Сегменты отчетной деятельности в МСФО и РСБУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Упрочение рыночных отношений в экономике России предъявляет все новые требования к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В центре внимания специалистов оказываются проблемы обеспечения полезности результатной информации бухгалтерского учета, что, с точки зрения заинтересованных пользователей (инвесторов, займодавцев, кредиторов, менеджеров и др.), выражается в достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях в нем и финансовых результатах деятельности. В первую очередь, это затрагивает систему бухгалтерской отчетности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и значение отчетности об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса…………………………………………………………………5
1.2 Составление сегментарной отчетности и ее показатели.………………...10
1.3 Методика анализа по данным сегментарной отчетности………………...15
2 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ООО "МАВР"…………………………………………………20
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………20
2.2 Раскрытие информации по отчетным сегментам при составлении бухгалтерской отчетности в ООО "Мавр"……………………………………..21
2.3 Формирование информации о выручке (доходах) сегмента……………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….

Файлы: 1 файл

мсбууу.docx

— 102.53 Кб (Скачать)

Раскроем содержание некоторых показателей отчетности о сегментах.

Доходы сегмента – это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.

Расходы сегмента – это расходы, непосредственно увязываемые с сегментом, или соответствующая часть расходов предприятия, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент.

Результат деятельности сегмента должен отражать меру рентабельности сегмента и равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.

Активы сегмента – совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения можно использовать обоснованную базу.

Трансфертная цена (как уже сказано в предыдущей главе и подробнее изучено в следующем разделе) – это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же предприятия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; "справедливой" рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.

Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности, может быть представлена следующим образом.

Последовательность действий по выделению сегмента и подготовке информации по ним, подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности:

1. Анализ деятельности  организации по производству  определенного товара (однородных  групп товаров) с точки зрения  рисков и прибылей, присущих этой  деятельности

1.1 Определение операционных  сегментов

1.2 Выделение отчетных  операционных сегментов

2. Анализ деятельности  организации по производству  товаров в определенном географическом  регионе с точки зрения рисков  и прибылей, присущих этому региону

2.1 Определение географических  сегментов

2.2 Выделение отчетных  географических сегментов

3. Определение первичной  и вторичной информации

4. Формирование и раскрытие  первичной информации по сегментам

5. Формирование и раскрытие  вторичной информации по сегментам

Раскрытие информации по отчетным сегментам осуществляется посредством представления определенного перечня показателей. При этом информация может быть первичной (более важной для пользователей) или вторичной (менее важной). Выделение первичной и вторичной информации по сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера имеющихся рисков и полученных прибылей в деятельности организации. Преобладающие источники и характер рисков и прибылей выявляются на основе организационной и управленческой структуры организации, а также системы внутренней отчетности (п.16 ПБУ 12/2000).

В п.17-20 ПБУ 12/2000 раскрываются принципы деления информации на первичную и вторичную. Если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в производимых товарах (работах, услугах), то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим. Примером может служить ситуация, когда разброс в уровнях рентабельности продаж (в сравнении с общим уровнем по организации в целом) наблюдается в большей степени по видам продукции, чем по географическим регионам.

Наоборот, если риски и прибыли определяются, главным образом, различиями в географических регионах, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной – по операционным. Если же риски и прибыли определяются в равной мере различиями в производимых товарах (работах, услугах) и различиями в географических регионах, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной – по географическим.

В случае, когда организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах (работах, услугах), ни на географических регионах деятельности, выделение первичной и вторичной информации по отчетным сегментам производится на основе решения руководителя организации.

Показателями первичной информации по отчетным сегментам (операционным или географическим) являются следующие: общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; финансовый результат (прибыль или убыток); общая балансовая величина активов; общая величина обязательств; общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; совокупная доля в чистой прибыли (убытке) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность.

В ПБУ 12/2000 приведены перечни показателей вторичной информации. Для географических сегментов: величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; балансовая величина активов по местам их расположения; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. При этом доля каждого отчетного сегмента должна составлять не менее 10% вышеуказанных показателей всех географических сегментов.

Для операционных сегментов: выручка от продажи внешним покупателям; балансовая величина активов; величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы. Данные показатели приводятся по каждому операционному сегменту, выручка от продажи внешним покупателям которого составляет не менее 10% общей выручки организации либо величина активов которого составляет не менее 10% величины всех операционных сегментов.

1.3 Методика анализа по  данным сегментарной отчетности

Анализ финансово-хозяйственной деятельности по данным сегментарной отчетности можно проводить с различной степенью детализации. В данном случае не ставится задача представить всеобъемлющий анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. Ниже приведены комплексные показатели, которые достаточно надежно характеризуют финансовое и имущественное положение организации и которые можно рассчитать по данным сегментарной отчетности. Следует иметь в виду, что разных пользователей будут интересовать различные аспекты деятельности организации. Так, кредиторы прежде всего обратят внимание на состояние платежеспособности, собственники – на рентабельность собственного капитала, инвесторы – на показатели фондового рынка, конкуренты – на показатели продукции, коммерческой активности, доли рынка и пр. Не всю необходимую для анализа информацию можно найти в сегментарной отчетности, которая при всех ограничениях является достаточно надежным источником для анализа деятельности организации. Дополнительные данные публикуют статистические агентства, финансовую информацию – биржи.

