Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:56, курсовая работа
Целью дипломной работы является – изучение организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и анализ кредиторской задолженности.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение нормативной базы учета расчетных операций в РФ;
- дана организационно-экономическая характеристика предприятия;
- проведен аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- дан анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками;
Введение 4
1. Теоретические и методологические основы учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками 7
2. Организационно-экономическая характеристика МУП «Водоканал» 17
3. Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в МУП «Водоканал»
3.1 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подряд- чиками 28
3.2 Основные формы безналичных расчетов 32
3.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 36
3.4 Автоматизированная обработка учетной информации 41
4. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
4.1 Подготовка и планирование аудиторской проверки 45
4.2 Аудит состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками 50
4.3 Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками 53
5. Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками 60
Выводы и предложения 71
Список использованной литературы
Как видно из таблицы 2.4, в 2004 году по сравнению с 2002 годом прои-зошли следующие изменения. Общая численность персонала снизилась на 5,95% или на 11 человек. В структуре общей численности в 2004 году по срав-нению с 2002 годом увеличилась доля промышленно-производственного персо-нала на 0,06%, соответственно снизилась доля непромышленного персонала.
В структуре промышленно-производственного персонала снизилась доля специалистов и служащих соответственно на 0,66% и 0,93%, что составило 2 человека, увеличилась доля рабочих и руководителей соответственно на 1,47% - хотя количество уменьшилось на 6 человек, 0,12%.
В структуре непромышленного персонала снизилась доля рабочих в 2004
году по сравнению с 2002 годом на 9,53%, что составило 2 человека, а доля ру-ководителей увеличилась на 0,96%, специалистов на 8,1% или на 1человека и служащих на 0,47%.
Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финан-совой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько из находится в сфере произ водства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптималь-но их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финан-совой.
Таблица 2.5 – Состав и структура активов на конец года
Статьи активов | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Изменение 2004 г. к 2002 г. | ||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | % | |
1.Внеоборотные активы, в том числе: | 17785 | 83,98 | 17747 | 84,12 | 16983 | 77,61 | -802 | -6,37 |
- нематериальные активы | 7 | 0,04 | 7 | 0,04 | 8 | 0,05 | 1 | 0,01 |
-основные средства | 17283 | 97,18 | 16735 | 94,3 | 16801 | 98,93 | -482 | 1,75 |
- незавершенное строительство | 495 | 2,78 | 1005 | 5,66 | 174 | 1,02 | -321 | -1,76 |
- долгосрочные финансовые вложения | – | – | – | – | – | – | – | – |
- прочие | – | – | – | – | – | – | – | – |
2.Оборотные активы, в том числе: | 3393 | 16,02 | 3350 | 15,88 | 4899 | 22,39 | 1506 | 6,37 |
- запасы | 1005 | 29,62 | 1019 | 30,42 | 807 | 16,47 | -198 | -13,15 |
-денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 467 | 13,76 | 349 | 10,42 | 185 | 3,78 | -282 | -9,98 |
-дебиторская задолженность | 1577 | 46,48 | 1823 | 54,42 | 3639 | 74,28 | 2062 | 27,8 |
- НДС | 344 | 10,14 | 159 | 4,74 | 268 | 5,47 | -76 | -4,67 |
-прочие активы | – | – | – | – | – | – | – | – |
Итого активов | 21178 | 100 | 21097 | 100 | 21882 | 100 | 704 | – |
В том числе: немонетарные активы | 18790 | 88,72 | 18766 | 88,95 | 17790 | 81,3 | -1000 | -7,42 |
монетарные активы | 2388 | 11,28 | 2331 | 11,05 | 4092 | 18,7 | 1704 | 7,42 |
Из таблицы 2.5 видно, что структура активов в МУП «Водоканал» в 2004 году по сравнению с 2002 годом несколько изменилась: уменьшилась доля ос-новного капитала на 6,37%, а оборотного соответственно увеличилась. В связи с этим изменилось органическое строение капитала: в 2002 году отношение обо -ротного капитала к основному составляло 0,19, а в 2004 году – 0,29, что долж-но способствовать ускорению его оборачиваемости.
Значительный удельный вес занимают монетарные активы в общей валю-те баланса, причем в 2004 году по сравнению с 2002 годом их доля увеличилась на 7,42 %. Если монетарные активы превышают монетарные пассивы, то при росте цен и снижении покупательной способности денежной единицы предп-риятие несет финансовые потери из-за обесценивания этих активов.
Финансовое состояние субъектов хозяйствования, его устойчивость во многом зависят от оптимальности структуры источников капитала (соотноше-ния собственных и заемных средств).
Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями само-финансирования предприятий. Он является основой их самостоятельности и не-зависимости. Однако нужно учитывать, что собственный капитал ограничен в размерах. Кроме того, финансирования деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, когда производство имеет сезонный характер. В тоже время если средства пред-приятия созданы в основном за счет краткосрочных обязательств, то его финан-совое положение будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа.
