Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить организацию учета и проведение аудита готовой продукции на предприятиях РК.
Задачи курсовой работы:
- обозначить экономическую характеристику готовой продукции;
- выявить аудита в увеличении объема выпуска и реализации готовой продукции в условиях рыночной экономики;
Введение……………………………………………………………………….. .5
1 Учет готовой продукции и пути его совершенствования………………….7
1.1 Документальное оформление и учет выпуска готовой продукции………7
1.2 Учет реализации готовой продукции………………………………………14
2 Аудит выпуска и реализации готовой продукции…………………………..18
2.1 Определение цели, задач и этапов проведения аудита готовой продукции………………………………………………………………………..18
2.2 Процедуры аудиторской проверки учета выпуска готовой продукции
и ее реализации…………………………………………………………………..27
2.3 Подведение итогов аудиторской проверки. Аудиторское заключение…..38
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы……………………………………………42
Приложение………………………………………………………………………44
- правильность и своевременность оформления документов на сдачу продукции из производства на склад;
- правильность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с выпуском готовой продукции;
- правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам изделий и заказам;
- правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой;
правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);
- соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 1320 «Готовая продукция» записям в главной книге и балансе;
- правильность оценки готовой продукции.
В своей работе аудитор может столкнуться с проверкой фактов выпуска и реализации неучтенной продукции. Неучтенная продукция – фактически выпущенная и реализованная продукция, которая по бухгалтерским документам не значится выпущенной и реализованной. Для изготовления неучтенной продукции создаются излишки сырья. Это делается разными способами, например:
- за счет занижения показателей сдатчиков продукции;
- излишне списывается сырье сверх норм естественной убыли или заменяется сырье более ценное на менее ценное и др.
Занижение оценки продукции дает возможность должностным и материально ответственным лицам предприятий и торговых организаций изымать часть выручки, составляющую разницу между продажной и заниженной в учете стоимости продукции.
Подобные нарушения не только приводят к крупным хищениям денег и материальных ценностей, но и ухудшают качество выпускаемой продукции. На государственных предприятиях такие злоупотребления встречались довольно часто. Однако в настоящее время на акционерных и частных предприятиях продолжают выпускать неучтенную продукцию, поскольку с сумм, полученных от ее реализации не нужно платить налог государству и дивиденды акционерам. Аудитор может столкнуться с такого рода злоупотреблениями при проведении проверки по поручению органа дознания, прокурора, следователя и суда по находящимся в их производстве делам и материалам о нарушении законодательства или по просьбе годового собрания акционеров. Следует подчеркнуть, что это наиболее сложная в аудиторской практике работа. [8]
При проверке фактов неучтенной готовой продукции задачей аудитора является исследование документации, которая позволяет сделать вывод о наличии или об отсутствии случаев выпуска и реализации неучтенной продукции.
Для установления факта выпуска неучтенной продукции пользуются разными способами анализа и проверки документов.
В процессе аудит учета отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг) аудитору необходимо проверить:
заключены ли договоры на поставку готовой продукции и правильность их оформления;
правильно ли оформлены документы на отгрузку продукции;
правильно ли оформлены цены на отгруженную продукцию;
правильно ли установлены отпускные цены с учетом оплаты расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки;
своевременно ли предъявлялись в банк платежные требования-поручения за отгруженную продукцию;
правильно ли оформлены документы по отпуску продукции, если продукция отпускается непосредственно со склада поставщика;
правильно ли организован складской учет готовой продукции;
правильно ли ведется аналитический и синтетический учет отгрузки и реализации продукции (работ, услуг).
Аудит учета расходов на реализацию готовой продукции включает в себя следующие задачи:
- проверка правильность включения затрат в состав расходов на реализацию;
- проверка соблюдения установленных нормативов расходов на рекламу (при превышении установленных нормативов расходов на рекламу налогооблагаемая прибыль должна быть увеличена на сумму превышения);
- проверка соблюдения основных положений по учету тары на предприятиях, а именно правильное и своевременное документальное отражение операций по заготовлению, поступлению и отпуску тары на складах, в цехах, участках и других местах ее хранения;
- проверка правильности ведения аналитического учета по счету 7110 «Расходы на реализацию готовой продукции (товаров, работ, услуг)» и ведомости;
- проверка правильности составления бухгалтерских проводок по операциям с тарой;
- проверка правильности отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе;
- проверка соответствия записей синтетического и аналитического учета записям в главной книге (при журнально-ордерной форме учета) и балансе.
При проведении аудиторской проверки на предприятии аудитор должен руководствоваться следующими законодательно – нормативными актами:
- Законом Республики Казахстан Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан от 20 ноября 1998г. С изменением и дополнением от 15.01.2001г. №139;
- Законом Республики Казахстан О бухгалтерском учете и финансовой отчетности от 28.02.2007 №234;
- Кодексом Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2008 г
- Стандартами аудиторской деятельности от 20.11.98 № 304-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.07.2011 ;
- Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.05.2007 №185;
- Методическими рекомендациями по применению типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 01.01.2008г.
Исследуем практический опыт проведения аудиторской проверки выпуска и реализации готовой продукции на производственном предприятии.
Аудиторская проверка – это строго организованный процесс, которому присущи определенные этапы и порядок ведения и составления документации проведения аудиторских процедур. Процесс аудиторской проверки выпуска и реализации готовой продукции на предприятии «XXX» состоял из четырех основных этапов:
- этап сбора информации;
- этап планирования;
- этап осуществления аудита;
- этап представления отчета (составление аудиторского заключения).
