Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить организацию учета и проведение аудита готовой продукции на предприятиях РК.
Задачи курсовой работы:
- обозначить экономическую характеристику готовой продукции;
- выявить аудита в увеличении объема выпуска и реализации готовой продукции в условиях рыночной экономики;
Введение……………………………………………………………………….. .5
1 Учет готовой продукции и пути его совершенствования………………….7
1.1 Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции………7
1.2 Учет реализации готовой продукции………………………………………14
2 Аудит выпуска и реализации готовой продукции…………………………..18
2.1 Определение цели, задач и этапов проведения аудита готовой продукции………………………………………………………………………..18
2.2 Процедуры аудиторской проверки учета выпуска готовой продукции
и ее реализации…………………………………………………………………..27
2.3 Подведение итогов аудиторской проверки. Аудиторское заключение…..38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
5) Надежна ли система регистрации и сквозной нумерации документов. Обеспечивает ли эта мера ломоту регистрации всех операции предприятия и сохранность информации на бумажном носителе.
6) Какова система обеспечения сохранности электронной версии
бухгалтерии, своевременно ли оформляются документы и регистры
учета на бумажном носителе и закреплены ли они в переплет.
7) Производятся ли сверки учетных данных с фактическими, кем и как часто меняются исполнители этих работ, не имеет ли место «фактор срастания».
8) Распределены ли обязанности между работниками бухгалтерии таким образом, что намеренные и случайные ошибки, допущенные одним, выявляются другим бухгалтером. Предусмотрены ли условия, исключающие возможность и необходимость сговора между должностными лицами. В частности, произведено ли разделение обязанностей между лицами:
- санкционирующими и осуществляющими операции;
- обеспечивающими физическое хранение и контроль за их использованием;
- отражающими операции в учете.
9) Соблюдается ли своевременность предоставления трудового отпуска бухгалтерам и другим должностным лицам.
10) Оформлены ли договоры о материальной ответственности с лицами, имеющими доступ к активам предприятия. Не имеют ли работники какие-либо юридические ограничения для работы с ценностями.
11) Соблюдается ли последовательность обработки информации в бухгалтерском учете: от первичных документов до финансовой отчетности.
На основе профессионального суждения аудитор оценивает общее состояние контрольной среды. Контрольная среда состоит из следующих факторов:
- философия управления и стиль работы руководства и бухгалтерской службы;
- организационная структура предприятия;
- состав и деятельность отдела внутреннего аудита;
- методы распределения полномочий и ответственности;
- методы контроля, используемые управленческим звеном;
- кадровая политика;
- влияние внешней среды.
Хозяйственные операции предприятия всех видов подвергаются тестированию по основным направлениям внутреннего контроля с позиции реальности, полноты, разрешения, точности, классификации, учета, периодизации. (таблица 3)
Таблица 3
Контроль хозяйственных операций
Направление контроля | Что означает | Что выявляет |
Реальность | Зафиксированные операции достоверны и подтверждены данными документов | Бестоварные или неотфактурованные операции |
Полнота | Все фактически совершенные операции записаны, ни одна не пропущена | Фактически совершенные, но не зарегистрированные операции |
Разрешение | Операции санкционированы в соответствии с политикой компании | Не санкционированное списание активов компании |
Учет | Учет операции полностью завершен | Расхождения между синтетическим и аналитическим учетом, несписанные доходы и расходы |
Периодиза-ция | Периодизации записаны в соответствующем периоде | Искажение отчетности |
Точность | Все суммы должным образом исчислены | Количество не соответствует фактическому наличию, цена завышена или занижена, допущены арифметические ошибки, описки цифр |
Классифика-ция | Операции отнесены на соответствующие счета | Неправильные бухгалтерские проводки |
Для подтверждения эффективности функционирования контрольных мероприятий и процедур были использованы четыре типа процедур тестирования контрольных моментов на предприятии «ХХХ»:
1. Опрос компетентных работников предприятия. Приложение 2.
2. Проверка документов записей и сообщений.
3. Наблюдение.
4. Повторное выполнение.
В результате оценки уровня риска контроля в области учета готовой продукции на «XXX» было выявлено:
- наличие на предприятии «XXX» должным образом оборудованных специально приспособленных помещений склада;
- оптимальное размещение запасов готовой продукции, обеспечивающее возможность их быстрой приемки, отпуска и проверки наличия; в местах хранения каждого вида запасов прикрепляется ярлык с указанием данных о находящемся запасе;
- оснащение мест хранения запасов весовым хозяйством, измерительными приборами и мерной тарой, поскольку готовая продукция в натуральном выражении оценивается в весовых единицах;
- круг лиц, ответственных за приемку и отпуск запасов (кладовщиков и экспедиторов), за правильное и своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных им запасов;
- существует заключение с этими лицами в установленном порядке письменных договоров о материальной ответственности;
- существует перечень должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск продукции, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз продукции со складов;
Из недостатков системы внутреннего контроля было выявлено:
- отсутствие списка лиц, имеющих право подписи первичных документов, утвержденного руководителем Карагандинского литейного завода по согласованию с главным бухгалтером (в списке указываются должность, фамилия, имя, отчество и уровень компетенции (тип или виды операций, по которым данное должностное лицо имеет право принятия решений).
