Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
• обозначить сущность, виды и формы расчетов с покупателями и заказчиками;
• охарактеризовать нормативно – правовые основы учета;
• рассмотреть документальное оформление операций по расчетам с покупателями и заказчиками;
• раскрыть информацию о расчетах с покупателями и заказчиками на предприятие.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы учета расчетов с покупателями и заказчиками 4
1.1. Сущность, виды и формы расчетов 4
1.2. Нормативно – правовые основы учета расчетов с покупателями и заказчиками 6
Глава 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками на предприятие 12
2.1. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками 12
2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 15
Глава 3. моделирование учета хозяйственной деятельности и определения финансового результата 21
3.1. Журнал учета хозяйственных операций 21
3.2. Бухгалтерские документы 24
3.3. Главная книга 29
3.4. Бухгалтерская отчетность 39
Заключение 43
Приложения 45
Список литературы 50
Согласно ст. 457 ГК, срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи. В соответствии со ст. 458 ГК, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
В соответствии со ст. 485 ГК покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Договор купли-продажи - это возмездный договор, и условие о цене является важнейшей и неотъемлемой его составляющей.
Статьей 486 ГК устанавливается, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему товара продавцом, если иное не предусмотрено законодательством, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Итак, покупатель, согласно условиям заключаемой им сделки купли-продажи, обязуется оплатить товар либо до (предварительная оплата), либо после его получения.
Кроме покупателей организация ведет расчеты с заказчиками. Заказчик - это юридическое или физическое лицо, обратившееся с заказом к другому лицу - изготовителю, продавцу, поставщику товаров и услуг (подрядчику). Возникающие при этом отношения регулируются различными договорами, например договором возмездного оказания услуг, договором подряда, договором на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и др.
В качестве заказчика могут выступать правительство, государственные органы, учреждения, организации, предприятия, граждане. Другая сторона в этих отношениях называется «исполнитель». Исполнители в ряде случаев должны иметь лицензии согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В соответствии со ст. 779 ГК исполнитель обязуется по заданию заказчика выполнить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Поскольку исполнение заказа может не иметь материально-вещественного результата (например, оказание информационных и консультационных услуг, охранных услуг и др.), в договоре должны быть обязательно обозначены конкретные сроки оказания этих услуг.
Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска со склада служат приказы-накладные отдела маркетинга организации, в которые включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск.
Приказ-накладная оформляется в двух экземплярах: один передается экспедитору для указания количества отправляемых мест, суммы оплаченного железнодорожного тарифа за перевозку продукции до станции покупателя; второй остается у кладовщика, по нему в карточках складского учета проставляется количество отпущенной продукции и документ передается бухгалтеру.
На основании приказа-накладной и квитанции транспортной организации бухгалтерия выписывает платежное требование для расчетов с покупателями через банк и счет-фактуру. В нем указываются ассортимент, количество, продажная цена, стоимость тары и железнодорожный тариф, оплачиваемый покупателем.
Счета-фактуры обязаны выписывать все предприятия и организации, реализующие товары (работы или услуги), как облагаемые так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость. На основании счета-фактуры начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет. Покупателю товаров (работ, услуг) счет-фактура необходима для возмещения НДС из бюджета.
Выписывается счет-фактура в двух экземплярах. Первый передается покупателю, а второй остается у организации, продавшей товар (выполнившей работы, оказавшей услуги). Счет-фактура может быть заполнен от руки, с использованием компьютера или пишущей машинки.
Счета-фактуры, полученные от поставщиков и выставленные покупателям, хранятся в журнале учета счетов-фактур.
Продавцы учитывают счета-фактуры, выставленные покупателям в хронологическом порядке, а покупатели - номера их поступления от продавцов. У предприятий-импортеров в журнале учета полученных счетов-фактур должны храниться грузовые таможенные декларации (ГТД) или их заверенные копии, а также платежные документы, которые подтверждают фактическую уплату НДС таможенному органу.
Счета-фактуры, полученные от поставщиков, регистрируются в книге покупок. Не регистрируются в книге покупок счета-фактуры, которые получены:
Счета-фактуры по материалам, которые были использованы при выполнении строительно-монтажных работ для собственных нужд, регистрируются в книге покупок в момент принятия на учет построенного объекта. Одновременно выписывается счет-фактура на разницу между суммами НДС, начисленными на стоимость строительных работ, и суммой НДС, уплаченной продавцам.
