Учет и аудит

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:01, отчет по практике

Краткое описание

Бухгалтерский учет, являясь важным средством управления хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, осуществляет контроль за выполнением всех хозяйственных операций. Бухгалтерский учет принимает активное участие в выполнении планов предприятий путем систематического контроля за их осуществлением.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 458.00 Кб (Скачать)
le="text-align:justify">-         точности – правильно ли сформированы капиталы и резервы, соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического учета капитала и резервов;

-         ограничения учетного периода – все ли операции с капиталом и резервами отражены именно в тех отчетных периодах, когда они имели место;

-         представления и раскрытия – все ли данные о капиталах и резервах раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности.

Выполнение указанных задач позволит предприятию избежать санкций налоговых органов и, в конечном счете, улучшить финансовые показатели.

Метод аудита – это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка. Приемы первой группы – это осмотр, пересчет, измерение позволяющее определить количественное состояние объекта. Проверка аудитором фактического наличия (инвентаризация) отдельных наименований или всех материалов и готовой продукции позволяет не только убедится в наличии, но и определить состояние учета в местах хранения, порядок составления приходно-расходных документов. Приемы второй группы – аналитические процедуры используемые для сравнения отдельных показателей отчетности. На стадии планирования анализ аудита помогает аудитору определить характер, время и объем других аудиторских процедур на стадии проведения существенных проверок – обрабатывать значительную детализированную информацию (например если план счетов компании включает 20 счетов затрат, то аудитору проще вывести тенденции изменения этих затрат по месяцам, чем выборочно проверить некоторые суммы, чтобы обнаружить не типичные затраты или проводки), на финальной стадии делать общий обзор финальной информации. Приемы третьей группы – это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставления. Оценивается состояние ресурсов, целесообразность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий и, соответственно, не отраженные в бухгалтерском учете.

Методом учетной оценки обычно определяются размеры резервов по гарантийным обязательствам, резервов по сомнительным долгам, стоимость ценных бумаг и т.д.

Основными источниками информации для проведения проверки бухгалтерского учета собственного капитала являются: законодательные и инструктивные материалы, регулирующие вопросы формирования и учета капитала и резервов; учредительные документы и документы о государственной регистрации организации; бухгалтерская отчетность ф. № 1,2; учетная политика; первичные документы по формированию и использованию капитала и резервов (протоколы общего собрания участников, бухгалтерские справки и т.д.).

 

2.2 Учет и аудит основных средств и нематериальных активов

 

Как известно все средства компании делятся как оборотные и внеоборотные. К оборотным средствам относятся деньги на счетах в банках (как тенге, так и иностранная валюта), наличные деньги, товарно-материальные запасы, текущая дебиторская задолженность.  Рассмотрим, что является внеоборотными (долгосрочными) активами. Само определение подсказывает, что данные активы не находятся в обороте. К долгосрочным активам относятся, в частности, нематериальные активы (НМА) и основные средства (ОС). Они служат длительное время (более года) и приобретаются с целью получения дохода, являясь, прежде всего, средством производства. Учет активов - это очень важная задача для любого предприятия. Состояние долгосрочных актив оказывает большое влияние на показатели финансовой отчетности. В свою очередь, от данных бухгалтерского учета зависит налогооблагаемая база. Активы не предназначены для продажи в процессе обычной деятельности. ОС и НМА оцениваются по цене приобретения, имеют определенный срок службы, в течение которого их стоимость частями списывается на затраты компании, тем самым уменьшая размер прибыли.

Нематериальные активы – это лицензионные соглашения, программное обеспечение, патенты, товарные знаки.

Основные средства – это земля, здания, оборудование, транспортные средства, офисное оборудование, мебель,  инструменты и другое имущество.  Например, контрольно-кассовая машина  является основным средством, так как она используется предпринимателем больше года. ОС могут быть собственными или арендованными. Чаще всего основные средства приобретаются у поставщика за деньги. Учетной ценой (фактической) считается цена приобретения плюс затраты по приведению актива в рабочее состояние. К таким затратам относятся расходы по транспортировке, установке и монтажу, отладке технологии (выпуск первой, опытной партии) и так далее. То есть, мы не можем отнести на расходы текущего периода затраты на монтаж оборудования, сразу уменьшив сумму прибыли. Нам следует на эту сумму увеличить учетную стоимость оборудования. Предприниматель может самостоятельно создавать активы. Тем компаниям, которые ведут бухгалтерский учет по Международным стандартам бухгалтерского учета следует соблюдать определенные требования               МСФО 16.

ОС и НМА могут приобретаться в кредит, могут быть получены в результате обмена или безвозмездно. В этих случаях учет актива следует вести с момента приемки-передачи. При получении объекта безвозмездно, в качестве подарка или спонсорской помощи, стоимость актива следует признать доходом и включить сумму дохода в декларацию. Если стоимость актива не подтверждена документально, можно обратиться к услугам оценщика, определить стоимость экспертным путем.

