроводительных документах, и тем, что установлено при приемке, составляется коммерческий акт в присутствии представителя железной дороги.

   Кладовщик организации, принимая ценности от экспедитора, в обязательном порядке их взвешивает, пересчитывает либо обмеряет, после чего расписывается в товарно-транспортной накладной или другом сопроводительном документе, подтверждая приемку.

   Материальные ценности, приобретенные за наличный расчет у торговой организации, приходуют на основании товарных чеков и чеков кассового аппарата, подтверждающие оплату.

   Если подотчетные лица приобретают материалы за наличный расчет у частных лиц, то их сдают на склад на основании акта (справки), составленного при покупке материалов у частных лиц.

Оприходованное сельскохозяйственной продукции от урожая оформляют реестром отправки зерна и другой продукции с поля. Перед началом уборки бланки реестров пронумеровывают и регистрируют в специальном журнале. Их выдачу комбайнерам и водителям, участвующим в уборке, производят под расписку, указывая, с какого и по какой номер получил каждый из них. Водитель, загрузив транспортное средство продукцией растениеводства, в своем экземпляре заполняет следующие реквизиты: дату составления реестра, вид продукции, номер производственного подразделения, в котором производится уборка урожая, марку и номер комбайна, фамилию, имя, отчество комбайнера, примерную массу продукции. Комбайнер, заполняя свой экземпляр реестра, указывает дату составления, вид продукции, номер подразделения, в котором производится уборка урожая, номер и марку автомобиля, отвозившего готовую продукцию, и ее примерную массу. Комбайнер расписывается в экземпляре реестра водителя, а водитель - в экземпляре комбайнера.

   Отпуск продукции со складов за наличный расчет работникам организации и другим лицам оформляется приходным кассовым ордером  (Приложение 11). В нем указывается от кого приняты денежные средства, за какую работу или реализованную продукцию и на основании какого документа, ставку НДС и сумму с НДС.

  Также в организации применяется акт на списание товарно-материальных ценностей (Приложение 22), по которому производится списание товарно-материальных ценностей по различным причинам.

    При разовом отпуске продукции выписывают требование-накладную в 2 экземплярах, один из которых передают в бухгалтерию, чтобы на его основании отражать перемещение сельскохозяйственной продукции из одного места хранения в другое.

         Для учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, выдаваемых работникам организации в индивидуальное пользование согласно установленным нормам применяется личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений.

  При списании пришедшего в негодность инвентаря составляют акт на списание инвентаря, спецодежды и спецобуви.

 

 

 

4.2.Организация  учета материалов на складах  и в других местах хранения

 

   Важнейшим условием  правильной организации учёта  материалов и обеспечения их  сохранности служит хорошее состояние  складского хозяйства.

Информация о работе Учет сырья и материалов