Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:39, дипломная работа
описана организация учета денежных средств
Деньги по кассовым ордерам принимаются и выдаются только в день составления этих документов. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим деньги.
При завершении операций кассир обязан
подписать расходные и
Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма №КО - 3). По данным журнала регистрации контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.
Кассовая книга является отчетным регистром строгой отчетности. Поэтому она должна быть пронумерована и прошнурована. Последняя ее страница заверяется печатью организации с указанием следующей записи: «В этой книге пронумеровано и прошнуровано - листов» и подтверждением ее подписями руководителя и главного бухгалтера.
Каждый лист Кассовой книги, состоящий из двух частей, сгибается с вложением внутрь листа копировальной бумаги и заполняется чернилами или шариковой ручкой. Одна часть листа (с горизонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экземпляр и в дальнейшем остается в кассе. Вторая часть листа (без горизонтальной линовки) вместе с приложенными к ней оправдательными документами по приходу расходу денежных средств передается в бухгалтерию в качестве отчета кассира под расписку бухгалтера в первом экземпляре с указанием количества приходных и расходных документов. Оба экземпляра нумеруются одинаковыми номерами.
Записи кассовых операций начинаются на лицевой стороне неотрывной части листа после строки «Остаток на начало дня». Затем осуществляются записи по приходу денежных средств с указанием номера документа, на основании которого делается запись, и от кого получено с указанием номера корреспондирующего счета, субсчета. Последняя графа заполняется бухгалтером, принимающим отчет кассира. После указания всех сумм по приходу за отчетный день приводятся номера расходных документов со ссылкой, кому выдано, с заполнением графы 5 «Расход, руб. коп.». Подсчитываются итоги за день по приходу и расходу и исчисляется остаток на конец рабочего дня с указанием, в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии.
В условиях обеспечения полной сохранности кассовых документов Кассовая книга может вестись автоматизированным способом. Ее листы при этом формируются в виде машинограммы «Вкладной лист Кассовой книги». Одновременно печатается машинограмма «Отчет кассира». Оба документа печатаются с одинаковой нумерацией автоматически в порядке возрастания с начала года. Обе машинограммы должны включать все реквизиты, предусмотренной формой Кассовой книги, иметь одинаковое содержание и быть составленными к началу следующего дня. Другими словами, к ним предъявляются те же требования, что и при составлении отчета кассира в условиях ручной подготовки.
В машинограмме «Вкладной лист Кассовой книги» последним за каждый месяц автоматически печатается общее количество листов за отчетный месяц, а в последней за календарный год – общее количество листов Кассовой книги за год.
Контроль за правильным ведением Кассовой книги должен обеспечивать главный бухгалтер организации. [11,с. 182]
В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины не реже одного раза в месяц проводится инвентаризация кассы. На день инвентаризации кассир должен оформить все приходные и расходные денежные документы и сдать их в бухгалтерию, подтверждая это подписью в расписке, форма которой приведена в Акте инвентаризации наличных денежных средств (ф.№ ИНВ-15). Комиссия сверяет сальдо по ведомости № 1 с данными Кассовой книги и фактической наличностью. Результаты инвентаризации оформляются актом в двух экземплярах, которые подписываются членами инвентаризационной комиссии и кассиром. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у кассира. В случае смены материально - ответственных лиц акт составляется в трех экземплярах: один экземпляр передается прежнему кассиру; второй экземпляр – материально – ответственному лицу, вступившему в должность кассира; третий - в бухгалтерию. Информацию о результатах инвентаризации комиссия доводит до руководителя организации, который принимает соответствующее решение.
Банк не реже одного раза в квартал должен проверять состояние кассовой дисциплины клиента. При выявлении нарушений он направляет в налоговый орган представление с приложением копий справок по указанной проверке для принятия мер финансовой и административной ответственности. При несоблюдении кассовой дисциплины руководителем организации на него налагается штраф в сумме 50-кратного размера месячной оплаты труда. [11,с.184]
1.3. Теоретические основы учета денежных средств на расчетном счете
Свободные денежные средства сверх лимита, согласованного с банком, организация, выступающая в качестве юридического лица и имеющая самостоятельный баланс, обязана хранить на расчетном счете.
Банк хранит денежные средства предприятий на их счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами. Формы расчетов между плательщиками и получателем средств определяют договора (соглашением, отдельными договоренностями).
Это способствует ускорению денежного оборота, предотвращению инфляции, эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций, обеспечению сохранности денежных средств.
Расчетные счета открываются предприятиями, являющимися юридическими лицами и имеющими самостоятельный баланс. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 291 количество расчетных счетов, которое необходимо для осуществления расчетов определяется самим предприятием. [19,с.142]
Порядок открытия расчетного счета, совершения и оформления операций по нему определяется Центральным банком РФ.
Для открытия счета в банке представляются следующие документы:
1. Заявление на открытие счета;
Заявление подписывается
руководителем и главным
2. Копия свидетельства о государственной регистрации предприятия;
3. Копия надлежаще
утвержденного устава
4. Документ о законности открытия предприятия (нотариально заверенное решением учредителей);
5. Справка налоговой инспекции о постановке на налоговый учет;
6. Карточка с образцами подписей и оттиска печати (нотариально заверена).
Карточка с образцами подписей и оттиска печати подписывается руководителем и главным бухгалтером предприятия, которому открывается счет. Если в штате предприятия нет должности главного бухгалтера, то карточка подписывается только руководителем.
Банк вправе открывать расчетный и иные счета организациям только при предъявлении этими организациями документа, подтверждающего постановку на учет в органе налоговой службы, а физическим лицам – предпринимателям – при представлении информации об их идентификационных номерах налогоплательщиков. Сообщения об открытии или закрытии счетов кредитная организация обязана передать в орган налоговой службы не позднее трех дней, следующих за днем соответствующего открытия или закрытия таких счетов.
Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается отметка в уставе предприятия, заверенная печатью банка. Этот номер в дальнейшем указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств на расчетном счете. При возникновении изменений в названии предприятия, характере его уставной деятельности, состава распорядителей расчетным счетом в указанную документацию вносятся соответствующие изменения, а при реорганизации предприятия (разделения, слиянии и т.д.) – предоставляются новые документы. [17,с.96]
Банковское расчетно-кассовое обслуживание предприятия осуществляется по договору между предприятием и учреждением банка, в котором оговариваются стоимость банковских услуг предприятию, размер начисляемых процентов за хранение денежных средств и другие обязательства сторон.
Операции по расчетному счету, как правило, осуществляются на основании письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными банковскими документами: внесение наличных денег – по объявлениям о взносе; получение наличных денег с расчетного счета – по денежным чекам; перечисление денег – по платежным поручениям, расчетным чекам, аккредитивам, платежным требованиям.
Списание денежных средств со счета производится в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса РФ часть вторая (в редакции Федерального закона от 24.10.97 № 133 - ФЗ). При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, представленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности. [18,с.134]
В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.
В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
В четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
В пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
В шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:
1) наименование расчетного документа;
2) номер расчетного документа,
число, месяц, год его выписки.
3) номер банка плательщика;
4) наименование плательщика, номер его счета в банке;
5) наименование получателя средств, номер его счета в банке; наименование банка получателя (в чеке не указывается), номер банка - получателя средств.
Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и получателя средств, не затрудняющее работу банков и клиентов;
6) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием можно поставить кодовое обозначение;
7) сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
8) на первом экземпляре
- подписи предприятия,
Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей, учиненных , должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.[17,с.95]
Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати.