Учет, аудит и оценка основных средств (на примере ПК «Экожан»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – исследовать вопросы учета и аудита движения основных средств на предприятии.
В соответствии с заданной целью дипломной работы были сформулированы следующие задачи исследования:
изучить теоретические основы организации учета движения основных средств и методики их оценки по МСФО;
исследовать действующую практику учета движения основных средств на материалах ПК «Экожан»;
провести аудит движения основных средств на предприятии.

Оглавление

Введение

1 Теоретические основы организации учета основных средств и методика их оценки по МСФО

1.1 Понятие основных средств, их виды, роль и задачи учета

1.2 Оценка и переоценка основных средств

2 Действующая практика учета основных средств на предприятии

2.1 Документальное оформление операций по поступлению и выбытию основных средств

2.2 Синтетический и аналитический учет выбытия и поступления основных средств

2.3 Учет амортизации основных средств

2.4 Отражение информации об основных средствах в финансовой отчетности

3 Аудит движения основных средств предприятия

3.1 Планирование процедур аудита основных средств

3.2 Операционный аудит наличия, движения и эффективности использования основных средств предприятия

3.3 Проверка тождественности данных первичного, бухгалтерского учета и финансовой отчетности

3.4 Оформление результатов аудиторской проверки движения основных средств

Заключение

Список использованных источников

Приложение А – Акт приемки-перемещения основных средств

Приложение Б – Инвентарный список основных средств

Приложение В – Акт на списание основных средств

Приложение Г – Журнал хозяйственных операций за январь 2008 г.

Приложение Д – Инвентарная карточка учета основных средств

Приложение Ж – Опись инвентарных карточек по учету основных средств

Приложение И – Карточка учета движения основных средств

Приложение К – Акт приемки-передачи основных средств

Приложение Л – Счет-фактура

Приложение М – Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств

Приложение Н - Журнал хозяйственных операций (фрагмент по начислению амортизации) за январь 2008 года

Приложение П - Ведомость начисления амортизации по фиксированным активам

Приложение Р – Отчет о прибылях и убытках

Приложение С – Общий план аудиторской проверки

Приложение Т – Программа аудита основных средств

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 543.50 Кб (Скачать)

 

Правильно ведется на предприятии  и синтетический учет основных средств. Для учета основных средств применяются  счета группы счетов 2410 «Основные  средства».

 

 В следующей главе дипломной  работы проведем аудит движения  основных средств на предприятии ПК «Экожан».

 

3 Аудит движения основных средств  предприятия

 

 

3.1 Планирование процедур аудита  основных средств

 

 

Цель аудита основных средств - проверка правильности состава, полноты и  реальности учета движения основных средств и достоверности начисленной амортизации, установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения действующим в Казахстане нормативным документам.[13]

 

 Последовательность аудита  основных средств включает следующие  процедуры аудита: знакомство с инвентаризационными описями и результатами инвентаризации за предшествующий период, определяется необходимость установления фактического наличия по местам нахождения объектов и намечают инвентаризацию; обследование за прошедший период документов на приобретение и выбытие основных средств. Инвентаризация основных средств осуществляется в общеустановленном порядке с учетом их территориального размещения, при этом комиссия производит осмотр объектов в натуральном выражении и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение и инвентарные номера.

 

Достоверность показателя бухгалтерской  отчетности «Основные средства»  будет подтверждена в том случае, если аудитор получит необходимое  количество доказательств, чтобы установить:

 

 существование капитальных вложений;

 

 существование указанных в  отчетности объектов основных  средств;

 

 наличие у организации прав  на данные объекты;

 

 справедливость (правильность) оценки  объектов основных средств;

 

 полноту отражения объектов  основных средств в учете и бухгалтерской отчетности.

 

Для возможности утверждения о  том, что информация по движению основных средств, представленная в бухгалтерской  отчетности, достоверна, аудитор исходит  из предпосылок:

 

 полноты – все основные  средства учтены в бухгалтерской  отчетности, не существует неучтенных основных средств, операции по движению основных средств отражены в полном объеме на счетах учета;

 

 в бухгалтерском учете и  отчетности отражены все операции  по фактическим затратам в  капитальные вложения;

 

 в бухгалтерском учете и отчетности отражены все операции по фактически приобретенным объектам основных средств;

 

 сальдо и обороты по счетам  учета основных средств в полном  объеме перенесены из регистров  бухгалтерского учета в Главную  книгу и бухгалтерскую отчетность;

 

