Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - критически рассмотреть современное состояние и пути совершенствования учета расчетов с персоналом по оплате труда на примере конкретного предприятия ОАО «Глазовский Хлебокомбинат» наметить необходимые предложения по устранению имеющихся недостатков и разработать научно обоснованные методы по его дальнейшему улучшению, также провести анализ расчетов по оплате труда, проанализировать действующие системы и формы оплаты труда, осуществить анализ использования фонда оплаты труда, а также предложить мероприятия по повышению эффективности использования фонда заработной платы на предприятии.
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 6
1.1. Сущность, основы организации и задачи учета расчетов с персоналом по оплате труда. 6
1.2 Виды, формы и системы оплаты труда 12
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА. 17
2.1. Местоположение, правовой статус организации. 17
2.2. Организационное устройство, размеры и специализация ОАО «Глазовский хлебокомбинат». 17
2.3. Основные экономические показатели деятельности (финансовое состояние и платежеспособность) организации. 19
2.4. Организация бухгалтерского учета на предприятии 28
Глава 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 32
3.1. Документальное оформление расчетов по оплате труда 32
3.2. Организация синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда 37
3.3 Рационализация учета расчетов по оплате труда 46
Выводы и предложения 52
Список литературы 59
2.4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Остановиться следует на работе такого звена как бухгалтерия, так как она занимает важнейшее место в планировании и организации коммерческой деятельности по обеспечению предприятия материальными ресурсами. Бухгалтерский учёт в что ОАО «Глазовский хлебокомбинат» ведётся на основании Федерального закона «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями, других Федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации. Бухгалтерский учет ведется централизованно по месту регистрации организации. Налоги рассчитываются и уплачиваются по месту регистрации организации. В организации используются типовые формы первичных документов. В первичных документах регистрируются данные для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения. Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются типовыми первичными документами, которые утверждены законодательно. Налоговый учет ведется в регистрах, которые рекомендует ИМНС России. Учетные документы хранятся на предприятии в печатной форме в течение пяти лет.
Бухгалтерский и налоговый учет с 2005 года ведется с использованием специализированной бухгалтерской компьютерной программы «АМБА» 1993 года выпуска.
Штат бухгалтерии предприятия состоит из 5 человек: главного бухгалтера, экономиста, бухгалтера-расчетчика, бухгалтера-аналитика и бухгалтера-кассира. Должностные обязанности главного бухгалтера утверждаются руководителем ОАО «Глазовский хлебокомбинат», обязанности работников бухгалтерии - главным бухгалтером.
Главный бухгалтер
подчиняется непосредственно
На предприятии
применяется мемориально-
1.наименование документа,
2.дату составления документа,
3.наименование организации, от имени которой составлен документ,
4.содержание хозяйственной операции,
5.измерители
хозяйственной операции в
6.наименование
должностных лиц,
7.личные подписи указанных лиц.
Первичные и
сводные учетные документы
Все работники бухгалтерии
несут персональную ответственность,
в том числе материальную за выполнение
своих должностных
Учётная политика, план счетов, график документооборота ОАО «Глазовский хлебокомбинат» разработаны на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 года № 94н. Порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества и обязательств определены Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49н (Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждённые.)
В ведение бухгалтерии входит организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономичным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью муниципальной собственности, а так же учитывает поступающие денежные и основные средства, своевременное отражение на счетах операций бухгалтерского учета, правильное начисление и перечисление налогов в казну государства. Бухгалтерия осуществляет учет использования средств, выделенных в распоряжение предприятия. Контролирует выполнение плана по прибыли и рентабельности производства, определяет фактическую себестоимость продукции. Главный бухгалтер является государственным контролером на хлебозаводе, ответственным за правильным расходованием средств и соблюдением финансовой дисциплины.
Объединяя функции бухгалтерского учета и отчетности и финансовой деятельности, бухгалтерия разрабатывает финансовый план и следит за его выполнением и финансовым состоянием предприятия. Наряду с этим аппарат бухгалтерии ведет систематическую работу в области финансовых взаимоотношений с поставщиками сырья и материалов, потребителями заводской продукции, финансовыми органами.
В условиях работы ОАО «Глазовский хлебокомбинат» по новой системе планирования и экономического стимулирования среди функции, выполняемых бухгалтерией, на первый план выдвинулись задачи оперативного контроля за выполнением плана по реализации и прибыли, за состоянием основных фондов и оборотных средств и фондов экономического стимулирования. Бухгалтерия принимает непосредственное участие в разработке и выполнении мероприятий по повышению эффективности всей работы предприятия.
Глава 3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
3.1. Документальное оформление
Согласно ст.91 и ст.99 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, а так же обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника. [3] Учет рабочего времени должен вестись в документах установленной унифицированной формы - первичных учетных документах, на которые в полной мере распространяются требования ст.9 Федерального Закона от 21.11.96г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Итак, упомянутом выше Законом установлена необходимость документального оформления посредством составления унифицированных первичных документов всех хозяйственных операций на предприятии, в том числе и операций, связанных с учетом рабочего времени и расчетами с персоналом по оплате труда.
