Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 20:01, курсовая работа
Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т. п., а материальные условия процесса труда – производственные здания, транспортные средства и другие.
Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава 1. теоретические и методологические основы учета основных средств……………………………………………………………………..5
Нормативно-законодательная база бухгалтерского учета основных средств…………………………………………………………………………..5
1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета
основных средств…………………………………………………………….....8
1.2.1. Основные средства как объект учета. Их классификация и оценка…….8
1.2.2 Учет наличия и поступления основных средств…………………………12
1.2.3.Учет амортизации основных средств……………………………………..17
1.2.4 Виды ремонта основных средств и организация их учета………………19
1.2.5 Выбытие основных средств………………………………………………….20
1.2.6. Инвентаризация и переоценка основных средств……………………….23
1.3.Современные подходы к организации бухгалтерского учета основных средств………………………………………………………………………..……26
Глава 2. Организация учета и контроля на предприятии………………………..…31
2.1. Структура и обязанности бухгалтерского аппарата………………………....31
2.2. Учетная политика и график документооборота……………………………...32
2.3 Финансовый контроль…………………………………………………………..35
Глава 3. Состояние и пути совершенствования учета основных средств………...38
3.1. Первичный и синтетический учет поступления и выбытия…………………38
3.2.Организация аналитического учета основных средств……………………….40
3.3. Учет износа основных средств…………………………………………………42
3.4. Учет ремонта основных средств……………………………………………….42
3.5. Пути совершенствования учета основных средств…………………………...44
Заключение……………………………………………………………………………..46
Приложения…………………………………………………………………………….47
Список используемой литературы…………
Составление приказа об учетной политике представляет собой акт выполнения требования бухгалтерского законодательства: в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация должна разрабатывать свою учетную политику. По целому ряду вопросов бухгалтерского учета нормативные документы предлагают набор вариантов методологических приемов, организация должна выбрать те из них, в соответствии с которыми она будет вести учет.
Таким образом, не составить приказ об учетной политике на предстоящий год просто нельзя, ибо это будет нарушением норм законодательства о бухгалтерском учете.
К каким же последствиям для организации может привести несоставление учетной политики для целей бухгалтерского учета, если ее положения никак не соотносятся с учетной политикой для целей налогообложения, и, следовательно, не влияют на порядок налогообложения хозяйственных операций? А последствия таких действий могут быть существенными, ведь с помощью бухгалтерской учетной политики мы можем влиять на картину финансового положения нашей организации, представляемую в бухгалтерской отчетности.
Действительно, от того, какой из предлагаемых методов учета мы выберем, будет зависеть оценка показателей бухгалтерской отчетности и, прежде всего, оценка активов, прибыли, доходов и расходов. Так, например, организация начисляет больше амортизации, больше становятся ее текущие расходы, меньше становится прибыль, меньше становится и показатель рентабельности. Начисляет меньше амортизации - все наоборот. И именно во втором случае пользователи бухгалтерской отчетности начинают воспринимать нашу организацию как более рентабельную, успешно функционирующую, более привлекательную для инвесторов. Так с помощью учетной политики мы можем привлечь дополнительные инвестиции в наш бизнес и сделать его более успешным.
Все это означает, что и в условиях, когда учетная политика никак не сказывается на налоговых платежах организации, мы должны хорошо подумать над ее составлением, определив, какой из возможных методов учета будет более выгоден нашему предприятию.
Организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 раздела I ПБУ 1/98).
К способам ведения бухгалтерского учета относятся, способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Предполагается также (п. 6 раздела II ПБУ 1/98), что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, то есть необходимость изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена результатами анализа сложившейся хозяйственной ситуации.
Разработка учетной политики - сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учетной политики от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.
Обязанность формирования учетной политики ОАО «Смоленское пиво» лежит на руководителе организации В.Т. Голикове и главном бухгалтере О.А. Шкорбе, однако эта работа полностью не возложена на них. В разработке отдельных элементов учетной политики, особенно на подготовительном этапе, участвуют все подразделения предприятия.
Согласно пункту 9 раздела
II ПБУ 1/98, принятая организацией учетная политика подлежит
оформлению соответствующей организационно-
Способы ведения бухгалтерского учета,
избранные организацией при формировании
учетной политики, применяются в соответствии
с пунктом 10 раздела II ПБУ 1/98 с 1 января года, следующего
за годом утверждения соответствующего организационно-
Изменение учетной политики должно вводиться
с 1 января года (начала финансового года),
следующего за годом его утверждения соответствующим
организационно-
В учетной политике ОАО «Смоленское пиво» представлен следующий порядок отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете:
– по учету основных средств;
– по учету сырья, материалов, готовой продукции и товара;
– по учету основного производства;
– по учету реализации;
– по учету кассовых операций;
– операции по расчетам с рабочими и служащими;
– расчеты с прочими дебиторами и кредиторами;
– по учету износа МБП;
– распределения прибыли;
– порядок отражения в учете начисления и выплаты дивидендов.
Распоряжение по учетной политике ОАО «Смоленское пиво» смотри в приложении 2
Также в учетной политике приводится рабочий план счетов предприятия. (приложение 3)
Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) должно регламентироваться графиком (п. 5.1 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 г. № 105).
Работу по составлению графика документооборота на ОАО «Смоленское пиво» организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя организации. График должен устанавливать на предприятии рациональный документооборот, то есть предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.
Работники организации - начальники цехов, мастера, табельщики, работники планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие - создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота.
Для этого каждому исполнителю необходимо вручить выписку из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
На ОАО «Смоленское пиво» график документооборота (приложение 4) разработан с учетом его конкретных особенностей: размера предприятия, вида деятельности, структуры управления и т. п. и пересматриваться по мере изменения этих показателей. Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
В случае установления факта отсутствия документа руководитель назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели документа. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Пример приказа о создании комиссии смотри в приложении 5
Комиссия должна затребовать письменные объяснения у лиц, которые в соответствии с графиком документооборота несут ответственность за создание и хранение пропавших документов. После выявления причин утраты документов следует этап их восстановления.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия.
Акт составляется в свободной форме, однако в нем обязательно содержаться сведения о составе комиссии, сделавшей заключение, о результатах расследования, прилагаются объяснительные записки опрошенных ответственных лиц. Он подписывается председателем и всеми членами комиссии.
2.3 Финансовый контроль
Финансовый контроль занимает важное место в системе методов руководства рыночной экономикой. Такой контроль способствует повышению эффективности общественного производства, сохранности материальных ценностей, денежных средств, финансовых обязательств, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Финансовый контроль бывает различных видов.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежные ресурсов, так или иначе связанные с формированием государственных ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса, если таковые предопределены общенациональными экономическими интересами.
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие, издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. В то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Формы и методы проведения финансового контроля многообразны.
Обязательный контроль(внешний) за финансовой деятельностью физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля за деятельностью предприятия является процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
Информация о работе Состояние и пути совершенствования учета основных средств