Совершенствования учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании исследования литературных источников и практики работы предприятия изучить действующую практику бухгалтерского учета поступления основных производственных фондов и дать предложения по их совершенствованию.

Оглавление

Введение 5

Глава 1 Теоретические основы основных средств в современных условиях 7

1.1 Понятие и классификация основных средств 7

1.2 Оценка основных средств 15

1.3 Зарубежный опыт учета основных средств 18

Глава 2 Действующая практика учета основных средств в ОАО «Ламзурь» 25

2.1 Документальное оформление и учет поступления основных средств 25

2.2 Документальное оформление и учет выбытия основных средств 27

2.3 Учет амортизации основных средств 31

Глава 3 Направления совершенствования учета основных средств 42

Заключение 48

Список использованных источников 50

Файлы: 1 файл

Учет основных средств Ламзурь.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

      Д 08 К 75-1 – поступил объект основного  средства в качестве вклада в уставный капитал – 450 000 руб.;

      Д 08 К 51,69,70и др. – отражаются дополнительные расходы по доставке и установке  объекта основного средства – 25 000 руб.;

      Д 01 К 08 – введен объект основного  средства в эксплуатацию – 475 000 руб.

      Поступление в обмен на другое имущество. Первоначальная стоимость объектов основных средств соответствует стоимости обмениваемого имущества.

      Пример 6.

      Организация приобретает станок в обмен на готовую продукцию. Фактическая  себестоимость готовой продукции  составляет 90 000 руб., продажная стоимость – 153 400 руб., в том числе НДС 23 400 руб. Станок введен в эксплуатацию.

      Д 62 К 90 – стоимость готовой продукции, подлежащей передаче - 153 400 руб.;

      Д 90 К 68 – начислен НДС по переданной готовой продукции – 23 400 руб.;

      Д 90 К 43 – списана фактическая себестоимость готовой продукции – 90 000 руб.;

      Д 08 К 60 – поступает станок в обмен  на готовую продукцию – 130 000 руб.;

      Д 19 К 60 НДС по поступившему станку – 23 400 руб.;

      Д 60 К 62- осуществляется взаимозачет стоимости  готовой продукции и поступившего станка – 153 400 руб.;

      Д 68 К 19 – произведен взаимозачет НДС  – 23 400 руб.;

      Д 01 К 08 – станок введен в эксплуатацию – 130 000 руб.

      Внутреннее  перемещение основных производственных фондов из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передача из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляются накладной на внутреннее перемещение основных производственных фондов. 

      2.2 Документальное оформление  и учет выбытия  основных средств 

      Основные  средства выбывают из организации в  случаях:

  • списания по причине непригодности к дальнейшему использованию
  • продажи на сторону
  • безвозмездной передачи
  • передачи в счет вклада в уставный капитал другой организации
  • сдачи имущества в аренду, лизинг
  • реализации по договорам мены и т.д.

      Согласно  Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета выбытие основных средств организация отражает развернуто в составе прочих доходов и расходов ОАО «Ламзурь».

      По  дебету счета 91 отражается списание остаточной стоимости и затраты, связанные с выбытием, а по кредиту - выручка от продажи, стоимость оприходованных ценностей.

      Для списания основных средств к счету 01 открывают субсчет 01-В «Выбытие основных средств».

      В марте 2009 года организация продала за 38 350 рублей (в том числе НДС 5 850 рублей) объект основных средств. Первоначальная стоимость объекта составляет 90 000 рублей. Срок полезного использования этого объекта – 6 лет, фактический срок эксплуатации – 4 года, сумма начисленной амортизации – 60 000 рублей. Транспортные расходы по доставке оборудования покупателю составили 1 888 рублей, включая НДС. Доставка была произведена силами сторонней организации. Согласно учетной политике организации обязанность по уплате НДС возникает по мере отгрузки, доходы и расходы в целях налогообложения прибыли определяются по методу начисления.

      Для отражения операций в бухгалтерском  учете будем использовать следующие  наименования субсчетов:

      01-1 «Основные средства в организации»;

      01-2 «Выбытие основных средств»;

      91-1 «Прочие доходы»;

      91-2 «Прочие расходы».

      Таблица 2.2 – Учет выбытия основных средств

Корреспонденция счетов Сумма,

рублей

Содержание  операций
Дебет Кредит
76 91-1 39 000 Отражена задолженность  покупателя за проданный объект основных средств
91-2 68 6 500 Начислен НДС  по реализации объекта основных средств
01-2 01-1 90000 Отражено выбытие  основного средства
02 01-2 60 000 Списана начисленная  сумма амортизации
91-2 01-2 30 000 Списана остаточная стоимость проданного основного  средства (90000 – 60000)
91-2 60 1 600 Списаны транспортные расходы по доставке основного средства покупателю
19 60 320 Отражена сумма  НДС, подлежащая уплате транспортной организации
51 76 39 000 Погашена задолженность  покупателя за проданный объект основных средств
 

      Для целей налогообложения доходы и  расходы от ликвидации основных средств включаются в состав внереализационных. При этом учет расходов от ликвидации производится единовременно (кроме случаев получения убытков).

      ОАО  «Ламзурь» определяет прибыль (убыток) от реализации или выбытия амортизируемого имущества на основании аналитического учета по каждому объекту на дату признания дохода (расхода). При этом прибыль, полученная ОАО  «Ламзурь», подлежит включению в состав доходов от реализации в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества. А убыток отражается в аналитическом учете как прочие расходы организации равными долями.