При приобретении активов необходимо уделять должное внимание документам поставщика. Передача может оформляться договором и актом приемки-передачи, чаще всего поставщик оформляет накладную и счет-фактуру. Кроме этого, в комплект поставки включается технический паспорт, инструкция по эксплуатации,  гарантийный талон. Эти документы могут иметь сведения, способствующие правильному учету, обоснование на списание эксплуатационных расходов, расходов на техобслуживание, расчету амортизации и других. Основные средства и нематериальные активы нельзя сразу списывать на расходы. Но в процессе эксплуатации они постепенно изнашиваются физически или морально. Процесс систематического распределения стоимости актива в целях постепенного списания на расходы, называется амортизацией. Остаточная стоимость объекта является балансовой стоимостью и определяется по формуле:

Первоначальная стоимость - Износ (амортизация) = Балансовая стоимость.

1) При приобретении активов у  поставщиков (отражена покупная стоимость) дается следующая проводка:

            Дт                             Кт                       

      2410, 2730               3310, 4110

2) Принят к зачету НДС:

            Дт                             Кт                       

           1420                    3310, 4110

3) Произведена оплата поставщику:

            Дт                             Кт                       

      3310, 4110               1010, 1030

4)Основные средства и нематериальные активы получены  безвозмездно:

            Дт                             Кт                       

      2410, 2730               6220, 6230

5) Основные средства и нематериальные активы реализованы за плату:

    - списана остаточная стоимость:

           

            Дт                             Кт                       

          7410                     2730, 2410

  - списан накопленный износ:

            Дт                             Кт                       

      2420, 2740              2410, 2730

- списана оставшаяся сумма переоценки:

            Дт                             Кт                       

           5320                         5410

- покупателю предъявлена счет-фактура:

            Дт                             Кт                       

           1210                         6210

- начислен НДС:

            Дт                             Кт                       

           1210                         3130

- получена оплата за проданные активы:

            Дт                             Кт                       

      1010, 1030                    1210

Согласно Налогового Кодекса, плательщиками налога являются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие объекты налогообложения на территории Республики Казахстан. Объектами налогообложения являются основные средства и нематериальные активы, определенные на основе данных бухгалтерского учета.                                           Амортизационные отчисления относятся на расходы компании в течение всего срока полезной или нормативной службы. Если предприниматель ведет бухгалтерский учет, то данные по ОС и НМА отражаются в ведомости учета движения основных средств и нематериальных активов, расчет износа осуществляется с помощью ведомости учета амортизационных отчислений. Износу подвергаются не все активы. По земле, культурным и музейным ценностям, памятникам архитектуры, библиотечным фондам, автомобильным дорогам общего пользования, продуктивному скоту износ не начисляется. На арендованные активы арендатор износ не начисляет, налог на имущество не платит. Если предприниматель сдает имущество в аренду и является арендодателем, то он начисляет амортизацию и платит в бюджет налог на этот имущество.

1) При начислении амортизации на основные средства дается такая проводка:

    Дт                             Кт                       

        2930, 7110,                   2740

        7210, 8415

              2) При начислении амортизации на основные средства дается следующая корреспонденция счетов:

   Дт                             Кт                       

        2930, 7110,                   2420

        7210, 8415

В ведомости учета движения основных средств и нематериальных активов учитываются все объекты: земельные участки, здания и сооружения, транспортные средства, машины, оборудование, станки, офисная мебель и так далее.  Первоначальная стоимость основных средств определяется по документам на приобретение. Ввод объекта в эксплуатацию (особенно технологически сложного, дорогостоящего) сопровождается актом ввода в эксплуатацию. При приобретении ОС заполняется раздел ведомости «приход». При выбытии (списании) ОС заполняется раздел «расход». Если возникает необходимость переоценки основных средств, то в ведомости отражается изменение стоимости, в разделе «приход». Данная графа может иметь положительное (увеличение стоимости) или отрицательное (уменьшение стоимости) значение. Оценка производится в целях приближения учетной стоимости объекта к его рыночной цене. Причиной выбытия может быть продажа объекта, передача кому-либо безвозмездно (например, передача мебели детскому дому в виде благотворительной помощи), списание в результате поломки и нецелесообразности ремонта, полного физического или морального износа, а также его исчезновение в результате кражи, пожара, аварии, что должно быть подтверждено актом. В правилах конкретно не указывается периодичность составления ведомости. Она должна отражать все факты прихода и расхода в течение отчетного периода. Но отчетный период не может быть длиннее года. Следовательно, остатки на начало года и на конец года (начало следующего) должны определяться  обязательно. При вводе в эксплуатацию обязательно определяется предполагаемый срок полезной службы.                                                         При ведении бухгалтерского учета с использованием компьютерной программы бухгалтерия, сведения о каждом объекте хранятся в специальном справочнике «основные средства». В него записываются все наименования основных средств и других долгосрочных активов. Каждый из активов имеет карточку, в которую записывается срок эксплуатации данного объекта.  В результате компьютерной обработки ведомость можно получить программно в любой момент и за любой интервал времени. Благодаря данным картотеки автоматически рассчитывается амортизация, определяется налогооблагаемая база, исчисляется налог на имущество, составляется ведомость учета амортизационных отчислений. Это в очередной раз подтверждает тот факт, что использование современных технологий способствует правильному учету, облегчению расчетов и соблюдению требований нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.                                                         Цель аудита основных средств и нематериальных активов - проверка правильности состава, полноты и реальности учета движения основных средств и нематериальных активов и достоверности начисленной амортизации.

