Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение и критическая оценка бухгалтерского учета и порядка заполнения бухгалтерского баланса предприятия, а также рассмотрение предложений, направленных на совершенствование методики составления баланса исходя из международных стандартов финансовой отчетности. Изучение бухгалтерской отчетности выполнялась на практических материалах ОАО «Барановичского камбината хлебопродуктов» (ОАО «Барановичский КХП»).
ВВЕДЕНИЕ
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
1.1 Сущность и значение бухгалтерского баланса, виды бухгалтерских балансов.
1.2.Обзор нормативных и законодательных актов по теме исследования
2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
2.1 Содержание, структура и оценка основных статей актива баланса
2.2 Содержание, структура и оценка основных статей пассива баланса
2.3 Методика составления бухгалтерского баланса
2.4. Совершенствование бухгалтерского баланса исходя из международных стандартов финансовой отчетности
Заключение
Общий итог актива баланса на начало 2010г. составил 260 480 млн. руб., на конец первого полугодия – 244 310 млн. руб.
Таким
образом, актив баланса содержит
сведения на определённую дату о вложениях
финансовых ресурсов в ОС и материальных
ценностей, необходимых для производства,
о расходах, обеспечивающих предприятию
соответствующие условия для
продажи, и об объектах свободной
денежной наличности. Актив баланса
даёт возможность узнать, какие изменения
произошли в имуществе
2.2
Содержание, структура
и оценка
основных статей
пассива баланса
Пассив - это обязательства за полученные ценности (услуги) или требования (обязательства) на полученные предприятием ресурсы (активы). [18, с.12]
Понятие «пассив» в переводе с латинского – недеятельный. Он содержит сведения об источниках возникновения имущества предприятия и отвечает на вопрос «откуда?» появились эти средства. [18, с.18]
Пассив содержит 3 раздела: III «Капитал и резервы», IV «Долгосрочные обязательства», V «Краткосрочные обязательства», которые в свою очередь подразделяются на отдельные статьи, причем, статьи пассива группируются по степени срочности возврата обязательств.
В разделе III «Капитал и резервы» приводятся данные о фондах и резервах организации, сформированных в прошлые и отчетные периоды, суммы неиспользованной прибыли или непокрытого убытка отчетного года и прошлых, лет, доходы будующих периодов и остатки средств целевого финансирования, не использованные на отчетную дату.
По статье «Уставный фонд» показана величина уставного фонда, которая на заводе составляет 23 736 млн. руб.
По статье «Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей)» приводится стоимость собственных акций (долей), выкупленных у акционеров (учредителей) в случае их выхода из состава собственников организации. Как видно из баланса в 2010г. на ОАО «Барановичском КХП» данные операции не имели место.
По статье « Резервный фонд» отражается сумма остатков резервного фонда, которая составляет на начало года 852 млн. руб., а на конец первого полугодия – 856 млн. руб.
По статье «Добавочный фонд» показывается эмиссионный доход и суммы переоценки в соответствии с установленным порядком внеоборотных активов и др. Размер добавочного фонда на 01.01.2010г. составил 89 316 млн. руб. и на 01.07.2010 - 93 102 млн. руб.
Статьи
«Нераспределенная прибыль» и «Непокрытый
убыток» характеризуют
По статье «Целевое финансирование» отражают остатки поступивших и неиспользованных средств.
Таким образом, итог по разделу III «Источники собственных средств» на начало 2010г. составил 125766 млн. руб., а на конец первого полугодия – 130023млн. руб.
По разделу IV «Долгосрочные обязательства» приводится информация о долгосрочных обязательствах организации: кредитах, займах (включая налоговые кредиты) и прочие обязательств, подлежащих погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а также о суммах процентов по ним.
По статья «Долгосрочные кредиты и займы» приводятся остатки сумм долгосрочных кредитов и займов, полученных на срок боле одного года, а также сумм начисленных и неуплаченных процентов по ним, учитываемых по счету 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». На данном предприятии на начало года сумма долгосрочных кредитов и займов составила 99 620 млн. руб., а на конец первого полугодия – 77 229 млн. руб.
В статье «Прочие долгосрочные обязательства» отражаются суммы задолженности по прочим долгосрочным обязательствам (в т.ч. сумма задолженности по лизинговым платежам) со сроком погашения более года, учитываемые по кредиту счета 76. На ОАО «Барановичском КХП» сумма составила на 01.01.2010г. – 8 194 млн. руб. , а на 01.07.2010г. – 6 741млн. руб.
Общий итог по IV разделу данного баланса составил на начало 2010г. – 107814 млн.руб., а на конец первого полугодия 2010г. – 83970млн.руб.
По разделу V «Краткосрочные обязательства» приводится информация о краткосрочных обязательствах организации, краткосрочных кредитах и займах (включая налоговые кредиты), сумма процентов по ним, кредиторской задолженности, суммах ререзервов предстоящих расходов. Данный разбел состаит из следующих статей:
По статьям «Краткосрочные кредиты и займы» и «Долгосрочные кредиты и займы» показываются суммы полученных заемных средств, подлежащих возврату согласно с договорами соответственно в течение 12 месяцев или более 12 месяцев после отчетной даты, а также суммы процентов, начисленных за пользование этими средствами. На данном предприятии кредиторская задолженность на начало года составила 573 млн.руб., а на конец первого полугодия – 2 870млн.руб.