Счета-фактуры, составленные продавцом, регистрируются в книге продаж. Они должны составляться в отношении всех товаров (работ, услуг), которые подлежат обложению НДС, в том числе по ставке 0% и освобожденных от налогообложения.
При получении аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) поставщик составляет счет-фактуру и регистрирует ее в книге продаж.
После отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет уже полученных платежей в книге продаж делают корректировочную запись, которая уменьшает ранее начисленную сумму налога. Одновременно с этим поставщик выписывает счет-фактуру (в двух экземплярах) на фактическую отгрузку и записывает в книгу продаж.
Организация
обязана выписать один экземпляр
счета-фактуры и
Данные платежных требований ежедневно записываются в ведомости учета реализации продукции (работ, услуг) №16.
В первом разделе ведомости №16 «Движение готовых изделий в ценностном выражению» содержатся данные по счету 43 «Готовая продукция» в двух оценках - фактической и учетной. В этом разделе рассчитывается фактическая себестоимость отгруженной продукции; она сверяется с книгой учета остатков на складах готовой продукции. Учет движения отгруженной продукции ведется, во втором разделе ведомости №16. В этом разделе совмещается синтетический и аналитический учеты отгрузки и реализации продукции и расчетов с покупателями.
Раздел третий «Сводные данные по оплаченным, списанным неоплаченным и несписанным суммам» заполняется по окончании месяца общими суммами по предъявленным счетам. Этот раздел служит для контроля оборотов по кредиту счетов 45 и 90 в журнале-ордере №11 и правильности расчета остатка по счету 45 «Товары отгруженные».
Покупателями и заказчиками являются юридические и физические лица, приобретающие товары (работы, услуги).
Продажа товаров осуществляется в соответствии с заключенными договорами или же путем свободной продажи через розничную сеть.
Как и с покупателями, договоры заключаются на разные сроки, в основном на год, но по некоторым производится пролонгация.
После приобретения товаров покупателями, у них возникают обязательства по отношению к продавцу, которые выражаются в дебиторской задолженности. Обязательства связаны с несовпадением сроков реализации товара и получения за него оплаты.
На сумму реализованных товаров покупателям выписываются платежные документы: счет-фактура, товарно-транспортная накладная. Все платежные документы должны быть оформлены и иметь все необходимые реквизиты в соответствии с законодательством.
При получении товара, покупатель обязан проверить количество и качество приобретаемого товара, его соответствие документам. При получении обязательно наличие доверенности от покупателя, которая не должна иметь исправлений и помарок.
Покупатель производит оплату за товар с соблюдением порядка и форм расчетов, предусмотренных в договоре.
Оплата
может проводиться в наличной
и безналичной форме. При расчётах
с покупателями могут применяться
авансовые платежи. В подтверждение
своих намерений по своевременному
расчёту с кредиторами
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» по дебету корреспондирует с кредитом счета 90 «Продажи» в части продаж товаров, продукции (работ, услуг), осуществляемых в рамках обычных видов деятельности организации, и с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы» — в части продаж отдельных объектов основных средств и иных активов.
По кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
в корреспонденции со счетами учета денежных средств отражается
оплата задолженности покупателями и заказчиками:
Дебет 50 «Касса»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
— на сумму платежей наличными денежными средствами;
Дебет 51 «Расчетные счета»,
52 «Валютные счета»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
— на сумму платежей по безналичному расчету.
Организации могут использовать неденежные формы расчетов: векселями (товарными или финансовыми), по договору мены, путем взаиморасчетов, путем переуступки прав требования.
В настоящее время распространены взаиморасчеты между организациями, в которых участвуют два и более партнера. Для взаимного погашения задолженностей организации-партнеры составляют акты с подтверждением задолженностей и описанием порядка их погашения. Акт составляется на основании счетов-фактур, подтверждающих возникновение задолженностей организаций друг перед другом, после чего подписывается сторонами, и на его основании в бухгалтерском учете составляют записи:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
— осуществлен зачет взаимных требований;
Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»
— предъявлена к возмещению сумма НДС.
В соответствии со ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. К этому договору применяются правила о купле-продаже, когда каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Право собственности на обмениваемые товары согласно ст. 570 ГК РФ переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами, если иное не предусмотрено в договоре.
Информация о работе Учет расчетов с пакупателями и заказчиками