 существования - все капитальные вложения и основные средства реально существуют на дату составления баланса и являются существенными для организации;

 

 реальное наличие объектов  учета капитальных вложений и  основных средств, подтвержденных  данными инвентаризации;

 

 наличие основных средств  и ввод в эксплуатацию подтверждены  необходимыми первичными документами;

 

 прав и обязанностей - организация  обладает имущественными правами  на объекты основных средств,  а также несет ответственность  за риски, связанные с данными правами;

 

 капитальные вложения осуществляются  в соответствии с договорами  и подтверждены соответствующими  документами;

 

 основные средства, отраженные  в бухгалтерской отчетности, принадлежат  организации на правах собственности,  оперативного управления или хозяйственного ведения;

 

 поступление основных средств  вытекает из условий договорных  отношений, не противоречащих  действующему законодательству;

 

 операции с основными средствами, подлежащие государственной регистрации  (например, объекты недвижимости), имеют соответствующую регистрацию, а в отдельных случаях - нотариальное заверение;

 

 оценки - все основные средства  оценены в соответствии с требованиями  нормативных документов;

 

 фактические затраты во внеоборотные  активы правильно сформированы;

 

 в зависимости от способа поступления правильно сформирована стоимость основных средств;

 

 точности – все расчеты  сумм в документах и регистрах  бухгалтерского учета должным  образом исчислены, данные бухгалтерской  отчетности соответствуют записям  в регистрах синтетического и аналитического учета;

 

 при переносе данных из  первичных документов в регистры  бухгалтерского учета, а также  в бухгалтерскую отчетность соблюдена  арифметическая точность показателей;

 

 при определении тенговой  оценки объектов основных средств, выраженных в иностранной валюте, применены точные курсы иностранных валют;

 

 ограничения учетного периода  – все операции по движению  учета капитальных вложений и  основных средств учтены в  соответствующий учетный период;

 

 представления и раскрытия  – все объекты учета капитальных вложений и основных средств правильно классифицированы и раскрыты в представленной бухгалтерской отчетности;

 

 приобретенные основные средства  правильно включены в соответствующие  укрупненные группы основных  средств;

 

 основные средства правильно классифицированы по критерию производственного и непроизводственного назначения;

 

 в бухгалтерской отчетности  раскрыта информация об осуществленных  капитальных вложениях и источниках  их финансирования.

 

 Пути поступления основных  средств на предприятие:

 

 приобретение за плату у  поставщиков;

 

 безвозмездное поступление;

 

 в качестве учредительских  взносов в уставный капитал;

 

 в порядке выкупа арендованных  основных средств;

 

 возврат имущества (основных  средств) по договору о совместной  деятельности.

 

 Поступление основных средств  оформляется актом (накладной)  приемки—передачи (внутреннего перемещения)  основных средств (ф. ОС-1) с  приложением к нему технической  документации на данный объект.

 

 Причины выбытия основных  средств на предприятии:

 

 ликвидация объекта в силу  ветхости и износа, а также  силу форс-мажорных обстоятельств;

 

 ликвидация в связи с переоборудованием,  модернизацией

 

 передача основных средств  другим организациям.

 

 Для определения непригодности  основных средств на предприятии создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных среде. Акт утверждается руководителем предприятия, бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и ном акта.

 

 В местах использования основных  средств (в цехах и отделах предприятия) ведутся инвентарные списки основных средств, в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

 

 Инвентарные карточки на  поступившие, выбывшие и перемещенные  внутри предприятия основные средства после соответствующих записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным видам основных средств, суммируют обороты по поступлению и выбытию по каждому виду и записывают в карточку учета движения основных средств.

 

 Необходимо проверять правильность  оценки основных средств, поскольку неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать:

 

 неточное исчисление амортизации;

 

 искажение сумм исчисляемых  налогов;

 

 неправильное отражение величины  основных средств в финансовой  отчетности.

 

 Исследуем практический опыт проведения аудиторской проверки основных средств на предприятии ПК «Экожан».

 

 Аудиторская проверка - это строго  организованный процесс, которому  присущи определенные этапы и  порядок ведения и составления  документации проведения аудиторских  процедур [14]. Процесс аудиторской проверки движения основных средств на предприятии ПК «Экожан» состоял из четырех основных этапов:

 

- этап сбора информации;

 

- этап планирования;

 

- этап осуществления аудита;

 

- этап представления отчета (составление  аудиторского заключения).

 

Рассмотрим последовательно все  этапы аудита на предприятии ПК «Экожан».

