Состояние и пути совершенствования учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы – отразить фактическое состояние учета основных средств и наметить пути совершенствования их учета в ОАО «Алексиковский элеватор» Новониколаевского района Волгоградской области.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты исследуемого вопроса;
- дать краткую характеристику экономических условий хозяйствования ОАО «Алексиковский элеватор»;
- рассмотреть фактическое состояние учета основных средств;
- внести предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств.енствования учета основных средств

Оглавление

1.Введение 3
2.Фактическое состояние учета основных средств на предприятии. 5
2.1.Экономическая характеристика предприятия 9
2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии 15
2.3. Состав, классификация, и методы оценки основных средств 19
2.4. Учет поступления основных средств 25
2.5. Учет выбытия основных средств 27
2.6. Учет амортизации основных средств 31
3. Совершенствование учета основных средств 36
4.Выводы и предложения 40
5. Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая по бухучету 5 курс.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

При выбытии основные средств, кроме автотранспортных, составляется акт на списание основных средств (ф. №ОС-4), при выбытии автотранспорта составляется акт о приеме-передачи объектов основных средств (Ф. № ОС-4а). В акте указывается наименование объекта, техническая характеристика, причины ликвидации, первоначальная стоимость, сумма износа, затраты на демонтаж. Акт является основанием для сдачи на склад оставшихся в результате ликвидации запчастей, материалов, металлолома и другое. Для списания с баланса стоимости машин, оборудования и транспортных средств, пришедших в негодность при аварии, к акту списания прикладывается копия акта об аварии с указанием причин и виновников. Акт о ликвидации основных средств составляется в одном экземпляре.

Для учета выбытия  основных средств в ОАО “Алексиковский элеватор”, согласно рабочему плану счетов» к счету 01 открывается субсчет 1 «выбытие основных средств». Расходы по ликвидации основных средств собираются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Ежемесячно дебетовые и кредитовые обороты счета 91 сопоставляются и выявляют сальдо. Это сальдо ежемесячно списывают на финансовый результат.

На счетах бухгалтерского учета операции по выбытию основных средств отражаются следующим образом (таблица 3).

Основанием для записей  на счетах бухгалтерского учета служат расчетные документы, акты о ликвидации основных средств.

Все обороты по кредиту  счета 01 записываются в журнал-ордер  №13, затем в главную книгу. На основе данных главной книги составляется баланс.

Таблица 3

Корреспонденция счетов по выбытию основных средств

ОАО “Алексиковский элеватор”

 

Хозяйственные операции

Корреспонденция

дебет

кредит

Ликвидация основных средств:

   

1) списание первоначальной  стоимости основных средств с  баланса

01/1

01

2) списание суммы амортизации

02

01/1

3) отражение остаточной стоимости

91

01/1

4) расходы, связанные  с ликвидацией основных средств

91

70,69,23

5) оприходованы материалы  от ликвидации основных средств

10

91

Реализация основных средств:

   

1) аналогично операциям  1,2,3

   

2) отражена выручка  от продажи основных средств

62

91

3) начислен НДС

91

68/2

Отражение финансового  результата при выбытии основных средств

   

1) прибыль

91

99

2) убыток

99

91


 

         В соответствии с  учетной политикой, инвентаризация основных средств в ОАО “Алексиковский элеватор” проводится один раз в год перед составлением годового отчета, но не ранее 1 ноября отчетного года. При смене материально ответственных лиц проводят частичные инвентаризации на дату передачи основных средств одним материально ответственным лицом другому. В период работы комиссии, предприятие при необходимости, выделяет в их распоряжение транспорт.

         До начала инвентаризации основных средств, проверяют наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов и другой технической документации; наличие документов на основные средства, сданные или принятые в аренду и т. д. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

           Так, инвентаризационная комиссия  составляет "Инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей" (ф. № инв.-l). Опись применяется для отражения данных фактического наличия основных средств. После оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств (ф. № инв.-18).

