Совершенствование организации учета кассовых операций в кредитной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: совершенствование организации учета и контроля кассовых операций в исследуемой кредитной организации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть сущность, показать место и роль кассовых операций в кредитной организации.
2. Рассмотреть принципы организации учета и контроля кассовых операций в кредитной организации.
3. Раскрыть теоретические основы анализа кассовых операций в кредитной организации.
4. Выделить особенности действующей в ОАО «Сбербанк России» системы учета и контроля кассовых операций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы организации учета и контроля кассовых операций в кредитной организации……………………………………………...5
1.1. Понятие и сущность кассовых операций кредитной организации…5
1.2. Организация учета кассовых операций в кредитной организации...7
1.3. Контроль кассовых операций в кредитной организации………….11
Глава 2. Совершенствование организации учета кассовых операций в кредитной организации………………………………………………………….12
2.1. Методика анализа кассовых операций в кредитной организации..12
2.2. Проблемы и направления совершенствования организации учета кассовых операций………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………….18

Файлы: 1 файл

Oglavlenie.doc

— 249.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы организации учета и контроля кассовых операций в кредитной организации……………………………………………...5

1.1. Понятие и сущность кассовых  операций кредитной организации…5

1.2. Организация учета кассовых операций в кредитной организации...7

1.3. Контроль кассовых операций  в кредитной организации………….11

Глава 2. Совершенствование организации учета кассовых операций в кредитной организации………………………………………………………….12

2.1. Методика анализа кассовых операций в кредитной организации..12

2.2. Проблемы и направления совершенствования  организации учета кассовых операций………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………..16

Список использованной литературы…………………………………….18

Приложение……………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Кассовые операции – операции с физическими и юридическими лицами по приёму и выдаче наличных денежных средств (банкноты и монеты), осуществляемые предприятиями, организациями, банками.

Актуальность. В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначение расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота). Расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

На сегодняшний день кассовое обслуживание в кредитных организациях находится примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.

На данный момент кредитные организации стремятся усовершенствовать методы и инструменты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране.

Эффективность руководства деятельностью кредитной организации полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную и своевременную экономическую информацию. Далеко не у всех кредитных организаций организация учетного процесса кассовых операций совершенна. Всё это свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.

Объектом исследования является ОАО «Сбербанк России», а предметом – выступает организация учета и контроля кассовых операций в кредитной организации.

Цель исследования: совершенствование организации учета и контроля кассовых операций в исследуемой кредитной организации.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть сущность, показать место  и роль кассовых операций в  кредитной организации.

2. Рассмотреть принципы организации  учета и контроля кассовых операций в кредитной организации.

3. Раскрыть теоретические основы  анализа кассовых операций в  кредитной организации.

4. Выделить особенности действующей  в ОАО «Сбербанк России» системы учета и контроля кассовых операций.

5. Выполнить анализ кассовых операций в ОАО «Сбербанк России».

6. Разработать рекомендации, направленные  на совершенствование организации  учета и контроля за кассовыми  операциями в ОАО «Сбербанк  России».

7. Выполнить экономическое обоснование  предлагаемых рекомендаций организации учета и контроля кассовых операций в кредитной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации учета и контроля кассовых операций в кредитной организации

1.1. Понятие и сущность  кассовых операций кредитной  организации

Управление налично – денежным обращение и порядок совершения кассовых операций регулируется законодательными актами органов государственного управления и нормативными документами Банка России и Министерства финансов Российской Федерации.

Непосредственная организация учетно-операционной работы с наличными деньгами определяется целым рядом внутрибанковских документов, например, таких как Положение №318 – П от 24 апреля 2008 года.1

Кассовое подразделение возглавляется заведующим кассой, заведующим хранилищем ценностей, или главным, старшим кассиром.

Выполнение операций с наличными деньгами осуществляют кассовые и инкассаторские работники банка. С каждым кассовым и инкассаторским работником, выполняющим операции с наличными деньгами и другими ценностями, заключается договор о полной материальной ответственности.

Кассовые и инкассаторские работники несут полную материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кассовым работником запрещается передоверять выполнение полученной работы с ценностями другим лицам.

Выполнять непосредственную работу могут также банкоматы. Первый банкомат в мире был запущен банком в районе Лонг – Айленд.2 Банкоматы могут размещаться как в помещениях, так и  непосредственно на улице и работать круглосуточно. Комбинированное устройство считывания магнитных, оптических или интеллектуальных карточек, устройство выдачи купюр – все эти составные элементы заключены в единый сейфовый корпус.

Предназначенные для выдачи купюры хранятся в специальных кассетах (до 2500 банкнот одного номинала).

По исполнению можно различать офисные банкоматы (которые устанавливаются в фойе банков, магазинов, страховых компаний и в метро), уличные банкоматы (вмонтированные в стены домов), и автострадные (выдерживающие лобовой наезд тяжелого грузовика).

В состав кассового подразделения входят:

- хранилище ценностей;

- операционные кассы;

- помещение по приему – выдаче  денег инкассаторам;

- кладовая или сейфовая комната;

- ряд других помещений, необходимых для выполнения кассовых операций.

В кредитной организации обслуживание клиентов производится операционной кассой. В состав операционный кассы входит:

- приходные кассы;

- расходные кассы;

- приходно-расходные кассы;

- вечерние кассы;

- кассы для выдачи чековых  книжек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Организация учета  кассовых операций в кредитной  организации

В соответствии с вышеуказанным нормативным документом все организации, банки, учреждения независимо от организационно – правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Порядок и срок сдачи наличных денег устанавливается обслуживающим банком каждому предприятию индивидуально по согласованию с их руководителем.