Чтобы не утонуть в море цифр, содержащихся в отчетности, целесообразно начать с ее чтения, в ходе которого можно определить основные тенденции деятельности организации и ее сегментов, а также структурные сдвиги в их развитии. При первом просмотре сегментарной отчетности следует держать в поле зрения не более десятка статей: активы, прибыль, реализация, число работающих в организации и некоторые другие. У нормально развивающейся организации из года в год будет отмечаться положительная динамика основных показателей: итога баланса, выручки от реализации, чистой прибыли. Сокращение абсолютных значений этих статей требует углубленного анализа.

В информации об активах по каждому сегменту должны быть представлены данные об активах, которые используются для производства:

- определенных товаров, выполнения  определенных работ или оказания  определенных услуг – по операционному  сегменту;

- товаров, выполнения работ  или оказания услуг в определенном  географическом регионе – по  географическому сегменту.

При анализе, в расчет сегмента принимаются только те активы, которые непосредственно используются при производстве товаров (работ, услуг). Те активы, которые используются совместно в двух или более сегментах, могут быть распределены между сегментами при условии, что по этим сегментам распределяются доходы и расходы. Способ распределения активов избирается организацией самостоятельно в зависимости от специфики ее деятельности. При этом организацией могут применяться разные способы распределения активов между сегментами.

В информации об обязательствах сегмента при проведении анализа, в этой информации по каждому сегменту должны быть представлены данные об обязательствах, которые возникают при производстве и продаже определенных товаров, выполнении определенных работ или оказании определенных услуг – по операционному сегменту; при производстве и продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг в определенном географическом регионе – по географическому сегменту.

При группировке информации об обязательствах в каждый сегмент включаются только те данные, которые непосредственно относятся к нему.

В случае, когда информация о выручке (доходах), расходах, активах и обязательствах не может быть непосредственно отнесена к конкретному сегменту, но имеется возможность обоснованного распределения этой информации между сегментами, организация должна разработать базу такого распределения.

При этом активы, которые используются организацией в двух или более сегментах, распределяются между сегментами только в случае, когда по этим сегментам идет соответствующее распределение выручки (доходов) и расходов. При распределении активов и обязательств по сегментам следует помнить, что включение статей в результаты по сегменту, в активы и обязательства должно происходить на симметричной основе.

Распределение между сегментами выручки (дохода), расходов, активов и обязательств может производиться разными способами. Главное, чтобы выбранный способ распределения был закреплен в учетной политике организации и применялся последовательно.

Значительно поможет при первом чтении так называемый горизонтальный, или трендовый, анализ отчетности, в ходе которого рассчитываются темпы роста или прироста каждой балансовой статьи, статей отчета о прибылях и убытках и других форм отчетности. За базисный период принимаются, как правило, данные на начало года или другого периода. При первом чтении отчетности очень полезно обратить внимание на соотношение темпов роста прибыли (Тпр), реализации (Тр) и активов (Так), выражающееся следующим неравенством:

Тпр > Тр > Так > 100%.

Таким образом, прибыль организации и ее сегментов должна возрастать более быстрыми темпами, чем реализация, темпы роста которой должны быть выше, чем темпы роста активов, а они в свою очередь должны превышать 100%. Если это условие постоянно не выполняется, то в перспективе организация может испытать финансовые затруднения. Временные несоответствия темпов роста могут быть обусловлены освоением новых производств, реконструкцией, модернизацией оборудования, которые в текущем периоде являются причиной более высоких темпов роста стоимости активов и временного снижения темпов роста прибылей и реализации.

Сложившиеся группы показателей характеризуют различные стороны деятельности организации и ее сегментов. Между различными показателями складывается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Так, предпринимая усилия по улучшению платежеспособности сегментов, следует иметь в виду, что это может повлиять на рентабельность их деятельности. Повышение рентабельности в свою очередь влечет за собой изменения деловой активности или структуры капитала и платежеспособности и т.д. Изменить одновременно все и сразу с позитивным эффектом достаточно сложно.

Помимо отчетности сегментов за несколько лет, позволяющей выявить долгосрочные тенденции их развития, для более объективного анализа и аргументированных выводов необходимо провести сравнение показателей деятельности со среднеотраслевыми данными или с итогами деятельности конкурентов сопоставимого масштаба производства и деловой активности.

Специалистам хорошо известен такой сборник, как "Standard & Poor's", в котором публикуются среднеотраслевые показатели рентабельности, платежеспособности, структуры капитала и другие по основным отраслям США. В сжатом виде отчетные данные крупнейших компаний мира можно найти в многотомном справочнике "Moody's". Кроме того, современные электронные средства связи значительно расширили возможности получения необходимой информации о компаниях, поскольку многие из них помещают свою финансовую отчетность в открытом доступе на сайтах в Интернете.

При проведении временных или отраслевых сопоставлений необходимо обращать внимание на обеспечение сопоставимости отчетных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ И АНАЛИЗА СЕГМЕНТАРНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ООО "МАВР"

2.1 Краткая характеристика  предприятия

ООО "Мавр" – организация, обеспечивающее удовлетворение основных потребностей широких социальных слоев населения г. Магнитогорска, в том числе и низко доходных групп, в продовольственных товарах и продуктах питания.

Информация о работе Сегменты отчетной деятельности в МСФО и РСБУ