- увольнение и перемещение материально ответственных лиц осуществляется без согласования с главным бухгалтером предприятия;
- При увольнении или переводе работников в распорядительные документы не вносятся изменения.
В результате был сделан вывод, о том, что риск контроля на предприятии составляет 30%.
Как уже было отмечено выше, риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска.
Формула исчисления риска необнаружения выглядит следующим образом:
PН = ПАР / (ВХР РК) (1)
где: РН – риск не обнаружения
ПАР – приемлемый аудиторский риск
ВХР – внутрихозяйственный риск
РК – риск контроля.
Для аудита выпуска готовой продукции и ее реализации риск необнаружения составил:
PН = 5% / (50% 30%)= 3%
Следующим шагом аудитора на этапе планирования было определение ключевых по значимости областей проверки и составление аудиторской программы по проверке учета выпуска и реализации готовой продукции.
Ключевыми областями аудиторской проверки выпуска и реализации готовой продукции были признаны следующие:
аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции;
аудит калькулирования себестоимости готовой продукции;
аудит учета выпуска готовой продукции;
аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции;
аудит учет расходов по реализации готовой продукции.
Также в программе аудита указываются следующие основные положения:
- цель аудита;
- основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке.
- характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.);
- предполагаемая продолжительность проверки.
В программе аудиторской проверки указано последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.
Таким образом, первоначальным этапом аудиторской проверки выпуска и реализации готовой продукции на предприятии «ХХХ» явилось общее ознакомление с деятельностью предприятия, а также планирование аудиторской проверки и составление детальной программы аудита. На последующих этапах будет осуществлена детализация аудита путем составления конкретных проверочных процедур.
2.2 Процедуры аудиторской проверки учета выпуска готовой продукции и ее реализации
Аудиторская проверка начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета «XXX». На этапе ознакомления устанавливалось следующее:
- какой специалист непосредственно ведет бухгалтерский учет готовой продукции (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи);
- какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка;
- кому подотчетен данный бухгалтер;
- кто его проверяет по исполняемой работе;
- наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов;
- обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета;
- какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование).
Среди документов, подлежащих проверке, были выделены следующие первичные документы, регистры учета, формы финансовой отчетности, отражающие состояние учета выпуска и реализации готовой продукции:
Приказ об учетной политике предприятия;
Договоры на реализацию продукции;
Приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);
Счет-фактура;
Товарно-транспортная накладная;
Счета-фактуры для целей налогообложения;
Карточки складского учета;
Приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;
Акт сдачи на склад готовой продукции;
Инвентарные описи;
Накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.
Главная книга;
Журнал-ордер №11;
Ведомость выпуска готовой продукции;
Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;
Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.
Форму №1 (Бухгалтерский баланс).
Форму №2 (Отчет о доходах и расходах).
Далее было необходимо детализировать процедуры аудита и включить их в программу аудиторской проверки. В полномасштабном аудите выпуска и реализации готовой продукции на предприятии необходимо было проверить следующие аспекты:
1)Учетную политику предприятия «ХХХ» в области:
Метода учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции;
Порядка оценки незавершенного производства и готовой продукции;
Способа ведения бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции;
Признания дохода от реализации продукции для целей налогообложения.
2) Наличие приказа на материально-ответственных лиц и договоров на полную материальную ответственность с работниками предприятия.
3) Ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции.
4) Проверить наличие и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации готовой продукции и расчетов с покупателями.
Как уже было рассмотрено выше, решено было разделить программу аудита на несколько ключевых областей:
аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции;
аудит калькулирования себестоимости готовой продукции;
аудит учета выпуска готовой продукции;
аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции;
аудит учет расходов по реализации готовой продукции.
Рассмотрим последовательно каждую область и составим к ней перечень аудиторских вопросов и процедуры аудиторских тестов.
1)Аудит учета затрат, включаемых в себестоимости продукции.
Себестоимость продукции включает в себя затраты организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме. Себестоимость продукции - один из показателей эффективности производства, выявляющий, во что обходится организации изготовление и сбыт продукции. Себестоимость широко применяется для экономического обоснования решений о производстве новой или прекращении выпуска старой продукции; для определения эффективности мероприятий научно-технического прогресса, рентабельности продукции, резервов снижения затрат и др.
Все затраты организации на производство определяют производственную себестоимость продукции. Полная коммерческая себестоимость продукции включает производственную себестоимость и затраты, связанные с ее реализацией, не возмещенные покупателями.
Учет затрат на производство и реализацию продукции основывается на составляемой в установленном порядке первичной документации (со всеми обязательными реквизитами), в которой отражаются все операции по производству и выпуску продукции.
Осуществляя проверку, следует руководствоваться МСФО 2 "Запасы" в части формирования состава и классификации затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), утвержденным приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита Министерства финансов Республики Казахстан от 21 мая 1997 года.
Затраты, образующие себестоимость готовой продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
затраты на оплату труда;
отчисления от оплаты труда;
амортизация основных средств;
прочие затраты.
Аудитору необходимо проверить:
- правильность оценки товарно-материальных запасов, включенных в себестоимость продукции;
- правильность отражения в бухгалтерском учете процесса приобретения и заготовления материалов в зависимости от принятой учетной политики предприятия;