 

 Этап сбора информации.

 

 Порядок проведения аудиторских  проверок зависит в значительной  мере от степени осведомленности  аудитора о деятельности проверяемого  предприятия, об уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. Поэтому аудитору необходимо приступить к сбору и изучению информации о предприятии.

 

 В результате ознакомления  с основными документами ПК  «Экожан» было выявлено, что ПК  «Экожан» зарегистрировано в г. Караганде 20 июля 1999 года. Основной вид деятельности - это производство печатной продукции. Кроме основного вида деятельности ПК «Экожан» ведет торгово-посредническую деятельность.

 

 Далее были изучены основные  показатели деятельности предприятия, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов, и перспективное развитие предприятий.

 

 Этап планирования. На этапе  планирования аудитор разрабатывает  как общий план аудита, так  и детальный подход к ожидаемому  характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.

 

 Для успешного планирования  аудита основных средств необходимо:

 

 четко понимать цель, для  которой будет использоваться  информация, содержащаяся в рабочих  документах аудитора в рамках  общих результатов;

 

 обладать знаниями о производственно-хозяйственной  деятельности аудируемого лица;

 

 дать оценку аудиторского  риска и разработать процедуры  необходимые для его снижения  до минимально низкого уровня;

 

 определить ключевые по значимости  области проверки;

 

 составить детальную программу  по проверке доходов и расходов, которая будет служить инструкцией  для аудитора, а также средством  внутреннего контроля за надлежащим  выполнением работы.

 

 Общий план аудиторской проверки  на предприятии ПК «Экожан»  представлен в Приложении С.

 

 Оценка аудиторского риска  – риска необнаружения, который  аудитор готов взять на себя  в той степени, в какой он  рискует не обнаружить существенных  ошибок при помощи аудиторских  процедур, предполагая, что в системе  внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить.

 

 Риск необнаружения определяет  количество свидетельств, которые  аудитор планирует собрать. Риск  необнаружения исчисляется по  трем остальным рискам, входящим  в модель аудиторского риска:

 

- приемлемый аудиторский риск;

 

- внутрихозяйственный риск;

 

- риск контроля.

 

 Приемлемый аудиторской риск  определяется в результате оценки  существенности неточностей в  финансовой отчетности. Неточность  в финансовой отчетности может  считаться существенной, если наличие  информации об этой неточности повлияет на принятие решений пользователей данной отчетности. Различают три уровня существенности для выбора типа заключения.

 

 Суммы являются не существенными.  Когда в финансовой отчетности  есть неточность несоответствие  отчетности требованиям общепринятых бухгалтерских принципов, но эта неточность вряд ли повлияет на принятие решения пользователей финансовой отчетности, то эта неточность считается несущественной. Тогда представляется заключение без оговорок.

 

 Суммы являются существенными, но не показывают общего влияния на финансовую отчетность в целом. Этот уровень имеет место тогда, когда наличие неточности в финансовой отчетности окажет воздействие на пользователей, хотя в целом финансовая отчетность объективно отражает состояние дел предприятия. В этом случае аудитор приходит к мнению, что неточность является существенной, но не оказывает на финансовую отчетность в целом, уместно представить заключение с оговорками.

 

 Суммы не только существенны,  но и часто встречаются, что  под вопрос ставится объективность финансовой отчетности в целом. Эта степень существенности имеет место, когда пользователи неминуемо принесут неверное решение, если будут полагаться на эту финансовую отчетность в целом.

 

 При установлении и принятии  ориентированных критериев существенности каждый раз аудитору необходимо опираться на свое собственное мнение, выбирая его, аудитор руководствуется тем, что суммарная общая погрешность в финансовой отчетности, превышающая 10% будет считаться существенной. При оценке существенности в диапазоне от 5% до 10% необходимо более тщательно исследовать все факторы.

 

 В ПК «Экожан» в результате  исследования финансовой отчетности  приемлемый аудиторский риск  установлен в размере 5%.

 

 Внутрихозяйственный риск. Оценивая  внутрихозяйственный риск, берут во внимание ряд важных факторов:

 

- характер деятельности предприятия,  который влияет на внутрихозяйственный  риск в отношении определенности  счетов;

 

- честность администрации, когда  во главе администрации стоит  лицо, которое характеризуется как честнейшее и отсюда вероятность наличия существенных погрешностей в финансовой отчетности не велика;

Информация о работе Учет, аудит и оценка основных средств (на примере ПК «Экожан»)