В части унифицированных первичных документов, связанных с учетом рабочего времени и расчетами с персоналом по оплате труда, обратимся к постановлению Госкомстата РФ от 5.01.2004г. №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты». Это Постановление издано в целях реализации требований ТК РФ и в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.2000г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». [33]
Учет труда работников в ОАО «Глазовский Хлебокомбинат» основывается на учете личного состава работников в разрезе их категорий (рабочие, служащие, производственный персонал, персонал, занятый в обслуживающих и вспомогательных производствах, и т.п.) и использования рабочего времени. Учет личного состава и использования рабочего времени в организации ведется в первичных учетных документах, к которым, в частности, относятся приказы (распоряжения) о приеме, увольнении и переводе на другую работу, о предоставлении отпусков, а так же табели и личные карточки. Порядок учета работников и рабочего времени, отработанного физическими лицами, выполняющими для организации работу по договорам гражданско-правового характера (договор подряда, поручения и др.), определяется особенностями соответствующего договора.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а так же Указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.04г. №1.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты состоит из двух разделов:
1. Унифицированные формы по учету кадров;
2. Унифицированные формы
по учету использования
При этом унифицированные формы по учету кадров предназначены для применения юридическими лицами всех форм собственности, а унифицированные формы по учету использования рабочего времени- юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений.
В утвержденные формы первичной учетной документации организации могут при необходимости вносить дополнительные реквизиты в соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.99г. №20.
Рассмотрим перечень первичной документации для расчета оплаты труда, используемый в ОАО «Глазовский Хлебокомбинат».
При приеме работника
на работу по трудовому договору (Приложение
7) составляется приказ (распоряжение)
о приеме работника на работу по
форме № Т-1. (Приложение 8) В том случае, если в организацию
принимается одновременно несколько работников
то на всех может быть оформлен один приказ
по форме № Т-1а. При оформлении приказа
о приеме на работу указываются следующие
сведения: наименование структурного
подразделения, профессия, испытательный
срок (если работнику устанавливается
испытание при приеме на работу), условия
приема на работу (в том числе указывается
оклад или тарифная ставка) и характер
предстоящей работы.
Подписанный руководителем организации или уполномоченным на это лицом приказ о приеме на работу объявляется работнику под расписку. На основании приказа о приеме на работу заполняются следующие документы: трудовая книжка работника, личная карточка работника (форма № Т-2 или № Т-2ГС(МС) ), лицевой счет работника (форма № Т-54 или Т-54а). Содержание приказа о приеме на работу должно соответствовать условиям заключенного трудового договора с работником (ст.68 ТК РФ).
Личная карточка работника (форма №Т-2) заполняется на лиц, принятых на работу, сотрудником отдела кадров в одном экземпляре. Лицо, принимаемое на работу, подписывает личную карточку с указанием даты ее заполнения.
Прием на работу в ОАО «Глазовский Хлебокомбинат» осуществляется согласно утвержденному директором штатному расписанию. Штатное расписание (форма № Т-3) содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Штатное расписание утверждается приказом руководителя организации, изменения в штатное расписание также вносятся в соответствии с приказом выше названных лиц.
Переводы работников на другую работу оформляются приказом (распоряжением) о переводе работника на другую работу (форма №Т-5), который заполняется работником отдела кадров, подписывается руководителем организации или уполномоченным лицом и объявляется работнику под расписку. В данном приказе указывается оклад (тарифная ставка) по новому месту работы. Одновременный перевод нескольких работников на другую работу может быть оформлен одним приказом по форме №Т-5а. На основании приказа о переводе делаются отметки в следующих формах: в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке.
Предоставление отпуска работнику оформляется приказом (распоряжением) о предоставлении отпуска работнику (форма №Т-6). При предоставлении отпуска нескольким работникам приказ составляется по форме №Т-6а. Отпуск работникам полагается в соответствии с составленным графиком отпусков (форма №Т-7). Расчет оплаты за дни отпуска производится по форме №Т-60 «Записка расчет о предоставлении отпуска работнику».
При увольнении работника составляется приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (форма №Т-8), который заполняется работником кадровой службы (Приложение 9). Подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом, объявляется работнику под расписку. На основании приказа делается запись в личной карточке, лицевом счете, трудовой книжке, производится расчет с работником по форме №Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».
На основании первичных документов о приеме на работу на работника открывается лицевой счет (форма №Т-54 или №Т-54а). Лицевой счет заполняется в течение года. В нем справочно отражается следующая информация: год рождения работника, количество иждивенцев, паспортные данные, номер страхового пенсионного свидетельства, адрес места жительства. В лицевом счете в течение года проставляются отметки о приеме на работу и переводах с указанием отдела, должности и оклада. Кроме того, приводятся помесячно все виды произведенных начислений при оплате отпуска, по больничным листкам и т.д. Исходя из них, начисляется средний заработок, необходимый для проведения начислений при оплате отпуска, по больничным листкам и т.д. [21]