      Выбытие основных средств (кроме автотранспорта) вследствие полного или частичного их списания оформляется «Актом на списание основных средств» формы № ОС-4. Он составляется в 2 экземплярах комиссией, назначаемой руководителем предприятия (первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате списания запчастей, материалов, металлолома и т.п.). В нем указываются наименование объекта, год его изготовления или перестройки, дата поступления на предприятие и ввода в эксплуатацию, его инвентарный номер, местонахождение, первоначальная (балансовая) стоимость, износ, число капитальных ремонтов, техническое состояние и причины выбытия, заключение комиссии и др. Кроме того, при составлении акта указывается наличие драгоценных металлов и определяется результат списания объекта (затраты, связанные со списанием, поступления от списания).

      При списании с баланса машин, оборудования и транспортных  средств вследствие аварии к акту прилагается копия  акта об аварии, где указываются ее причины и виновники.

      Списание  грузовых и легковых автомобилей, прицепов и полу прицепов или их ликвидация оформляются «Актом на списание автотранспортных средств» формы № ОС-4а. Акт составляется в 2-х экземплярах комиссией, назначаемой руководителем предприятия, утверждается им же или лицом на то уполномоченным (один экземпляр передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств).

      Выбытие основных средств вследствие ветхости, полного износа (физического или  морального), аварий или стихийных  бедствий, нарушения нормальных условий  эксплуатации, а также в связи  со строительством, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий и по другим причинам именуется ликвидацией. Она связана с процессом разборки, демонтажа транспортных средств, перевозок объектов, очистки территории, рассортировки и сдачи дома и т.д. При ликвидации основных средств предприятие несет соответствующие затраты в виде заработной платы, начисленной рабочим за разборку объекта, дополнительно используемых материалов и др.

      Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности реализации или неэффективности их восстановления, а также оформления соответствующей документации по ликвидации на предприятии создаются постоянно действующие комиссии. В их состав включаются  главный инженер, а также лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

      Эта комиссия производит непосредственно  осмотр ликвидируемых объектов, устанавливает  причины их списания и лиц, виновных в этом и подлежащих привлечению  к ответственности, определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и оценивает их. Суммы, полученные предприятиями от использования возвратных отходов, остаются в их распоряжении.

      К ликвидации объекта основных средств  приступают только после утверждения акта руководителем предприятия. Частичная ликвидация объектов основных средств оформляется аналогично полной ликвидации.

      Методика  документального оформления  выбытия  основных средств зависит от причин выбытия. Для того чтобы полно  отразить данную зависимость составим таблицу 2.3.

Таблица 2.3 - Причины выбытия основных средств  и их документальное оформление

Содержание  операции Первичный документ Бухгалтерский регистр
1 2 3
1. Реализация  юридическим и физическим лицам Акт приема-передачи основных средств в 2 экз. для сторон.

Накладная.

Отметка в инвентарных  карточках. Изъятие карточек с отметкой из Описи инвентарных карточек
2. Безвозмездная  передача другим  предприятиям  и лицам. Акт приема-передачи в 2 экз. для сторон.

Накладная.

Тех. документация.

Отметка в инвентарной

карточке. Изъятие карточки с отметкой о  выбытии в Описи инвентарных  карточек

3. Внесение  в качестве взноса в уставной капитал др. предприятий Акт приема-передачи в 2 экз. для сторон.

Накладная.

Тех документация.

Отметка в инвентарной карточке. Изъятие карточки с отметкой о выбытии в Описи инвентарных карточек.
4. Частичная  или полная ликвидация в связи  с физическим или моральным износом, аварией, стихийным бедствием Акт специальной  комиссии по оценке пригодности.

Акт ликвидации ф. ОС-4 Ликвидация только после утверждения акта.

Отметка в инвентарной  карточке и изъятие ее из картотеки
5. Недостача,  выявленная   в результате инвентаризации Инвентаризационная  опись, сличительная ведомость с данными бухгалтерского учета. Отметка в инвентарной карточке и изъятие из картотеки после установления судом виновных .
 

      Таблица 2.3 показывает  общие причины выбытия основных средств, а так же документы, которые необходимо оформить в каждом конкретном случае. Документальное оформление выбытия основных средств, приведенной в вышеуказанной таблице является общим для всех предприятий, находящихся на территории РФ.  

      2.3 Амортизация основных  средств 

      Основные средства ОАО  «Ламзурь» в процессе эксплуатации подвергаются физическому и моральному износу, то  есть под влиянием физических сил, технических и экономических факторов они постепенно утрачивают свои свойства и приходят в негодность, и, сохраняя свою первоначальную вещественную форму, постепенно переносят свою стоимость в издержки производства и обращения. Периодически возникает необходимость заменять основные средства, прежде всего их активную часть, новыми более современными экземплярами. При этом физический износ не является главным фактором. В современной экономике необходимость замены определяется моральным износом, экономическими факторами. Денежные средства, необходимые для воспроизводства основных производственных фондов, т.е. замены износившихся экземпляров новыми, могут быть получены только из выручки за реализуемые товары и услуги. В стоимость товаров, поступающих в обращение, включается и частичное погашение стоимости действующих основных производственных фондов в соответствии с новым положением участия объектов в хозяйственной деятельности.

      Экономическим выражением процесса физического и  морального износа является процесс амортизации. Механизм постепенного переноса стоимости основных производственных фондов на готовый продукт и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров называется амортизацией.

      Порядок начисления амортизации на анализируемом предприятии определен в приказе об учетной политике. Амортизация основных производственных фондов на ОАО «Ламзурь» начисляется в соответствии с «Положением о порядке начисления амортизации основных производственных фондов и нематериальных активов», утвержденным Постановлением  Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства статистики и анализа РФ и Министерства архитектуры и строительства РФ от 24.01.2003 № 33/10/15/1.

      Расчет  износа за отчетный месяц производится с помощью формулы (2.1):

      Иотч. = Ипр. + Ивв. - Ивыб. ,                                    (2.1)

Информация о работе Совершенствования учета основных средств