Таблица 2.6 – Состав и структура пассивов на конец года
Статьи пассивов | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Изменение 2004 г. к 2002 г. | ||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | % | |
1.Капитал и резервы, в том числе | 15335 | 72,41 | 17794 | 84,34 | 17870 | 81,67 | 2535 | 9,26 |
-уставный капитал | 100 | 0,65 | 100 | 0,56 | 100 | 0,56 | – | -0,09 |
-добавочный капитал | 18161 | 118,43 | 17340 | 97,44 | 17165 | 96,05 | -996 | -22,38 |
-фонд соц.сферы | 400 | 2,61 | 400 | 2,25 | 400 | 2,24 | – | -0,37 |
-нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | -3326 | -21,69 | -46 | -0,25 | 205 | 1,15 | 3531 | 22,84 |
2.Долгосрочные обязательства | – | – | – | – | – | – | – | – |
3.Краткосрочные обязательства | 5843 | 27,59 | 3303 | 15,66 | 4012 | 18,33 | -1831 | -9,26 |
-в т.ч. кредиторская задолженность | 4147 | 70,97 | 3096 | 93,73 | 3940 | 98,21 | -207 | 27,24 |
-займы и кредиты | 336 | 5,75 | 207 | 6,27 | 72 | 1,79 | -264 | -3,96 |
-доходы будущих периодов | 1360 | 23,28 | – | – | – | – | -1360 | -23,28 |
4. Прочие пассивы | – | – | – | – | – | – | – | – |
Итого пассивов | 21178 | 100 | 21097 | 100 | 21882 | 100 | 707 | – |
Из данных таблицы 2.6 видно, что на данном предприятии основной уде-льный вес в источниках формирования активов занимает собственный капитал, в 2004 году его доля по сравнению с 2002 годом увеличилась на 9,26%, а заем-ного соответственно уменьшилась.
Исходя из полученных данных, можно утверждать, что собственные сред-ства МУП «Водоканал» состоят из добавочного капитала. Его доля в 2004 году в общем объеме собственных средств составила 96,05%, а в 2003 году – 97,44%. Размер уставного капитала незначительный, в процентном соотношении он сос-тавляет: в 2002 году – 0,65%, в 2003 году – 0,56%, в 2004 году - 0,56%. Фонд со-циальной сферы также составляет незначительную часть собственного капита-ла (в 2004 году – 2,24%, а в 2002 году – 2,61%).
Накопленной нераспределенной прибыли на предприятии нет, так как она сразу же инвестируется в производство.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает состав и структура заемных средств. Из данных таблицы 2.6 следует, что в 2004 году по сравнению с 2002 годом сумма заемных средств уменьшилась на 1831 тыс. руб.
Состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия может быть оценено на основе изучения финансовых результатов его деятельности, которые зависят от совокупности условий осуществления денежного оборота кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отно-шений в хозяйственном процессе. Анализ финансовых результатов деятельнос-ти предприятия предполагает изучение «Баланса предприятия», «Отчета о при-былях и убытках», «Отчета о движении капитала» и первичной отчетности пре-дприятия.
Таблица 2.7 – Основные показатели деятельности МУП «Водоканал»
Показатели | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | Изменение 2004 г. к 2002 г. | |
сумма | % | ||||
Выручка от реализации, тыс. руб. | 13673 | 12975 | 18143 | 4470 | 32,69 |
Себестоимость произведенной продукции (работ, услуг), тыс. руб. | 18905 | 17886 | 22681 | 3776 | 19,97 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 15058 | 17009 | 16768 | 1710 | 11,36 |
Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. | 63 | 290 | 54 | -9 | -14,29 |
Фондоотдача, руб./руб. | 0,91 | 0,76 | 1,08 | 0,17 | 18,67 |
Фондоемкость, руб./руб. | 1,1 | 1,31 | 0,92 | -0,18 | -16,36 |
Уровень рентабельности (+), убыточности (-), % | 0,33 | 1,62 | 0,3 | -0,03 | -9,09 |
Основные показатели, характеризующие работу МУП «Водоканал», пред-ставлены в таблице 2.7. К основным показателям финансовых результатов дея-тельности предприятия относят выручку от реализации продукции (работ, ус-луг), прибыль и.т.д. Финансовые результаты деятельности предприятия зависят от таких показателей как себестоимость реализации продукции (работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы, прочие операционные доходы и рас-ходы, внереализационные доходы и расходы, величина отвлеченных средств, налог на прибыль.
Как показывают данные таблицы 2.7 по сравнению с 2002 годом в 2004 го- ду произошло увеличение выручки от реализации продукции на 32,69% или на 4470 тыс. руб. Также увеличилась себестоимость на 19,97 % или на 3776 тыс. руб. Если в 2002 году прибыль составила 63 тыс. руб., то в 2004 прибыль соста-вила 54 тыс.руб., что на 14,29 % меньше. Это произошло в результате увеличе-ния себестоимости реализованной продукции на 19,97%.
По данным таблицы видно также, что в 2004 году по сравнению с 2002 го-дом снизился уровень рентабельности на 9,09%. Также увеличилась фондоотда-ча на 18,67%, а фондоемкость уменьшилась на 16,36%.
На основании всего вышесказанного можно заключить: МУП «Водока-нал» является рентабельным, экономически устойчивым предприятием.
3 Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в МУП «Водоканал»
3.1 Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектнос-ти и его документального оформления регулируются действующими техничес-кими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о поря-дке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и компле-ктности.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросоп-роводительными документами, предусмотренными условиями поставки това-ров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торго-вой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой орга-низации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование пос-тавщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количест-во (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимос-ть) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными ли-цами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями органи-заций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в нак-ладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров ав-томобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из дв-ух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей това-ров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопро-водительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодо-рожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной. Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то оформляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».
Счет фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет-фактура является основным первичным документом, слу-жащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками (приложение А).
Например, в МУП «Водоканал» в октябре 2004 года поступили на склад инвентарь и хозяйственные принадлежности на сумму 15471,57 руб. с выделе-нием НДС в сумме 2360,07 руб.
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содер-жание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.
Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада поку-пателя, то необходимым документом является доверенность (приложение Б), которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инстру-кцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Го-сударственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами (наличие или отсутствие) и т.д.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – требованиям к качеству товаров, предусмот-ренных в договоре.