В целях обеспечения полной и своевременной сдачи наличных денег в банк их остатки в кассах предприятий лимитируются. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается банками ежегодно каждому предприятию индивидуально и лимит не следует, так как за это на предприятие может быть наложен штраф.

Банк определяет лимит остатка кассы для банка исходя из объемов его налично – денежного оборота с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк.

Для осуществления планирования кассовых операций банка клиент приводит расчет ожидаемых выплат заработной платы, стипендий, выплат социального характера, пенсий, пособий и выдач на другие цели – то есть сумм, которые он будет получать в кассе банка.

Прием наличных денег от предприятий и организаций производится, как правило, при личной явке клиента, в его присутствии.

Документом на прием наличности в приходную кассу банка является объявление на взнос наличными, представляющее собой комплект документов, состоящий из 3 частей: объявления, ордера и квитанции. В объявлениях на взнос наличных денег должна быть указана дата, кассир сличает соответствие суммы цифрами и прописью, вызывает вносителя денег и принимает от него денежную наличность. После приема денег кассир сверяет сумму, указанную в объявлении на взнос наличными, с сумой, фактически оказавшейся на пересчете. При соответствии сумм кассир подписывает объявление, квитанцию и ордер, ставит печать на квитанции и выдает ее вносителю денег. Объявление на взнос наличными кассир оставляет у себя, а ордер к объявлению передает соответствующему банку.

Примерная схема проведения кассовых операций представлена на рис. 1:

Рисунок 1 – Порядок ведения кассовых операций в банке

Прием банком денежной наличности в послеоперационное время производится вечерними кассами. При приеме денежной наличности непосредственно от организации вноситель сдает деньги в вечернюю кассу по объявлению на взнос наличными. Оформление объявления и прием денег от клиентов осуществляются аналогично порядку осуществления этих операций в операционное время банка.

Работа банка с денежной наличностью по обслуживанию клиентов – физических лиц (а также сотрудников самого банка) производится по приходным и расходным кассовым ордерам.

Схема работы с приходными кассовыми документами отображена на рис. 2:

 

Рисунок 2 – Схема приходных кассовых операций в банке

1.3. Контроль кассовых  операций в кредитной организации

Действующая нормативно – правовая база предусматривает проведение банками систематических проверок соблюдения банками выдач денег из кассы банка и их целевому назначению, лимите остатка денег в кассе, порядке и сроках сдачи выручки, со справкой о результатах предыдущей проверки кассовых операций с другими документами.

Проведение банками проверок соблюдения порядка ведения кассовых операций на предприятии по следующим направления.

1. Ведение кассовой книги и  других кассовых документов. При  этом рассматриваются соблюдение  установленного порядка оформления  операций по приему и выдаче  наличных денег из кассы банка, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег).

2. Полнота сдачи денег в кассу  учреждения банка. Рассматривается  соблюдение согласованного порядка  и сроков сдачи денежной выручки  в учреждение банка, уточняется  сумма наличных денег, поступивших  в кассу за проверяемый период  и сопоставляется с суммой  денег, сданных в банк.

3. Соблюдение на каждый день  проверяемого периода установленного  банком лимита остатка кассы, сроков и порядка сдачи денежной  выручки, своевременность возврата  в банк невыплаченных в срок средств на оплату труда и социально – трудовых льгот. 

4. Целевое использование наличных  денег, полученных в банке, в соответствии  с целями, указанными в чеках, а также решение других вопросов, относящихся к порядку ведения  кассовых операции.

Результаты проверки оформляются справкой о кассовых операциях в трех экземплярах. В ней должны найти полное отражение все перечисленные выше вопросы. Справка подписывается руководителем, главным бухгалтером банка и представителем банка.

Глава 2. Совершенствование  организации учета кассовых операций в кредитной организации

2.1. Методика анализа  кассовых операций в кредитной  организации

Сбербанк обладает рядом конкурентных преимуществ при приеме платежей: разветвленной филиальной сетью; наличием отлаженной технологии ежедневной обработки большого количества платежей; предоставлением возможности безналичных платежей по длительным поручениям клиентов; конкурентными тарифами. Высокая доля платежей осуществляются бесплатно для клиента – физического лица при наличие договора с юридическими лицами – получателями платежей.

В первую очередь необходимо отметить активное продвижение услуги и приема платежей населения и погашения кредитов Сбербанка России на устройствах самообслуживания, а также реализацию оплаты налогов и штрафов наличным и безналичным путем через устройства самообслуживания банка.

Итак, можно заключить о росте приема платежей через устройства самообслуживания, обусловленное значительным удобством услуги для клиента (отсутствие очередей и пр.).

Лимит максимального остатка денежной наличности в отделе кассовых операций банка устанавливаются экспертным путем в размере необходимом для организации эффективного процесса кассового обслуживания клиентской базы с учетом следующих факторов:

- состава клиентской базы;

- уровня развития операций инкассации  юридических лиц;

- коэффициент динамики

Коэффициент динамики – отражает тенденцию среднедневных объемов расхода денежной наличности по отделению и рассчитывается отдельно в рублях и иностранной валюте.

Информация о работе Совершенствование организации учета кассовых операций в кредитной организации