Содержание бухгалтерского баланса и порядок формирования в нем учетно-аналитической информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной курсовой работы является изучение и критическая оценка бухгалтерского учета и порядка заполнения бухгалтерского баланса предприятия, а также рассмотрение предложений, направленных на совершенствование методики составления баланса исходя из международных стандартов финансовой отчетности. Изучение бухгалтерской отчетности выполнялась на практических материалах ОАО «Барановичского камбината хлебопродуктов» (ОАО «Барановичский КХП»).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС И ЕГО РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
1.1 Сущность и значение бухгалтерского баланса, виды бухгалтерских балансов.
1.2.Обзор нормативных и законодательных актов по теме исследования
2. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
2.1 Содержание, структура и оценка основных статей актива баланса
2.2 Содержание, структура и оценка основных статей пассива баланса
2.3 Методика составления бухгалтерского баланса
2.4. Совершенствование бухгалтерского баланса исходя из международных стандартов финансовой отчетности
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 1.27 Мб (Скачать)
  • проведение инвентаризации всех статей баланса и уточнение остатков по счетам Главной книги с отражением корректировок в Главной книге за декабрь;
  • проверка расчетов с покупателями, поставщиками, кредиторами и другими субъектами рынка и внесение изменений в Главную книгу за декабрь;
  • уточнение оценки основных средств, материалов, ценных бумаг, долгов и тому подобное с уточнением данных за декабрь;
  • уточнение распределения доходов и расходов, прибылей и убытков между смежными календарными годами;
  • закрытие счетов финансовых результатов и выявление окончательного финансового результата за год;
  • составление итоговой оборотной ведомости по счетам Главной книги со всеми исправлениями по результатам перечисленных процедур и выведение остатков по счетам для составления заключительного годового баланса.

     Заключительный  годовой баланс является начальным. По данным этого баланса открываются  счета в Главной книге на новый  отчетный год.[6, c.33-34]

  • ликвидационный (составляется при ликвидации организации). Ликвидационный баланс при ликвидации организации независимо от основания для ликвидации. Такой баланс составляется неоднократно:
  • на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);
  • в ходе периода ликвидации организации (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);
  • на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс);

     - годовой баланс составляется по годовой бухгалтерской отчетности после выполнения ряда обязательных процедур (инвентаризации всех статей баланса, переоценки имущества и обязательств, предусмотренной законодательством Республики Беларусь, реформации и др.).

     -заключительный  баланс прошлого года должен быть тождественен вступительному балансу текущего года. Такое равенство обеспечивает соблюдение требования, предъявляемого к бухгалтерской отчетности - преемственности балансов.

     - в течение финансового года составляется и представляется бухгалгалтерская отчетность, в которую входит баланс. Промежуточный месячный, квартальный) бухгалтерский баланс составляется по той же форме, что и годовой. Такой баланс составляется на отчетную дату без заключительных проводок года. Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода (финансового года). В Белоруссии промежуточные балансы заполняются итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев. Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - имущества и обязательств организации. Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

         По  объему:

     единичный (простой). Единичный (простой) баланс характеризует результаты деятельности одной организации;

     сводный. Сводные и сводно-консолидированные балансы – это объединение данных отдельных организаций в общий баланс. Сводный баланс составляется, как правило, вышестоящими организация (министерствами, ведомствами, комитетами, концернами). Сводный баланс составляется министерствами, ведомствами, комитетами и т.п путем расчета агрегированных данных в целом по отрасли или подведомствеными организациям путем простого суммирования оодноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между организаниями внутри отрасли;

     - консолидированный. Консолидированные балансы составляет Группа (холдинг, концерн), представленная материнской и ее дочерними компаниями. Консолидированный баланс (сводно-консолидированный баланс) составляется материнской компанией с учетом данных балансов дочерних и зависимых обществ. Консолидированный баланс составляется путем проведения корректировок:

    • исключением инвестиций материнской компании в уставные фонды дочерних организаций и исключением соответствующих долей материнской компании в уставных фондах дочерних организаций;
    • исключением остатков по взаимным расчетам внутри Группы;
    • исключением дивидендов, выплаченных внутри Группы, а также прочих взаимных доходов и расходов.

     По форме:

          

     - двусторонний (построен по форме: актив слева, пассив справа, возможно  обратное расположение, как это еще встречается в практике (отдельных английских предприятий); разновидностью этого типа является двухсторонняя разделенная форма (суммы актива записываются слева, пассива - справа, в центре - название статей баланса);

     - односторонний (вначале записывают актив, а затем пассив, который приводится не как противопоставление, а как продолжение актива, или актив записывают на одной стороне баланса, а пассив - на обороте его);

     - шахматный (составляется в виде матрицы).

     По  цели различают разделительные, соединительные и санируемые балансы.

     Разделительные  и соединительные балансы составляются при реорганизации юридического лица. Реорганизация юридического лица может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования [5, ст.148-151].