         На основании материалов инвентаризации сверяют данные бухгалтерского учета с данными инвентаризационных описей и устанавливают излишки или недостачу основных средств. Основные средства, по которым выявлены расхождения, записывают в сличительные ведомости.

         Неучтенные объекты, обнаруженные при инвентаризации, приходуют записью:

дебет счета 01 "Основные средства" — на первоначальную или восстановительную стоимость объекта

кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" — на остаточную стоимость

кредит счета 02 "Амортизация основных средств" — на сумму амортизации объекта.

       Не годные к дальнейшему использованию основные средства списывают таким же путем, как и при ликвидации основных средств. Недостачу основных средств по вине материально ответственных лиц относят на их счет. При этом составляют записи:

 дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

кредит счета 01/1 "Выбытие основных средств";

дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

кредит счета 94 "Недостачи и потери от порчи материальных ценностей".

В процессе эксплуатации основных средств возникает необходимость  в проведении их ремонта. Согласно учетной политике предприятие, резерв на ремонт основных средств не создается. В ОАО «Алексиковский элеватор» фактические расходы, связанные с проведением работ по ремонту основных средств относят прямо на счета издержек и обращения с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов. Ремонт основных средств может быть выполнен либо хозспособом, либо подрядной организацией.

На счетах издержек производства и обращения, расходы связанные с ремонтом основных средств, отражаются по соответствующим элементам затрат.

 

2.6. Учет  амортизации основных средств.

 

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 6/01 стоимость  объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не предусмотрено Положением.

В процессе кругооборота основные средства, сохраняя первоначальную вещественную форму, постепенно изнашиваются. Износ – это потеря основными средствами части их стоимости. Для замены износившихся основных средств, а также для проведения восстановительных ремонтов организация должна накапливать определенные средства, то есть суммы износа основных средств должны каким-то путем возмещаться из выручки. Такое накопление происходит путем систематического включения в себестоимость производимого продукта сумм, равных величине износа основных средств. Эти суммы получили название «амортизационные отчисления».

Пункт 18 с Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ 6/01) предусматривает  четыре способа начисления амортизации  основных средств:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого  остатка;

- способ списания стоимости по сумме числе лет срока полезного использования;

- способ списания стоимости  пропорционально объему продукции.

Предприятие может предусмотреть  в учетной политике сразу несколько  методов начисления амортизации. Однако по одной и той же группе основных средств, можно использовать только один метод.

Согласно учетной политики, ОАО “Алексиковский элеватор” амортизация начисляется для целей бухгалтерского учета линейным способом. Сумму начисленной амортизации по основным средствам отражают путем накопления соответствующих сумм на счете 02 «Амортизация основных средств». При поступлении основных средств амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления в кооператив, а по выбывшим основным средствам прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем их выбытия. По полностью амортизированным основным средствам начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за последним месяцем, в котором стоимость этих средств была полностью перенесена на стоимость продукции, работ или услуг.

Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

По отдельным видам  автомобильного транспорта сумма амортизации определяется на основе данных инвентарных карточек соответствующих объектов и сведений о фактическом пробеге автотранспорта за отчетный месяц. Расчет сумм амортизации проводят методом прямого счета ежемесячно в размере 1/12 от годовой нормы и оформляют специальной разработанной таблицей «Проводка по счету 02 по предприятию за месяц». Амортизационные отчисления относят на издержки производства и обращения как часть стоимости основных средств.

 

3.Совершенствование учета основных средств

 

Так как программные  продукты в области учета основных средств на предприятии применяются только частично  предлагаем полностью перевести бухучет предприятия на программный комплекс «1-С», который поможет контролировать долговременные активы и прочие виды амортизируемого имущества.

ОАО “Алексиковский элеватор” имеет длительный опыт использования программных продуктов только в области, одной из самых трудоемких в бухгалтерском учете, в расчете заработной платы.

