Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:56, курсовая работа
Целью дипломной работы является – изучение организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и анализ кредиторской задолженности.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение нормативной базы учета расчетных операций в РФ;
- дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
- проведен аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- дан анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Введение 4
1. Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками 7
2. Организационно-экономическая характеристика МУП «Водоканал» 17
3. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в МУП «Водоканал»
3.1 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подряд- чиками 28
3.2 Основные формы безналичных расчетов 32
3.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 36
3.4 Автоматизированная обработка учетной информации 41
4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
4.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки 45
4.2 Аудит состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками 50
4.3 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 53
5. Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками 60
Выводы и предложения 71
Список использованной литературы
Режим гипертекста или перекрестных ссылок между документами помо-гает отслеживать их юридическую взаимосвязь. Папки документов позволяют длительно хранить сформированные подборки документов по некоторым тема-тикам.
Использование средств вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1:С” и справочной системы “Консультант Бухгалтер” позволяет добиться в работе бухгалтерии своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия; строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать серьезных ошибок. При использо-вании средств вычислительной техники экономится огромное количество вре-мени необходимое для рутинных операций и бухгалтер может больше времени уделять аналитической работе.
4 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
4.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудито-рская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответствен-ный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторс-кой проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составлен-ная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна вклю-чать следующие стадии:
- предварительное планирование;
- изучение системы бухгалтерского учета;
- оценка системы внутреннего контроля;
- установление уровня существенности;
- построение аудиторской выборки;
- подготовка общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей. Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на методы получения аудиторских до-казательств и ведение рабочей документации аудитора.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с предста-вителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, ру-ководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руко-водством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, пер-вичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контро-ля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожела-ния руководства и учитывая требования законодательства к проведению ауди-торских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко фо-рмулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.
Основным источником информации на данном этапе выступает письмен-но зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бух-галтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходи-мо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекват-ности принятой учетной политике.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отче-тов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изу-чаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организацио-нной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского уче-та. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских про-водок по операциям по реализации продукции и установить фактическое нали-чие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основа-нии которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Таким образом, основной целью оценки систе-мы внутреннего контроля является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникнове-нии недостоверной информации и выявляет такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором при оценке системы внутре-ннего контроля, - выработка конструктивных предложений по ее совершенство-ванию.
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирова-ния. По сути, это - величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение от-носительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оце-нка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей ин-формации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Су-щественность в аудите».
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может присту-пать к построению аудиторской выборки. Аудиторская выборка может коррек-тироваться в зависимости от целей аудита и от установленных аудитором уров-ней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой ошибки и объема генера-льной совокупности.
Завершающей стадией планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане должны быть отражены основная цель и на-правления проверки, способ проведения аудита, установленный уровень сущес-твенности, параметры аудиторского риска, определены численность и квалифи-кация рабочей группы аудиторов, их обязанности, ответственность и соподчи-ненность; указаны сроки проведения проверки, а также дата представления ау-диторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и подрядчика-ми, аудитор направляет свои усилия на проверку тех участков, которые не под-вергались контролю или мало контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор определяет, какие приемы проверки он бу-дет использовать. Для проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками мо-жно использовать пересчет, сопоставление, прослеживание, сканирование, до-кументальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, операций по приобретению и реализации продукции представляет собой детальный пере-чень содержания аудиторских процедур для сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
- заключены ли договора поставки продукции;
- реальность задолженности поставщикам и подрядчикам, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;
- правильность составления бухгалтерских проводок по счетам 60;
- соответствие записей аналитического учета по счету 60 записям в журналах-ордерах, главной книге и балансе.
При проверке в МУП "Водоканал" было установлено:
1. на предприятии заключены все договора на поставку продукции;
2. производилась инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками и актом инвентаризации расчетов подтверждена реальность задолженности поставщикам;
3. бухгалтерские проводки по счету 60 составлены правильно;
4. записи аналитического учета по счету 60 соответствуют записям в журнале-ордере № 6, главной книге и балансу.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Аудиторские процедуры по существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать достаточный объем аудиторских доказате-льств, в соответствии с правилом (стандартом) №5 «Аудиторские доказательст-ва» для формулирования профессионального мнения о соответствии бухгалтер-ского учета операций по приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и достоверности во всех существенных аспек-тах бухгалтерской отчетности в части отраженных в ней операций.
Важным шагом на этапе планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую группу аудиторов предлагается разде-лить на отдельные подгруппы по направлениям проверки. Рабочая группа дол-жна формироваться из аудиторов, специализирующихся на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав рабочей группы дос-таточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере торговли). Ау-диторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в области пра-вовых и экономических основ операций по приобретению и реализации проду-кции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского уче-та, а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случа-ях к выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа эксперта и использование предоставленных им материалов регламенти-рованы правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование ра-боты эксперта".
Общее руководство проверкой, координация деятельности членов рабо-чей группы и контроль за соблюдением графика использования рабочего време-ни должны осуществляться руководителем аудиторской проверки. При разделе-нии рабочей группы на подгруппы по направлениям функции локального руко-водства целесообразно возлагать на старших аудиторов.
В ходе проверки и планирования аудита расчетов с поставщиками и под-рядчиками в МУП "Водоканал" была разработана программа проведения ауди-торской проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
4.2 Аудит состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками
Непосредственную проверку начинают с установления соответствия дан-ных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и анали-тического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Ва-лютный счет».
Проверка по счетам расчетов должна осуществляться по следующим ос-новным направлениям: наличие и правильность оформления документов, опре-деляющих права и обязанности сторон по поставке материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и списания по-лученных ценностей.
При проверке следует обратить внимание на следующее:
- имеются ли договора на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
- при наличии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо уста-новить дату возникновения и причину образования;
- имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности, принимаю-тся ли меры к ее взысканию.
При этом следует иметь в виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказа-ния услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимо-сти от срока договора. Обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору това-ры (выполненные работы или оказанные услуги).
Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по ра-счетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Суммы, не истребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (вы-полнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его дейст-виях отсутствует умысел;