     Соединительный  бухгалтерский баланс - это баланс, сформированный на основе заключительных (ликвидационных) балансов при объединении двух или более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо.

     Разделительный  бухгалтерский баланс - это баланс, образованный на основе ликвидационного баланса при разделении одного хозяйствующего субъекта на два или несколько юридических лиц, а также при выделении из единого бухгалтерского баланса юридического лица доли капитала для образования новой самостоятельной организации [6, ст.34].

     Санируемые  балансы. Потребность в такой разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда организация находится на пороге банкротства (несостоятельности выплачивать долги) и необходимо определиться: принять решение о ликвидации путем объявления о банкротстве или попытаться убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые внешние аудиторы, которые еще до срока составления заключительного баланса (т.е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел в организации, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния организации. Санируемый баланс, как правило, отличается от отчетных балансов, составленных работниками бухгалтерской службы организации, так как аудиторы зачастую подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующие реальности. Закон Республики Беларусь «Об экономический несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания хозяйственным судом должника банкротом, регулирует порядок и условия проведения производства по делу о банкротстве, осуществления мер по предупреждению банкротства и иные отношения, возникающие при неплатежеспособности должника.

     В зависимости от группировки статей баланса различают классифицированные и неклассифицированные балансы.

     Если  статьи разбиты на группы, то баланс называется классифицированным.

     Если  статьи имущества и обязательств в балансе не разбиты, то баланс называется неклассифицированным. Неклассифицированный баланс содержит только три раздела: активы, обязательства и собственный капитал, представляющие собой разные элементы финансовой отчетности. 

     По  полноте оценки:

  • брутто;
  • нетто.

     Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто (счета 02, 05), а без регулирующих статей -балансом-нетто.

         По  содержанию:

     - сальдовый (включает только сальдо). Сальдовый баланс включает только сальдо по счетам на определенную дату и имеет следующий вид (таблица 1.1):

     Таблица 1.1.

     
                                   Пассив

     Актив               

     На  начало отчетного периода      На  конец отчетного периода
                    
     Баланс              

     - оборотный. Оборотный баланс составляется по счетам (иногда 
по субсчетам и аналитическим счетам) на определенную дату и имеет 
следующий вид (таблица. 1.2):

     Таблица 1.2.

     
     Пассив               

     Актив

     На  начало отчетного периода      Движение  хозяйственных средств и их источников за отчетный период      На  конец отчетного периода
 
 
     Увеличение
     Уменьшение
 
      
                           
      Баланс                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Обзор  нормативных и  законодательных  актов по теме  исследования

       

     Бухгалтерская отчетность регламентируется многими  нормативно-правовыми актами Республики Беларусь. Особое внимание следует  уделять законам, инструкциям, положениям по составлению бухгалтерской отчетности, которые регулируют порядок формирования и представления информации о  средствах предприятия и источниках их формирования, и  исполнение которых  является обязательным для субъектов  хозяйствования всех форм собственности.

     Состав, содержание и методические основы  формирования  бухгалтерской   отчетности организаций, являющихся юридическими лицами, установлены Законом Республики Беларусь от 18.10 1994 «О бухгалтерском  учете и отчетности» с изменениями  и дополнениями [1] (далее – Закон). Этот основной нормативный документ, регламентирующий организацию бухгалтерского учёта и отчётности, устанавливает требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. Из Закона следует, что законодательство о бухгалтерском учете и отчетности основывается на Конституции РБ. [2,Ст. 13-15] Закона регламентируют состав бухгалтерской отчетности и условия ее формирования, порядок представления и публикации отчетности, а также ответственность за нарушение законодательства РБ о бухгалтерском учете и отчетности.

     К   системе   нормативного регулирования    бухгалтерского   учёта   и   отчётности   относятся   также  законодательные  акты  и  решения   правительства,   затрагивающие  вопросы организации учета и  налогообложения. К  ним относятся:

  • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» (в ред. постановления Минфина от 13.11.2003 №153 [3] (далее – План счетов);
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 №62 [4];
  • Закон Республики Беларусь «О Бюджете Республики Беларусь»;
  • Гражданский кодекс РБ [6];
  • Налоговый кодекс РБ.

     При составлении бухгалтерской отчетности за 2010 год бухгалтеру следует руководствоваться положениями Инструкции о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности, утвержденной постоновлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 №19 [5].

     При этом следует учитывать норму  п. 15 Инструкции о порядке составления  и предоставления бухгалтерской  отчетности, утвержденной Постановлением №19. Этими нормативными документами установлены требования, предъявляемые к составу и содержанию форм бухгалтерской отчетности, порядок проведения годовой инвентаризации перед составлением годового отчета, порядок отражения заключительных операций при закрытии счетов бухгалтерского учета, порядок заполнения форм отчетности и механизм взаимоувязки ее показателей.

Информация о работе Содержание бухгалтерского баланса и порядок формирования в нем учетно-аналитической информации