Под основными средствами в программном комплексе «1-С» понимаются объекты учета, свойства которых описаны в ПБУ 6/01. Для упрощения ввода информации об объектах учета в программе предусмотрен ряд вспомогательных справочников-классификаторов. Это справочник групп имущества, номенклатурный справочник имущества, справочник ОКОФ и справочник амортизационных групп. Главными хранилищами информации об объектах учета являются картотеки, которые заведены на конкретные виды имущества.

Все объекты основных средств, которые подлежат инвентарному учету, характеризуются номенклатурным и инвентарным номерами. Информация о конкретном объекте находится в его учетной карточке, у которой также имеется свой собственный номер. В карточках отслеживается полная история изменения всех реквизитов, представляющих особую значимость с точки зрения бухгалтерского и налогового учета. Это позволяет легко получать отчетность по картотеке на любую интересующую бухгалтера дату. Одной из отличительных особенностей системы «1-С» является большое разнообразие форм учетных карточек, в которых отражены нюансы учета различных категорий объектов. Среди этих карточек можно выделить:

- проста карточка –  для учета одного объекта основных  средств;

- групповая карточка  – для учета нескольких объектов, находящихся под материальной  ответственностью одного лица. Это  есть совокупность простых карточек, объединенных общим номером;

- карточка на выделенный  учетный объект. Позволяет вести  отдельные учетные карточки на  выделенные части инвентарного  объекта без смены инвентарного  номера. Это есть совокупность  простых карточек, которые заведены на части объекта и объединены общим инвентарным номером.

При начале работы в системе  картотека имущества вводится вручную. В дальнейшем новые учетные карточки создаются при оформлении документов поступления, а также документов перемещения, когда учетный объект или его часть перемещаются на новую карточку.

Электронная форма карточки включает в себя ряд информационных разделов – это сведения об объекте  учета: документы движения, данные о  расчете амортизации, выработке, переоценках, сведения о комплектации и прочие параметры. Система поддерживает разнообразные виды документов, с помощью которых регистрируется движение имущества на предприятии.

Виды движения объектов учета сгруппированы по видам  активов.

Список видов движения, настроенных в системе «С-1» для внеоборотных активов, куда входят основные средства, открывается поступлением. Возможные источники поступления – либо приобретение, либо изготовление собственными силами. После поступления основных средств происходит их ввод в эксплуатацию. Документ ввода в эксплуатацию оформляется, если возникает ситуация, когда моменты поступления имущества и передачи в эксплуатацию разнесены во времени. При вводе в эксплуатацию стоимость объекта можно списывать на затраты.

Следующий вид движения – внутреннее перемещение, когда происходит переход имущества в другое подразделение или другому материально ответственному лицу. Для отражения возврата объекта из эксплуатации используется вид движения перевод в запас. При переводе в запас начисление амортизации приостанавливается. Еще один специальный вид внутреннего перемещения – перевод на консервацию и в этом случае начисление амортизации приостанавливается. Документ, оформляющий «противоположный» вид движения – возврат с консервации – переводит объект в эксплуатацию и возобновляет амортизационные начисления. Аналогичным образом «работают» и два других «парных» вида движения, поддерживаемых для внеоборотных активов – перевод на ремонт и возврат из ремонта.

Система позволяет учитывать  и такие хозяйственные операции, как перевод в аренду и возврат из аренды.

Для учета операций выбытия  объектов основных средств – по причине продажи или физического (морального) износа – существует для  соответствующих вида движения: реализация и списание. Для изменения стоимости  объекта, не связанного с переоценкой, применяется вид движения изменение стоимости. При этом могут изменяться износ, срок использования объекта и плановый объем выработки. В составе видов движения имеется также операция смена групповой карточки, предназначенная для перемещения инвентарного объекта с одной групповой карточки на другую.

Информация о работе Состояние и пути совершенствования учета основных средств