Учет, калькулирование и анализ себестоимости продукции (на примере Филиала «Разрез» Кадыкчанский» ЗАО «Колымская угольная компания»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:50, дипломная работа

Краткое описание

Главной целью данной дипломной работы является изучение учета затрат, особенностей калькулирования и анализа себестоимости услуг по добыче угля на примере конкретного предприятия.
В соответствии с целью работы, определились следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы учета, калькулирования и анализа себестоимости продукции;
 выявить особенности ведения учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в Филиале «Разрез Кадыкчанский» ЗАО «Колымская Угольная Компания»;
 дать оценку финансово – хозяйственной деятельности Филиала и провести анализ затрат на производство;
 подвести итоги анализа, определить влияние затрат на финансовый результат деятельности предприятия.

Оглавление

Введение
3
1. Теоретические основы учета, калькулирования и анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
6
1.1 Классификация затрат: нормативное регулирование и научное обоснование
6
1.2 Учет затрат и формирование себестоимости продукции
12
1.3 Теоретические основы анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
19
1.5 Резервы снижения себестоимости продукции
26
1.6 Резервы снижения комплексных расходов
31
2. Учет, калькулирование и анализ себестоимости продукции, работ, услуг на примере Филиала «Разрез «Кадыкчанский» ЗАО «Колымская Угольная компания»
34
2.1 Организационно – технические особенности деятельности угледобывающих предприятий
34
2.2 Правовые основы деятельности Филиала «Разрез «Кадыкчанский» и особенности организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии
40
2.3 Анализ финансового положения и эффективности деятельности Филиала «Разрез Кадыкчанский»
47
2.3.1 Анализ финансового положения Филиала
48
2.3.2 Анализ эффективности деятельности Филиала
55
2.4 Комплексный анализ себестоимости продукции, работ услуг Филиала «Разрез Кадыкчанский»» за период 2004 – 2006гг
62
2.4.1 Анализ структуры и динамики затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг по статьям затрат
62
2.4.2 Факторный анализ себестоимости продукции, работ, услуг
65
3. Учет и анализ себестоимости как факторы, влияющие на финансовый результат деятельности Филиала «Разрез Кадыкчанский» ЗАО «КУК»
67
3.1 Влияние метода распределения накладных расходов на себестоимость продукции
67
3.2 Факторный анализ влияния себестоимости на финансовый результат деятельности предприятия
71
3.3 Анализ затрат с целью управления безубыточностью производства
74
Заключение
81
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ готов Люда.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

Учет накладных расходов при определении себестоимости продукции необходим для 2-х следующих целей.

Первая цель определяется требованиями финансового учета и связана с необходимостью распределения производственных затрат, понесенных за период, между себестоимостью реализованной продукции и стоимостью запасов. В этом случае не требуется точного определения затрат на конкретный объект учета, достаточно разграничить затраты на продукт и затраты периода, так чтобы их величины позволяли продемонстрировать приемлемый уровень прибыли по компании в целом.

Вторая цель состоит в обеспечении руководителей организации информацией, необходимой для принятия управленческих решений. И здесь уровень приближения, принятый в финансовом учете, является абсолютно неприемлемым, так как не позволяет определить доходности отдельных продуктов.

Развитие рыночных отношений привело к расширению ассортимента выпускаемой продукции, а так же к возникновению трудностей в подборе подходящего показателя, который позволил бы сравнивать изделия и услуги, выпускаемые одной компанией. Так, например, в силу принципиальных различий (не только технологического характера) между отдельными видами выпускаемой продукции невозможно распределить накладные расходы на базе человеко-часов или станко-часов.

Поэтому, на практике, приступая к организации учета накладных расходов, необходимо решить несколько ключевых вопросов организации учета затрат в целом:

Определить номенклатуру носителей затрат, мест возникновения затрат и статей калькуляции

Носители затрат – конечные продукты (готовые изделия, работы, услуги), промежуточные продукты и полуфабрикаты, отдельные детали, узлы, группы продуктов, заказы или иные объекты калькулирования. Проще говоря, носители затрат – это те единицы, для которых считают себестоимость.

Места возникновения затрат (далее МВЗ) – это пространственно или технологически разграниченные сферы  деятельности организации, в которых происходит потребление ресурсов, в связи с чем возникают затраты. Обычно МВЗ – это структурные подразделения затрат.

Статья калькуляции – вид затрат, выделенный в учетно-аналитических целях в процессе отнесения затрат к различным калькуляционным единицам в рамках каждого конкретного направления учета. Статья калькуляции может быть одноэлементной (затраты на оплату труда) или комплексной (затраты на обучение персонала).

Необходимо определить какие МВЗ соответствуют производственным подразделениям, какие – обслуживающим, а какие – непроизводственным.

В производственных подразделениях продукция проходит различные стадии технологической цепочки.

Вспомогательные (обслуживающие) подразделения обеспечивают функционирования производства, при этом ни один продукт непосредственно через них в ходе своего технологического цикла не проходит (теплоэнергетические, складские, ремонтные, архив, отдел информационных технологий и т.п.)

Непроизводственные подразделения обеспечивают функционирование организации в целом, при этом они не участвуют в производстве самого продукта (административные, финансовые, социальные и т.п. подразделения предприятия).