Задачами аудита основных средств и нематериальных активов являются:

- ознакомление с учетной политикой субъекта и выписка из нее следующих моментов: как оцениваются основные средства и нематериальных активов; кто и как устанавливает срок службы и ликвидационную стоимость объектов основных средств; за кем закрепляется материальная ответственность и какова периодичность составления отчета и проведения инвентаризации; каковы методы амортизации по конкретным группам основных средств и нематериальных активов;

- по балансу устанавливаются правильность и тождественность остатков основных средств и нематериальных активов на начало и конец года, сверяются с данными аналитического учета, Главной книги и соответствующих регистров;

- проверяется своевременность и полнота записи в инвентарных карточках, отражение достоверной характеристики основных средств и нематериальных активов в них (первоначальная стоимость, накопленная и ежемесячная амортизация, срок службы, ликвидационная стоимость). Также, отмечаются ли ремонт, простои в работе основных средств, перевод в запас, на консервацию и т.п.;

- обследуются бланки первичных документов, все ли реквизиты предусмотрены для всестороннего описания движения основных средств и нематериальных активов;

- оценивается целесообразность использования методов амортизации в отношении конкретных объектов основных средств и нематериальных активов (к примеру, методы ускоренного списания могут быть использованы в отношении активной части основных средств);

- просматривается ведомость (расчет) начисления амортизации и выборочно пересчитывается амортизация по дорогостоящим объектам основных средств и нематериальных активов;

- проверяется правильность исчисления налогов (на имущество, транспортные средства, землю) и их уплаты в бюджет.

 

2.3 Учет и аудит инвестиций

 

Наряду с основным направлением своей деятельности каждое предприятие может также осуществлять и финансовые инвестиции.                                          Финансовые инвестиции - это активы, используемые субъектом в целях получения дохода (например роялти, процентов, дивидендов и арендной платы), прироста инвестированного капитала или получения прочей выгоды (например, в результате коммерческих сделок).                                                         Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. К финансовым инвестициям также относятся инвестиции в недвижимость, которая не находится в эксплуатации.                                                                                                                              Во-вторых, по периоду инвестирования, на основании его выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции.                                                         Краткосрочные инвестиции - вложения денежных средств на период до одного года.                                                                                                                               Долгосрочные инвестиции - вложения денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год.                                                                                                                 Учет финансовых инвестиций в национальной системе ведется согласно НСФО 1,2 "Учет финансовых инвестиций" и МСФО 40"Учет инвестиций в недвижимость" и методических рекомендаций к ним. В соответствии с Приказом Министра финансов РК от 18.09.2002г. № 438 "Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета" учет финансовых инвестиций ведется на счетах 1120 "Краткосрочные финансовые активы, предназначенные для торговли". В соответствии с национальными стандартами:                                                                                                                                             Стоимость реализации - стоимость, по которой обменивается актив или оплачивается обязательство между осведомленными и готовыми к сделке независимыми сторонами.                                                                                                                              Текущая стоимость - это стоимость активов по действующим рыночным ценам на определенную дату. При приобретении финансовые инвестиции оцениваются по покупной стоимости, включая расходы, непосредственно связанные с приобретением, такие, как брокерское вознаграждение или вознаграждение за банковские услуги. Приобретение финансовых инвестиций по стоимости, включающей проценты, дивиденды, начисленные за период до момента приобретения, в учете отражается по покупной стоимости, уменьшенной на величину оплаченного покупателем продавцу процента. Разница между покупной стоимостью и стоимостью погашения инвестиций в ценные бумаги (скидка или премия, возникающие при приобретении) амортизируется инвестором в течение периода их владения. В соответствии с НСФО при выбытии финансовых инвестиций разница между полученным доходом от продажи и балансовой стоимостью, за вычетом расходов (услуги брокера или дилера), признается как доход или расход.                                                                                                                                                                                      Синтетический и аналитический учет инвестиций ведется на следующих счетах: 1120 "Краткосрочные финансовые активы, предназначенные для торговли"; 1130 "Краткосрочные инвестиции, удерживаемые для погашения"; 1140 "Краткосрочные финансовые инвестиции, имеющиеся для продажи"; 2020 "Долгосрочные инвестиции, удерживаемые до погашения"; 2030 "Долгосрочные финансовые инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи", 2310 "Инвестиции в недвижимость"; 2320 "Амортизация инвестиций в недвижимость"; 2330 "Обесценение инвестиций в недвижимость. Операции, связанные с оценочными обязательствами, отражаются на следующих счетах бухгалтерского учета: 3420 "Краткосрочные обязательства по юридическим претензиям";                3440 "Прочие краткосрочные оценочные обязательства";4220 "Долгосрочные оценочные обязательства по юридическим претензиям"; 4230 "Долгосрочные оценочные обязательства по вознаграждениям работников"; 4240 "Прочие долгосрочные оценочные обязательства".

Информация о работе Учет и аудит