По группе статей «Кредиторская задолженность» отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками (сч.60); расчеты по оплате труда (чс.70); расчеты по прочим операциям с персоналом (сч.71, 73); расчеты по налогам и сборам (сч.68); расчеты по социальному страхованию и обеспечению (сч.69); расчеты с акционерами (учредителями) по выплате доходов (дивидендов) (сч.75); расчеты с дебиторами и кредиторами (сч.76). Общая сумма кредиторской задолженности на ОАО «Барановичском КХП» на 01.01.2010г. равна 23 654 млн. руб., а на 01.07.2010г. – 26 542 млн. руб.
По статье «Задолженость перед участниками (учредителями)» приводится информация о расчетах по причитающимся учредителям дивидентам, доходам, учитываемым по счету 75. Долг данного предприятия на начало года составил 31млн. руб., а уже на конец первого полугодия - 6 млн.руб.
По статье «Резервы предстоящих расходов» показываются остатки средств, зарезервированных в целях равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и расходы на реализацию. На ОАО «Барановичском КХП» данный резерв появился только на конец первого полугодия и составил 192млн.руб.
В
статье «Прочие краткосрочные
Таким образам итоги по разделу V составили на начало года 26 900 млн.руб. и на конец первого полугодия – 30 317 млн.руб.
Общий итог пассива баланса на начало и конец первого полугодия 2010г. соответственно составляет 260 480 млн. руб. и 244 310 млн. руб.
Таким
образом, в пассиве баланса приводятся
статьи, показывающие собственные и
заёмные источники средств. Наличие
таких разделов пассива как «Капитал
и резервы», «Долгосрочные обязательства»,
«Краткосрочные обязательства» позволяют
при оценке деятельности предприятия
проанализировать его платежеспособность,
ликвидность и другие показатели.
2.3
Методика
составления
бухгалтерского баланса
Составление
бухгалтерской отчётности - завершающий
этап всего учётного процесса на предприятии.
Т.к. отчёты – и квартальный и
годовой - являются результатом обобщения
текущего учёта, максимальное подчинение
бухгалтерского учёта в течение
года составлению отчётности обеспечит
получение отчётных показателей
с надёжными качественными
В частности, процесс составления полугодового отчёта условно можно разделить на два этапа:
Подготовительная работа в свою очередь делится на три части:
а) разработка плана работы по составлению отчётности.
б)
инвентаризация статей бухгалтерского
баланса к составлению
в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.
Подготовительные работы по составлению отчётности фактически являются разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятии.
а)
разработка плана
работы по составлению
отчётности
Своевременное составление отчётности высокого качества обеспечивается последовательной группировкой данных аналитического учёта применительно к целям отчётности и контроля за соответствия нормам, сметам. При этом данные аналитического учёта должны отражаться таким образом, чтобы фактические показатели уже в самих регистрах сопоставлялись с нормативами. Такой принцип учёта, например, затрат на производство превращает учётные регистры в аналитические таблицы, которые могут использоваться в оперативном управлении.
В начале каждого нового года в результате анализа организации бухгалтерского учета в предыдущем году и инструктивных указаний вносятся изменения или вводятся дополнительные регистры для накапливания показателей счетных форм. Таким образом, подчинение аналитического учета целям отчетности обеспечивает своевременное и более качественное составление форм периодической и годовой отчетности.
После
разработки плана работ по составлению
полугодового отчета, обсуждения
его в бухгалтерии с участием экономистов
и других специалистов
издают приказ, где объявляют
сроки выполнения отдельных работ
по полугодовому отчету, указывают
исполнителей отдельных видов работ.
б) инвентаризация
статей бухгалтерского
баланса к
составлению полугодового
отчета
Основной задачей формирования полугодового бухгалтерского отчета предприятия является обеспечение своевременности, полноты и достоверности данных бухгалтерской и налоговой отчетности, предъявляемой в налоговые органы и заинтересованным пользователям. Не случайно в ст. 12 Закона « О бухгалтерском учете и отчетности” в Республике Беларусь предусмотрено перед составлением полугодовой бухгалтерского отчетности проведение на предприятии инвентаризации его имущества и денежных обязательств.
Чтобы быть уверенным в правильности показателей полугодовой бухгалтерской отчетности на предприятии необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и убедиться в том, что:
В частности, используемые бухгалтером проводки должны быть
предусмотрены Инструкцией по применению Плана счетов финансово- хозяйственной деятельности предприятий. Другими словами, перед формированием полугодовой бухгалтерской отчетности целесообразно провести инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества и денежных обязательств.
На основании этих указаний и положений на предприятии разработан план инвентаризации и проект приказа о составе инвентаризационной комиссии.
Для проведения инвентаризации
была создана постоянно действующая
инвентаризационная комиссия