Необходимо определить каких принципов учета нужно придерживаться при формировании себестоимости – по полным или по переменным затратам. От решения этого вопроса будет зависеть отнесение общепроизводственных расходов к затратам на продукт или к периодическим затратам.

Наиболее распространенный подход к распределению накладных расходов предусматривает двухступенчатую процедуру. На первой ступени полные суммы накладных расходов по всем статьям за период распределяются на производственные центры ответственности, а на второй ступени – отнесенные на каждый центр ответственности суммы распределяются на продукцию. Это можно представить в виде схемы. (см. рисунок 3.1)

Рис. 3.1. Процедура распределения накладных расходов

 

С управленческой точки зрения результаты первой ступени служат решению двух задач:

1) способствует более жесткому контролю за уровнем затрат со стороны менеджмента

2) может служить основой для оценки результативности деятельности подразделения и его менеджеров со стороны высшего руководства.

Вторая ступень процедуры распределения накладных расходов служит определению суммы накладных расходов, падающих на определенную калькуляционную единицу (заказ, изделие, группу изделий). При этом полные суммы накладных расходов, отнесенные к каждому производственному подразделению, делятся на величину выбранной базы распределения, после чего полученная ставка распределения позволяет определить суммы накладных расходов, относящиеся к каждому изделию.

Проиллюстрируем различные варианты распределения накладных расходов на примере данных Разрез «Кадыкчанский». Для упрощения процедуры расчетов все данные округлены до целой тысячи.

Производственный участок оказывает услуги по бурению, вскрышным работам и др. услуги тяжелой и специальной техники. Рассмотрим услуги по буро-взрывным работам при осуществлении вскрышных работ на одинаковой площади с разным залеганием полезных ископаемых (два заказа). Отсюда, один заказ назовем «Стандартный», а второй – «Трудоемкий».

Проанализируем возможные варианты распределения накладных расходов и сделаем выбор в пользу одного из них. Расчеты представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Распределение накладных расходов

В руб.

 

Основные материалы

Основной труд

Накладные затраты

Всего затрат

База – стоим-ть основных материалов (норма 200%)

База – затр. на оплату труда (норма 200%)

База – стоим-ть основных материалов (норма 200%)

База – затр. на оплату труда (норма 200%)

Заказ 1 (Стандартный)

100 000

100 000

200 000

200 000

400 000

400 000

Заказ 2 (Трудоемкий)

100 000

150 000

200 000

300 000

450 000

550 000

Разница (2-1)

-

50 000

-

100

50 000

150 000

 

Из расчетов видно, что если базой распределения принять стоимость основных материалов, то сумма накладных затрат, отнесенных на каждый заказ будет одинаковой, что несправедливо из-за высокой трудоемкости второго заказа. Кроме того, начисленные таким образом накладные расходы, не покроют дополнительные косвенные затраты, которых потребует второй заказ.

Таким образом, в качестве базы распределения целесообразно использовать время труда основных производственных рабочих.

Рассмотрим еще одну ситуацию, когда для проведения большого объема буро-взрывных работ требуется большое количество взрывчатых веществ – «Большой» заказ, а второй - предполагает проведение взрывных работ с использованием дорогостоящей импортной техники на небольшом участке – «Дорогой» заказ. Расчеты представлены в таблице 3.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2

Распределение накладных расходов

В руб.

 

Основные материалы

Основной труд

Накладные затраты

Всего затрат

База - стоимость основных материалов (норма 200%)

База - затраты на оплату труда (норма 200%)

База - стоимость основных материалов (норма 200%)

База - затраты на оплату труда (норма 200%)

Заказ 1 (Дорогой)

100 000

50 000

200 000

100 000

350 000

250 000

Заказ 2 (Большой)

100 000

100 000

200 000

200 000

400 000

400 000

Разница (2-1)

-

50 000

-

100 000

50 000

150 000

 

Равенство стоимости основных материалов по двум заказам отражает относительную дороговизну взрывчатых веществ и вспомогательных материалов, обеспечивающих работу техники. Технология производства буро-взрывных работ практически одинакова, поэтому затраты на оплату труда основных производственных рабочих будут заметно выше у Большого заказа. В этом случае распределение накладных расходов пропорционально трудозатратам приведет к начислению больших сумм на Большой (но дешевый) заказ, что не справедливо.

Таким образом, лучшей базой распределения здесь будет стоимость основных материалов.

 

3.2. Факторный анализ влияния себестоимости на финансовый результат деятельности предприятия

Все явления  и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Используя детерминированный метод, проведем факторный анализ.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных  или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одно из основных показателей эффективности – коэффициента рентабельности собственного капитала[28].

Другим весьма наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.), которую можно выразить через формулу: 

Чистая прибыль = Выручка (1) – Себестоимость (2) + Прочие доходы (3) – Прочие расходы (4) + Сальдо отложенных активов и обязательств (5)                            (6)

Анализ проводился методом цепных подстановок жестко детерминированной модели из 5 факторов, зависимость которых представлена в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»: выручка, себестоимость, прочие доходы, прочие расходы, сальдо отложенных активов и обязательств.

Информация о работе Учет, калькулирование и анализ себестоимости продукции (на примере Филиала «Разрез» Кадыкчанский» ЗАО «Колымская угольная компания»)