Сущность и порядок учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:47, реферат

Краткое описание

Основные средства как объект учета. Классификация основных средств. Оценка основных средств. Аналитический и синтетический учет основных средств. Учет поступления основных средств. Учет выбытия основных средств. Содержание и порядок учета арендованных основных средств. Инвентаризация основных средств. Раскрытие информации об объектах основных средств в бухгалтерской отчетности.

Файлы: 1 файл

ПРО ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

Переданное лизинговое имущество продолжает числиться у лизингодателя на забалансовом счете 011 «Основные средства, сданные в аренду» до полного погашения задолженности и перехода права собственности на это имущество к лизингополучателю. При погашении задолженности по лизинговым платежам и переходе права собственности на лизинговое имущество от лизингодателя к лизингополучателю оформляется двусторонний акт выполненных работ по договору лизинга и лизинговое имущество списывается с забалансового счета.

Бухгалтерские записи по учету имущества у лизингополучателя представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Корреспонденция счетов по учету лизингового имущества у           лизингодателя.

№ п/п

Содержание факта хозяйственной деятельности

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

При учете лизингового имущества на балансе лизингополучателя

1

Отражаются затраты, связанные с получением лизингового имущества

08

76

«Арендные обязательства»

2

Отражается НДС

19

76

«Арендные обязательства»

3

Принимаются к бухгалтерскому учету основные средства

 

01

 

08

4

Начислены лизингодателю лизинго- вые платежи за отчетный период

76

«Арендные обязательства»

76

«Задолженность по лизинговым платежам»

5

Отражается погашение задолженности по лизинговым платежам

76

«Задолженность по лизинговым платежам»

51

6

Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС

 

 

68

 

 

19

7

Начислена амортизация основных средств

20, 23,

25, 26 и др.

02

«Амортизация арендованных основных средств»

8

Отражается после окончания полного выкупа лизингового имущества переход права собственности

01

«Собственные основные средства»

01

«Арендованные основные средства»

9

Отражается амортизация собственных основных средств

02

«Амортизация арендованных основных средств»

02

«Амортизация собственных основных средств»

 

Продолжение таблицы 12.

10

Отражается передача лизингового имущества лизингодателю после завершения лизинговых платежей

 

 

91

 

 

01

При учете лизингового имущества на балансе лизингодателя

11

Принято на забалансовый учет лизинговое имущество

 

001

 

12

Отражается начисление лизинговых платежей в отчетном периоде

20, 23,

25, 26 и др.

76

«Задолженность по лизинговым платежам»

13

Отражается НДС

19

76

«Задолженность по лизинговым платежам»

14

Отражается перечисление лизинговых платежей

76

«Задолженность по лизинговым платежам»

51

15

Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС

 

 

68

 

 

19

16

На дату перехода права собственности

      списывается с забалансового счета лизинговое имущество;

      принимается к бухгалтерскому учету объект основных средств после его выкупа в соответствии с условиями договора лизинга

 

 

 

 

 

 

01

 

 

001

 

 

 

02

 

1.8 Инвентаризация основных средств.

Цель инвентаризации – подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

Инвентаризация основных средств является обязательной процедурой в следующих случаях:

     при реорганизации предприятия (слияние, разделение, присоединение, выделение, преобразование) на дату составления бухгалтерского баланса);

     при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

      после стихийных бедствий (немедленно после их окончания);

      перед составлением годового отчета (не ранее 1 октября);

     при выявлении фактов хищения, а также порчи такого имущества (сразу после установления таких фактов);

     в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Министерства финансов РФ.

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход.   Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

При инвентаризации основных средств инвентаризационная комиссия проводит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение и инвентарные номера, основные технические и эксплуатационные показатели. При инвентаризации зданий и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, инвентаризационная комиссия должна включить в опись правильные сведения технические показатели по этим объектам.    

Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

Выявленные инвентаризацией неучтенные объекты должны быть оценены с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами. Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись.

На основные средства, используемые предприятием на условиях аренды, независимо от ее характера (краткосрочная или долгосрочная), составляется отдельная инвентаризационная опись в двух экземплярах. Один экземпляр остается у предприятия, а другой высылается в адрес арендодателя.

Объекты, которые в учете относятся к активной части основных средств (машины, оборудование, транспортные средства), показываются в инвентаризационной описи с подробной расшифровкой их технической характеристики и заводского инвентарного номера.

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места расположения организации (морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины в дальних рейсах, отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента их выбытия.

Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось его основное назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

На основные средства, непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча и др.).

Оформленные соответствующим образом инвентаризационные описи комиссия передает в бухгалтерию для составления сличительной ведомости. Данная ведомость включает только те объекты, по которым имеются расхождения с бухгалтерской информацией.

 

1.8 Раскрытие информации об объектах основных средств в бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию следующая информация:

     о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;

     о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);

     о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;

     об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);

     о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

      об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;

     об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;

     о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;

     об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации. Представление данной информации вытекает из требования, что до принятия объекта к учету необходима его государственная регистрация. При этом по действующим правилам по эксплуатируемому объекту производятся эксплуатационные расходы, и начисляется также амортизация. Думаем, что наряду с информацией о стоимости таких объектов необходимо представлять данные о начисленной по ним в этот период амортизации.

Таким образом, в соответствии с новым порядком в российских правилах бухгалтерского учета не предусмотрено обязательное раскрытие информации о:

      применяемых базах определения текущей стоимости основных средств;

     учетной политике в отношении затрат по восстановлению объектов основных средств;

      сумме обязательств по приобретенным основным средствам;

     наличии и размерах ограничений на право собственности, а также закладных на основные средства, использованные в качестве обеспечения по обязательствам. Данная информация должна быть раскрыта в показателях отчетности об обязательствах полученных и выданных.

 

26

 



Информация о работе Сущность и порядок учета основных средств