Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы: изучение учета на малых предприятиях, определение критериев отнесения предприятия к категории малых предприятий, рассмотрение налогообложения, учета и отчетности на малых предприятиях и анализ проблем развития малого бизнеса.
Информационной базой для курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие состояние и развитие малого предпринимательства в России, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, данные Госкомстата РФ.
Ведение
4
1 Основы учета на малых предприятиях
1.1 Критерии отнесения предприятия к категории малых предприятий
2 Формирование финансовой отчетности на предприятиях малого
бизнеса
7
7
16
2.1 Состав отчетности малых предприятий.
16
2.2 Нормативное регулирование при предоставлении упрощенной отчетности
3 Практическая часть
17
21
Заключение
44
Литература
47
Книга (форма № К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) По каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.
При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация - кредит», и оборотом по графе «Реализация - дебет».
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:
- Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1;
- Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2;
- Ведомость учета затрат на производство - форма № 3;
- Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № 4;
- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5;
- Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата);
- Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6;
- Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7;
- Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8;
- Ведомость (шахматная) - форма № В-9.
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. И обеих ведомостях в графах «Содержание операции» делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции, либо пояснения, шифры.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков).
Данная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях - наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).
Обе формы лишь условно считаются простыми. Их заполнения является достаточно трудоемким процессом при ведении учета ручным способом.
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
2 ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Состав отчетности малых предприятий
Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 22 июля 2003г. № 34н (с изменениями и дополнениями от 18.09.2006 N 115н).
В состав годовой бухгалтерской отчетности включается:
а) Бухгалтерский баланс — форма № 1;
б) Отчет о прибылях и убытках — форма № 2;
в) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
— Отчет о движении капитала — форма № 3;
— Отчет о движении денежных средств — форма № 4;
— Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
— пояснительная записка;
г) Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией — форма № 2-2 и Справка об остатках средств, которые в данный момент утратили силу. Данные формы представляют малые предприятия, полу чающие бюджетные ассигнования.
В случае установления Минфином России других форм отчетной ин формации о характере использования бюджетных средств они также должны включаться в состав бухгалтерской отчетности.
В приведенном объеме представляют годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия, обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ «0б аудиторской деятельности». (С изменениями и дополнениями от 03.11.2006 N 183-ФЗ).
Анализ деятельности малых предприятий заключается в анализе состава и динамики имущества предприятия, источников его образования, расчета и оценки коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости предприятия, характерной платежеспособности предприятия и т. д.
Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) при отсутствии со ответствующих данных.
В соответствии с п. З Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22 июля 2003г. № 67н, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку [7].
2.2 Нормативное регулирование при предоставлении упрощенной отчетности
Организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ, а квартальную - в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — в течение 30 дней по окончании квартала. День представления малым предприятием бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
Перед составлением форм годовой отчетности для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчётности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества (основных средств, нематериальных активов, запасов, денежных средств, ценных бумаг) и обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности), в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета отражаются на счетах в следующем порядке:
— излишки имущества приходуются и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
— недостача имущества и ею порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм записывают на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации, но данные расходы не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
В формах бухгалтерской отчетности приводятся данные по предусмотренным в них показателям. В случае незаполнения той или иной статьи (строка, графы) типовой формы бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, пассивов, операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
Если при составлении малым предприятием типовых форм бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении данного предприятия, а также финансовых результатах его деятельности, то в бухгалтерскую отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели.
При этом малое предприятие имеет право представлять формы бухгалтерской отчетности на бланках, изготовленных самостоятельно. В этом случае малое предприятие должно соблюдать требования, предусмотренные Положением по бухгалтерскому учету. Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/99). В представляемых формах бухгалтерской отчетности могут не приводиться статьи ввиду отсутствия у малого предприятия соответствующих активов, пассивов, хозяйственных операций, для раскрытия информации могут включаться дополнительные показатели. При этом должны быть сохранены коды строк по показателям, предусмотренным в типовых формах и сохраняемым малым предприятием при заполнении, а также итоговые показатели и коды строк разделов и групп статей бухгалтерского баланса.