Рассмотрим последовательно все этапы аудита выпуска и реализации готовой продукции на производственном предприятии.
1.Этап сбора информации.
Порядок проведения аудиторских проверок зависит в значительной мере от степени осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому аудитору необходимо приступить к сбору и изучению информации о предприятии.
2. Этап планирования. На этапе планирования аудитор разрабатывает как общий план аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.
Для успешного планирования аудита выпуска готовой продукции и ее реализации:
-четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора в рамках общих результатов;
обладать знаниями о производственно-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
определить ключевые по значимости области проверки;
составить детальную программу по проверке выпуска и реализации готовой продукции, которая будет служить инструкцией для аудитора, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.
Общий план аудиторской проверки выпуска и реализации готовой продукции на предприятии представлен в Приложении 1.
Оценка аудиторского риска – риска необнаружения, который аудитор готов взят на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска:
- приемлемый аудиторский риск;
- внутрихозяйственный риск;
- риск контроля.
Приемлемый аудиторской риск определяется в результате оценки существенности неточностей в финансовой отчетности. Неточность в финансовой отчетности может считаться существенной, если наличие информации об этой неточности повлияет на принятие решений пользователей данной отчетности. Различают три уровня существенности для выбора типа заключения.
1. Суммы являются не существенными. Когда в финансовой отчетности есть неточность несоответствие отчетности требованиям общепринятых бухгалтерских принципов, но эта неточность вряд ли повлияет на принятие решения пользователей финансовой отчетности, то эта неточность считается несущественной. Тогда представляется заключение без оговорок.
2. Суммы являются существенными, но не показывают общего влияния на финансовую отчетность в целом. Этот уровень имеет место тогда, когда наличие неточности в финансовой отчетности окажет воздействие на пользователей, хотя в целом финансовая отчетность объективно отражает состояние дел предприятия. В этом случае аудитор приходит к мнению, что неточность является существенной, но не оказывает на финансовую отчетность в целом, уместно представить заключение с оговорками.
3. Суммы не только существенны, но и часто встречаются, что под вопрос ставится объективность финансовой отчетности в целом. Эта степень существенности имеет место, когда пользователи неминуемо принесут неверное решение, если будут полагаться на эту финансовую отчетность в целом. [9]
При установлении и принятии ориентированных критериев существенности каждый раз аудитору необходимо опираться на свое собственное мнение, выбирая его, аудитор руководствуется тем, что суммарная общая погрешность в финансовой отчетности, превышающая 10% будет считаться существенной. При оценке существенности в диапазоне от 5% до 10% необходимо более тщательно исследовать все факторы.
В результате исследования финансовой отчетности, было выявлено, что форма отчета о доходах и расходах «ХХХ» не совсем точно соответствует стандарту бухгалтерского учета №3. Для отчета о доходах и расходах предприятием используется ранее действовавшая форма, в которой в отчет включаются расшифровки использования дохода, платежей в бюджет, затрат и расходов, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль.
Таким образом, в «XXX» приемлемый аудиторский риск установлен в размере 5%.
Внутрихозяйственный риск. Оценивая внутрихозяйственный риск, берут во внимание ряд важных факторов:
1.Характер деятельности предприятия, который влияет на внутрихозяйственный риск в отношении определенности счетов.
2. Честность администрации, когда во главе администрации стоит лицо, которое характеризуется как честнейшее и отсюда вероятность наличия существенных погрешностей в финансовой отчетности не велика.
3. Мотивы поведения клиента. Во многих ситуациях хозяйственной деятельности, администрация может допустить некоторые изменения финансовой отчетности.
4. Профессионализм. Сальдо многих бухгалтерских счетов требуют предположительных исчислений и высокопрофессионального суждения администрации.
В результате оценки перечисленных выше факторов внутрихозяйственного риска, уровень внутрихозяйственного риска «XXX» установлен на уровне 50%.
Оценка риска контроля. Прежде чем приступить к планированию аудита, аудитор оценивает состояние системы внутреннего контроля, так как эффективная работа этой системы существенно сокращает масштаб внешнего аудита, соответственно – меньше процедур и затрат времени.
Стандарт аудита «Оценки рисков и внутренний контроль» требует от аудитора получения и документального оформления оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для определения аудиторского подхода.
При проверке внутреннего контроля аудитор проверяет следующее:
1) Соблюдались ли специфические процедуры контроля при создании системы внутреннего контроля посредством бухгалтерской службы предприятия.
2) Прежде всего, установлена ли система выдачи разрешений руководством на те или иные хозяйственные операции и виды деятельности. В этих целях определена ли соподчиненность должностных лиц с правом подписи финансовых документов исходя из сущности операции, размера денежных сумм. Закреплено ли такое право работника в должностных инструкциях или в приказе о приеме на работу.
3) Разработана ли в бухгалтерии схема документооборота с указанием последовательности выписки документов, санкционирования операции подписями должностные лиц, завершая процедурами сдачи их в архив.
4) Определены ли бухгалтерией формы бланков документов или выбраны из имеющихся на данный момент образцов. При этом необходимо проверить протестированы ли бухгалтерской службой реквизиты документов, насколько они раскрывают существа описываемой в них операции, учтены ли при этом требования бухгалтерского, статистического и оперативного (налогового) видов учета.